Рабочие программы по истории

Пояснительная записка
Основные цели учебного курса:
выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.

Общая характеристика учебного предмета
-Программа по истории России предназначена для 69 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе Программы «История России 6 класс». -М.: Изд. «Просвещение»,2008 г. ,временных требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану.

-Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе.
Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.

-При реализации программы используются элементы технологий:
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;
- объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний.
- формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.
- проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека:
- дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя;
- учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов;
- технология проблемного подхода.
Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.

Отличительная характеристика рабочей программы по сравнению с примерной.
В рабочею программу были внесены изменения: уменьшение или увеличение количества часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица представлена ниже.

Раздел
Количество часов


В примерной программе
В рабочей программе

Введение
1
1

Глава I. Русь Древняя
12
12


Глава II. Политическая раздробленность на Руси
10
11

Глава III. Русь Московская
14
16

Резерв
3


Итого
40
40


Общий объем учебного времени


Классы
Объем учебного времени (федеральный
Разделы рабочей программы
Резерв учебного времени








компонент)
История России
Всеобщая история


VI класс
68
История России с древности до конца XVIв. (40ч)
История средних веков (28ч)
1


Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования. Учебный план МКОУ «Лопатинская основная общеобразовательная школа» отводит на изучение истории в 6-м классе 2 часа в неделю, в год 68 часов.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения истории ученик 6 класса должен знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира в средние века;
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории этого периода;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.

Общие умения, навыки и способы деятельности

работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
давать оценку отдельным явлениям культуры;
составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
составлять характеристику исторических деятелей;
участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.


Личностными результатами обучения по предмету «История» являются:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к много национальному и культурному образованию;
развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относиться к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;
формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.

Метапредметными результатами обучения по предмету «История» являются:
Образовательные результаты освоения предмета:
освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни;
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
умение формулировать, аргументировать и от стаивать своё мнение, использовать информационно-ком муникационные технологии;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве, в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности.

Предметными результатами обучения по предмету «История» являются:
усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
освоение приёмов установления причинно-следственных связей.
Таким образом, система формирования разнообразных умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся в процессе изучения истории России с использованием данного УМК направлена на реализацию важнейшего требования модернизации школьного образования.

Тематическое планирование

Наименование темы
Кол-во часов
Из них



Практические работы
Контрольные работы

Введение
1



Глава I. Русь Древняя
12

Работа с контурными картами. Работа с документами. Составление сравнительных таблиц
Контрольная работа №1. Терминологический диктант

Глава II. Политическая раздробленность на Руси
11
Работа с документами. Письменные презентации
Контрольная работа №2 Терминологический диктант

Глава III. Русь Московская
16
Работа с документами. Работа с контурными картами. Письменные презентации
Контрольная работа №1.
Тестирование по курсу




Содержание курса
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVI в. (40ч)

Введение (1 ч). Что изучает история Отечества. История России часть всемирной истории. История региона часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.
Русь Древняя (2 ч)
Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.
Русь в IX первой половине XII в. (10 ч)
Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.
Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по
укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.
Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика
Ярослава Мудрого.
Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира
Мономаха.
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской
культуры.
Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Политическая раздробленность на Руси (11 ч)
Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.
Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимире-Суздальского княжества.
Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.
Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».
Родной край в древности (1 ч).

Русь Московская (16 ч)
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергей Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Московское княжество и его соседи в конце XIVсередине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создания единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва Третий Рим».
Культура и быт в XIVначале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIVначале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение...» Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.
Основные социальные слои Российского государства в XIV начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.
Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.
Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция Православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.
Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.
Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».
Итоговое повторение и обобщение (2 ч). Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы


Календарно-тематическое планирование.



Наименование разделов и тем
Вид занятия
Количество часов
Виды самостоятельной работы
Дата проведения






примерная
фактическая

1
Введение
Вводный
1




Глава I. Русь Древняя
12





2
Восточные славяне
Комбинированный
1
Выполнение заданий в рабочей тетради



3
Соседи восточных славян
Изучение нового материала.
1
Выполнение заданий в рабочей тетради
Работа с контурными картами



4-5
Формирование Древнерусского государства
Лекция.

2
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Работа с историческими документами.



6-7
Первые киевские князья
Лекция. Презентация письменных сообщений учащихся
2
Работа с историческими документами.



8-10
Владимир Святославович. Принятие христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Комбинированный.
3
Терминологический диктант .
Работа с историческими документами.



