Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему Повторение по фонетике и орфографии


Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография»
Цели урока:
1) уточнить, обобщить и усовершенствовать знания о звуках речи, буквах, повторить правописание гласных и согласных в корне слова;
2) формировать навыки учащихся ( поиск, осмысление, обработка найденной информации, умение использовать полученную информацию); выработать прочные орфографические навыки, совершенствовать умение фонетического и орфоэпического анализа слова;
3) воспитывать чувство ответственности , пробудить бережное отношение к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладевать этими богатствами; вооружить навыками выразительного чтения.
Оборудование.
Презентация для обучающихся, презентация общая, технологические карты (ТК) для обучающихся.
Ход урока.
Оргмомент.
Приветствие, определение темы урока, целеполагание.
Вводное слово учителя.
Сегодняшний урок не совсем обычный. Мы с вами используем элементы модульной технологии, которая поможет нам с вами работать в таком временном режиме, какой будет удобен для каждого ученика. Весь урок поделен на отдельные учебные элементы, и на каждом этапе вы достигаете промежуточных целей, выполняя задания самостоятельно и проверяя себя по эталону. В этом вам поможет технологическая карта с заданиями и инструкциями по их выполнению, а также презентация к уроку. Подпишите свою карту и можно начинать. Успеха вам!
Учебный модуль №1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ
Цель: осознать личные трудности по теме урока. Для этого обучающиеся заполняют второй столбец таблицы, отмечая знаком + или – свои умения на начало урока (см. ТК)
Учебный модуль №2. ПОДГОТОВКА К ОСНОВНОМУ ЭТАПУ ЗАНЯТИЯ
УЭ 3. Цель: проверить знание понятий и правил. Закончить предложения
Фонетика – это…
Графика – это…
Звук речи – это…
Буква – это…
Орфоэпия – это…
Орфография – это…
УЭ 4.
А) Проверка умения различать звуки и буквы.
Слайд № 4. Игра «Звук заблудился». Задание: найти и исправить «ошибки» в стихах, записав слова парами.
Слайд № 5. Мы собирали васильки. На голове у нас щенки.
Слайд № 6. Миша дров не напилил – печку кепками топил.
Слайд № 7. Сели в ложку и айда! – по реке туда-сюда.
Слайд № 8. На волке сметана, творог, молоко. И рад бы поесть, да достать нелегко.
Слайд № 9. Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном: обязательно примите 10 цапель перед сном».
Слайд № 10. Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. Но зато ему потом на крючок попался дом!
Слайд № 11. Забодал меня котёл… На него я очень зол!
Б) Укажи слово, в котором звуков больше, чем букв. Выпиши слова в тетрадь, разбери их фонетически.
краска, клочья, красное, кривой, колос, крутил.
Укажи слово, в котором звуков меньше, чем букв: пламя, плодовый, подъём, полевой, пляска, плетень.Учебный модуль №3. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ».
УЭ 5. Задание: проговори скороговорку без ошибок. Цель: отработать чёткое проговаривание звуков с помощью скороговорок
В огороде рос горох,
А за речкой – гречка.
Старый наш козёл Енох
В огороде рвал горох,
Гречку рвал за речкой.
Цыплята просят проса,
Цыплятам на подносе
Выносит просо Фрося,
Все косы Фроси в просе.
И без Прокопа кипит укроп;
И ушёл Прокоп – кипит укроп,
И пришёл Прокоп – кипит укроп.
УЭ 6. Цель: проверить орфоэпические знания и умения
Задания:
1)укажи слово, в котором ударение падает на первый слог
каучук, петля, фарфор, досуг, ремень, звонит, портфель, красивее, баловать
2)укажи слово, в котором буква Е обозначает звук э
тест, партер, дебют, тезис, регби, сессия, сервис, модель.
УЭ 7. Цель: проверить орфографические умения подбирать проверочные слова или пользоваться словарем для прояснения звука в слабой позиции
Задание: записать текст под диктовку учителя
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Дополнительное задание: найти в тексте слова, в которых все согласные звуки звонкие.
Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание:
Создать свой текст об осени (можно стихи) с использованием звукописи.