Урок по теме Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характерa


Урок по теме: Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характерaЦели урока:
Повторить понятие чрезвычайной ситуации, действия населения при различных ЧС.
Познакомить обучающиxся с организацией оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Выявить творческие способности обучающихся при анализе ситуации и нахождении выхода из неё.
Воспитать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.
Наглядность: карточки с ситуативными задачами, вата и бинт, противогаз, презентация.
Формы и методы урока: беседa, работa в группах, блиц-опрос.
ХОД УРОКА
Актуализация знаний
1.Разгадывание кроссвордaУчитель:
- Я хочу начать урок с решения кроссворда, который составил для вас профессор Галилео (презентация).
- Прочитайте ключевое слово (кaтастрофа). Катастрофу можно рассматривать как особый тип ЧС. А какие чрезвычайные ситуации бывают? (природного и техногенного характера). Молодцы!
- Как вы думаете, почему происходят катастрофы?
Катастрофы могут происходить потому, что люди, находящиеся в зоне, подверженной опасностям, не знают о них и тем более не осведомлены о том, как избежать их или какие защитные меры следует предпринять.
- Давайте вспомним, что такое чрезвычайная ситуация? Дайте определение.
(Чрезвычайная ситуация (ЧС) – совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории, возникших в результате совершившейся аварии или катастрофы, опасного природного явления.)
2. Работа в микрогруппах.
Класс разбивается на 3 группы. Каждая группа получает карточку с практическим заданием. Участникам групп необходимо в течение 5 минут ответить на вопросы, имеющие в карточке и выполнить практическую часть.
Практическое задание (ситуация) для I группы: Определите вид и причину опасности. Вы дома одни. Смотрите телевизор. Вдруг в телевизоре пропало изображение, появился шум, треск. Начала раскачиваться люстра, падает посуда, осыпается побелка. Ощущаете колебание здания. Ваши действия (разыграйте ситуацию).
Практическое задaние (ситуация) для II группы: Вас захватили в заложники. Как вы должны себя вести, чтобы снизить угрозу для вашей жизни?
Практическое задание (ситуация) для III группы:
1. Ответьте на вопросы:
- Что такое СИЗ?
- Для чего предназначены СИЗ и в каких случаях их используют?
- Какие СИЗ вы знаете?2. Задание:
а) изготовьте ватно – марлевую повязку и покажите, как её надеть;
б) покажите, как правильно надеть противогаз.
II. Изучение новой темы

Учитель: Человека на протяжении всей жизни окружают разные опасности.
Вопрос: Какие опасности вы знаете?
Да, это опасности природного характера и опасности, возникающие в результате деятельности человека, т.е. опасности техногенного характера.
- Приведите примеры опасностей (природного: землетрясение, наводнение, бури, ураганы, извержение вулкaнов и т.д.; техногенного: пожары, аварии обрушение здания и т.д.)
Вопрос: Почему я поместил в эту схему слово оповещение? (Чтобы довести до населения информацию о возникшей опасности и познакомить с правилами защиты и эвакуации в случаи угрозы жизни и здоровью).
Подберите к нему однокоренные слова.
Учащиеся подбирают слова (весть, известие, вещать – значит говорить).
Учитель: Древние греки говорили: «Предупрежден — значит вооружен».
Вопрос: Как вы считаете, какая тема нашего урока?
Да, сегодня мы будем изучать тему «Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера». Запишите в тетради тему урока. При изучении данной темы вы узнаете, что такое оповещение, для чего оно необходимо   в условиях чрезвычайных ситуаций   техногенного характера, а также   важность данных мероприятий.
Вопрос: Что вы понимаете под словом «оповещение»? Попробуйте сформулировать понятие, что такое оповещение (ответы обучающихся).
Оповещение – это своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях. Об опасных событиях, особенно если это связано с грозящей опасностью, обязано знать население. Если человек    своевременно предупрежден, значит, он имеет возможность встретить и отразить угрозу его жизни и здоровью. В системе гражданской обороны для этого существует служба оповещения.
Система оповещения ГО и ЧС – это организационно – техническое объединение сил, специализированных средств оповещения и системы связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещения и информации о чрезвычайной ситуации.
Задачи системы оповещения:
1. Обеспечение своевременного доведения до органов управления ГОЧС и населения распоряжений о проведении мероприятий ГО и РСЧС.
2. Обеспечение своевременного доведения до органов управления ГОЧС и населения сигналов оповещения ГО и другой информации.
Система оповещения населения в чрезвычайных ситуациях входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В настоящее время в стране 1 федеральная, 6 региональных и 88 территориальных систем централизованного оповещения.
Вопрос: Как происходит оповещение населения при возникновении ЧС? (радио, телевидение, звуковые и световые сигналы, сирены ГО, гудки на заводах, колокольный звон, школьные звонки).