11
Культура Древней Руси
УКП. Комбинированный
1
Выполнение заданий в рабочей тетради.




12
Быт и нравы Древней Руси
Комбинированный
1
Выполнение заданий в рабочей тетради.




13
Русь Древняя
Урок-контроль.
Контрольная работа №1
1
Тест



Глава II. Политическая раздробленность на Руси
11




14-15
Начало раздробленности Древнерусского государства
Комбинированный.
2
Работа с дополнительной энциклопедической информацией
Работа с контурными картами



16
Главные политические центры
Изучение нового материала.
1
Составление сравнительной таблицы



17
Нашествие с Востока
Комбинированный.
1
Работа с дополнительной энциклопедической информацией



18-19
Борьба Руси с западными завоевателями
Видеоурок «Александр Невский»
2
Выполнение заданий в рабочей тетради.




20
Русь и Золотая Орда
Комбинированный
1
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Работа с картой.



21
Русь и Литва
Изучение нового материала.
1
Терминологический диктант



22-23
Культура русских земель в XII-XIIIв.
УКП. Комбинированный. Презентация письменных сообщений
2
Работа с дополнительной энциклопедической информацией
Кроссворды



24
Политическая раздробленность на Руси
Урок-контроль.
Контрольная работа №2
1
Тест



Глава III. Русь Московская
16




25-26
Предпосылки объединения русский земель. Усиление Московского княжества
Комбинированный.
2
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Работа с историческими документами.



26-28
Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
Комбинированный.
2
Работа с историческими документами.
Работа с картой.



29
Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV века
Комбинированный.
1
Индивидуальная работа по карточкам.



30
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества
Лекция с элементами практикума
1
Работа с историческими документами.




31-32
Московское государство в конце XV- начале XVI века
Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
2
Индивидуальная работа по карточкам.
Заполнение таблицы «Органы управления в Русском государстве XV-начале XVI века»



33
Церковь и государство в конце XV-началеXVI века
Лекция
1
Выполнение заданий в рабочей тетради.




34
Реформы Избранной Рады
Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
1
Выполнение заданий в рабочей тетради.




35
Опричнина
Комбинированный
1
Индивидуальная работа по карточкам.



36
Просвещение. Устное народное творчество. Литература в XIV-XVI веках
Письменные презентации сообщений учащихся
1
Выполнение заданий в рабочей тетради.




37
Архитектура и живопись в XIV-XVI веках
Видеоурок
1
Кроссворды



38
Быт XV-XVI веков
Заочная экскурсия
1
Выполнение заданий в рабочей тетради.




39
Русь Московская
Урок-контроль.
Контрольная работа №3. Тестирование по курсу
1
Тест.




40
Урок резерв

1





Программа реализуется с помощью УМК:
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2007.
А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Данилов А. А., Косулина Л. Г .Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2007
Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России. 6 класс – М.: «Экзамен», 2006.
- Настенные исторические карты
- Атласы по истории России с древнейших времен до конца XVI века.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
1. Электронный учебник: Всеобщая история, 6 класс.
2. БЭНП «История Древнего мира и средних веков»
3. Презентации по курсу истории России с древнейших времен до конца XVI века.

Учебно-методический комплект для обучающегося:
Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М., Просвещение, 2006 г.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (6 класс), М., Просвещение, 2007 г.

Методическая литература:
Колеснеченко Н.Ю. Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 кл. –Волгоград: Учитель, 2004

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Основные Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
13LINK14http://www.edu.ru15– федеральный портал «Российское образование»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – российский общеобразовательный Портал
13LINK14http://15www.еgе.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
13LINK14http://www.fsu.edu.ru15– федеральный совет по учебникам МОиН РФ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– портал учебного книгоиздания
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – журнал Вестник образования»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]collection.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт издательства «Просвещение»
http:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – предметный сайт издательства «Просвещение»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
http:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].1[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – газета «История», издательство «Первое сентября»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – государственные образовательные стандарты второго поколения
Дополнительные Интернет-ресурсы
hitp://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - электронный альманах «Россия. XX век»
http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- библиотека книг по истории и другим общественных наукам
13LINK14http://www.historia.ru15– электронный журнал «Мир истории»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - историческая библиотека
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - коллекция исторических документов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт журнала «Родина»
http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса
13LINK14http://www.lib-history.info -15 историческая библиотека
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт «Старые газеты»
13LINK14http://www.vciom.ru15– Всероссийский Центр изучения общественного мнения
http:/www.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]inism.html – библиотека думающего о России
www.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- научная электронная библиотека
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Портал «Музеи России».









Заголовок 415