Презентация по русскому языку на тему Урок-путешествие по фонетике


Урок – путешествиепофонетике.Цель урока: повторить и закрепить изученное по фонетике и научиться применять свои знания на практике. _ _ __ _ _ Фонетика. Приглашаю в путешествие по государству Фонетика! Панеш Марьет Аскербиевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5 Маршрутный лист1. Границы государства Фонетика2. Город Звуков3. Река Звукопись4. Город Ударений5. Тупик Ошибок6. Город Алфавит7. Набережная Смекалистых 1 2 3 4 5 Государство Фонетика 7 6 Какой?Какая?Какое?Какие? Ъ, Ь Стражники СКАЗКА о Ъ и Ь.Мягкий знак давно и безнадежно влюблен в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, но все напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых не добьешься ни звука. А мягкий знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нем. Другим буквам, которым приходиться близко встречаться с Ь, нравятся эти качества. Многие из них даже смягчаются от его соседства. Не смягчается только буква Ш, несмотря на все старания Ь. Она по-прежнему так тверда и так шипит, что Ь теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать, и всякий раз снова становится рядом с буквой Ш в глаголах 2 лица ед.числа и в существительных 3 склонения. Словарный диктант. 1 2 3 4 5 7 6 Город Звуков Какой?Какая?Какое?Какие? [ Й, Л, М, Н, Р ] [ Х, Ц, Ч, Щ ] [ Ж, Ш, Ц ] [ Й, Ч, Щ ] Кто в тереме живёт? Площадь Звуков Выборочный диктант. 1. Слова, которые начинаются непарн. тв. согл. звуком:шофержюрицыпленок2. Слова, которые заканчиваются непарн. мягк. согл. звуком.сберечьмузейпомощь3. Слова, которые начинаются непарн. глух. согл. звуком:характерчудесныйцелый щедрый4. Слова, которые заканчиваются непарн. звонк. согл.:геройвосемькапитанкорабль 1.Закричал охотник: «Ой!Двери гонятся за мной!»2.На виду у детворыКрысу красят маляры.3.Посмотрите-ка, ребятки,Баки выросли на грядке!4.Тает снег. Течет ручей.На ветвях полно врачей.5.Мы собирали васильки,На головах у нас щенки. 1 2 3 4 5 7 6 Река Звукопись. Отгадать метаграммы. 1. С глухим согласнымНаливаюсь в поле,Со звонким – сам звеню яНа раздолье.(колос – голос)2.С глухим - траву она срезает,Со звонким – и листочки объедает.(коса – коза)3. С «Б» - мучительной бывает,С «М» - одежду пожирает,С «Р» - актеру я нужна,С «С» я повару важна.(боль, моль, роль, соль)4.Ты меня, наверно, знаешь,Я в сказке Пушкина герой,Но если Л на Н ты сменишь,Сибирской стану я рекой.(Елисей – Енисей) 1 2 3 4 5 7 6 Город Ударений Расставить ударение. Алфавит, арбуз, документ, диалог, инструмент, звонит, километр, поняла, средства. Отгадайте! А) На бахче у нас растетКак разрежешь – сок течет.Свеж и сладок он на вкус,Называется …(арбуз)Б) Это зелье ты не троньЖжется больно, как огонь,Неприметна, некрасиваНазывается …(крапива)В) Из меня посуду тонкуюНежно-белую и звонкуюОбжигают с давних пор,Называюсь я … (фарфор). 1 2 3 4 5 7 6 Тупик Ошибок!!! Второкласснику АндрюшеПросто не везет до слез- Мама, мама, ты послушай,Двойку я опять принес!В самом деле, почемуТак уж не везет ему?В классе пишут под диктовку:«Я принес из леса гриб».Лишь Андрей выводит ловко:«Я принес из леса грипп».Ну, скажите, почемуТак послышалось ему?Игроки владеют басом,А певец – завидным пасом.По реке плывут плоды, А в саду растут плоты.Объясните, почемуВ школе не везет ему? Объясните орфограммы: Прелестный жирный долинаместностьраздавать здравствовать 1 2 3 4 5 7 6 Город Алфавит Буквы – значки, как бойцы на параде,В строгом порядке построены в ряд.Каждый в условленном месте стоит,И называется он …(алфавит) Тридцать три родных сестрицы,Писаных красавицы,На одной живут странице, А повсюду славятся!К вам сейчас спешатСлавные сестрицы.Очень просят всех ребятС ними подружиться!А, Б, В, Г, Д, Е, ЖПрикатили на еже.З, И, Ка, эЛь, эМ, эН, ОДружно вылезли окно.П, эР, эС, Т, У, Ф, ХаОседлали петуха.Це, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я –Все теперь мои друзья.Пять сестренок опоздали –Заигрались в прятки.А теперь все буквы всталиВ азбучном порядке.Познакомьтесь с ними, дети,Вот они стоят рядком.Очень плохо жить на светеТем, кто с ними не знаком. [ Ё, Й, Ъ, Ы, Ь ] Распределительный диктант. (Й) Яма, сел, люк, юбка, мята, вьюн, ель, лень, каюта, съел, юла, Яша, якорь. Живет в русском языке звук Й. Имен он имеет несколько. Одни называют его Неслоговым: ведь он не может образовать слог. Другие называют Кратким в отличие от И полного. Не имеет этот звук своего паспорта.- Не согласен я быть согласным! – восклицает он.А гласным ему быть нельзя: он не образует слога. На согласных он так рассердился, что не пожелал даже стоять после них. Как только ЙОТ оказывается после согласных, то начинает хитрить и обращаться за помощью к Ь и Ъ. Они слушаются его, так как сами не имеют своего голоса, и занимают место Йота. Выполняют они здесь разделительную роль, т.к.образуют преграду и не дают возможности рядом стоящим звукам слиться: сели – съели.Договорились они твердо: Ъ согласился стоять после приставок, оканчивающихся на согласную, а Ь – после согласных в других частях слова. А потом уже идет хитрый Йот, но опять не в одиночку: его сопровождают важные особы – гласные О, А, У, Э. Они так подчиняются Йоту, что теряют свое лицо и, сливаясь с ним, превращаются Е, Ё, Ю, Я.Так и живет Йот без самостоятельной работы, выполняя служебную роль. Его деятельность не всегда заметна, но трудится он немало. 1 2 3 4 5 7 6 Набережная Смекалистых ЛЁН – цифруЛЕЙ – деревоЛЮК – большой мешокТОК – домашнее животноеШЁЛ – неправду. Фонетический разбор. Ёлка 1 2 3 4 5 7 6 УРА!Мы справились!МОЛОДЦЫ! Государство Фонетика Лексика Подведем итоги. Исключительный знаток русского языкаЗамечательный знаток русского языкаВнимательный знаток русского языка