Основным способом оповещения населения об угрозе радиоактивного, химического, бактериологического загрязнения, угрозе и возникновений стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф на объектах экономики и транспорта, угрозе нападения противника является передача речевой информации по местным линиям с использованием проводного, радио- и телевещания. Для привлечения внимания населения включаются сирены, производственные прерывистые гудки, транспортные и другие средства через установки громкоговорящей связи, в том числе установленной на автомобилях службы охраны общественного порядка и ГАИ, что означает передачу предупредительного сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». В годы   Великой Отечественной войны люди знали: если звучит сирена – это сигнал «Воздушная тревога!». В конце 1988 г. был пересмотрен и изменен порядок оповещения. Теперь завывание сирен, прерывистые гудки означают сигнал гражданской обороны: «Внимание всем!» (сигнал).
Вопрос: Ваши действия при этом сигнале? (ответы обучающихся)
Услышав сирену,   надо:
Немедленно включить радио, телевизор, репродуктор радиотрансляции.
Внимательно прослушать экстренное сообщение органов власти или органов управления по делам ГОЧС о сложившейся обстановке и порядке действий.
Держать все эти средства постоянно включёнными в течение всего периода ликвидации аварий, катастроф или стихийных бедствий.
Передача сигналов оповещения   осуществляется вне всякой очереди всеми службами связи и вещания. Информация передаётся в течение 5 мин после подачи звукового сигнала. В опасных районах сообщение дублируется подвижным громкоговорящим устройством.
Вопросы:
1. Как вы думаете, на территории нашего района есть объекты, способные создать угрозу техногенного характера?
2. Какие средства оповещения населения о ЧС есть в нашем районе?
На каждый случай вероятных чрезвычайных ситуаций местные органы ГОЧС имеют примерные варианты сообщений (запись сделана на русском и национальном языках), которые с учетом складывающейся обстановки корректируются.
Приведем варианты сообщений (слайд с голосовым сопровождением)
При аварии на химически опасном объекте: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС города. Граждане! Произошла авария на комбинате с выбросом сильнодействующего ядовитого вещества – аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении (указывается район). В зону химического заражения попадают объекты (перечисляются объекты). Населению улиц (перечисление улиц) рекомендуется находиться в зданиях. В квартирах необходимо произвести герметизацию всех помещений. Населению улиц (перечисление улиц) немедленно покинуть жилые дома, здания учреждений, предприятий, учебные заведения и выйти в район (называется район). Граждане! Сохраняйте спокойствие и в дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».
Вопрос: Ваши действия? (ответы обучающихся)
Просмотр видеоролика.
При аварии на атомных энергетических установках: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС района. Граждане! Произошла авария на атомной электростанции. В районе станции и в населенных пунктах (перечисление пунктов) ожидается выпадение радиоактивных веществ. Населению этих пунктов необходимо находиться в жилых домах. Срочно провести герметизацию жилых помещений и мест нахождения скота. Для защиты организма принять йодистый препарат. Граждане! Сохраняйте спокойствие. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».
Задание: опишите свои действия в данной ситуации.
Просмотр видеоролика.
При угрозе землетрясения: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС города. Граждане! В связи с возможным землетрясением отключите газ, воду, электричество, погасите огонь в печах. Возьмите необходимую одежду, документы, продукты питания, воду и выйдите на улицу. Займите место вдали от зданий, мостов и линий электропередач. Оповестите соседей о полученном сообщении. Находясь в помещении, при первом толчке встаньте в дверной (балконный) проем. Граждане! Сохраняйте спокойствие. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».
Выслушав сообщение, каждый человек должен действовать без паники, продуманно и быстро с учетом конкретных условий, в которых он оказался.
III.Блиц – опрос
Вопросы:
Для чего предназначены сигналы оповещения? (для своевременногодоведения до населения сигналов опасности и порядке поведения в создавшихся условиях).
Как передаются сигналы оповещения? (завывание сирен, прерывистыегудки).
Каков порядок проведения оповещения населения? (сирена,сообщение)
Какие технические средства применяются для передачи сигналов
оповещения? (радио-телевещание, подвижные громкоговорящие устройства).
Кто занимается передачей сигналов оповещения? (службы оповещенияГО и ЧС).Какие основные мероприятия осуществляются по защите населения отчрезвычайных ситуаций техногенного характера? (оповещение, эвакуация, защита).
IV. Домашнее задание: п. 6.1
Объяснение проектного задания каждой группе:
1-ой группе: Составьте список потенциально опасных объектов, находящихся в районе, где вы проживаете. Укажите, источником, какой техногенной чрезвычайной ситуации может стать каждый из указанных объектов. Опишите порядок действия в этих ЧС.
2-й группе: Составьте список ЧС природного характера, наиболее вероятных для нашего района и опишите последовательность действий при их возникновении.
3- ей группе: Обследуйте нашу школу на наличие в ней опасных мест, охарактеризуйте их: чем опасны эти места, как обезопасить себя, как действовать при возникновении некоторых ЧС в школе.
Знание сигналов гражданской обороны, правильные действия по ним и при угрозе чрезвычайной ситуации помогут спасти жизнь вам и вашим близким.
Литература:
Учебник «ОБЖ» 8 класс, авт.
Интерактивный кроссворд, автор Пушкарёв И.В.
Интернет-ресурсы.
Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности».