Педагогический журнал Цикл уроков и внеклассных мероприятий в наследии В. А. Сухомлинского




Цикл уроков и внеклассных мероприятий
По произведениям В. О. Сухомлинского
в начальной школе
«Путями добра и здоровья»
2015 год

Цикл уроков и внеклассных мероприятий
По произведениям В. О. Сухомлинского
в начальной школе
«Путями добра и здоровья»
Рассмотрено
На заседании школьногоМетодического объединения
Протокол № 2 от 28. 10. 2015
2015 год
Мороз А. В.. Цикл уроков и внеклассных мероприятий по произведениям В. О. Сухомлинского для учащихся 1 – 4 классов общеобразовательных школ.
Автор Мороз Анна Владимировна, учитель начальных классов Макеевской общеобразовательной школы – ІІІ ступеней № 11

Пояснительная записка
Каким бы страшным ни было зло в детской душе,
надо видеть в этой изуродованной душе,
прежде всего человека, который ждёт,
чтобы ему помогли – излечили от зла.В. Сухомлинский
Здоровье - самая человеческая ценность. Проблема его сохранения и укрепления является одной из самых важных и сложных в современной науке и практике. Сегодня эффективность работы школы должна измеряться не только качеством образования, но и безопасностью учеников, защищенностью учителей, заботой об их здоровье.
Все идеи выдающегося ученого и талантливого педагога-практика пронизаны глубокой любовью к Человеку, его внутреннего мира. В них - неисчерпаемый стремление поиска путей решения проблемы счастья ребенка, его психологического благополучия, эмоционального комфорта, сохранения его здоровья, а также «сил души и сердца педагога». Цель статьи состоит в том, чтобы проанализировать взгляды В. Сухомлинского на эмоциональное благополучие учащихся как условие успешного обучения и воспитания, на факторы, влияющие на эмоциональное здоровье школьников, на пути улучшения эмоционального здоровья учителей.
В. Сухомлинский придавал большое значение положительным эмоциям как в процессе воспитания, так и в учебной деятельности школьников, он считал, что воспитываемой ребенка делают радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие. Настоящая гуманность воспитания состоит в том, чтобы беречь радость, счастье, на которое имеет право ребенок. Сухомлинский советовал быть очень осторожным при использовании методов воспитания, чтобы не испортить эмоциональное здоровье учащихся. Он отмечал, что осуждение, неодобрение - это тонкий и острый инструмент воспитания и пользоваться им нужно очень тактично, чтобы не поранить душу ребенка. Чувствительное, нежное сердце ребенка нужно оберегать от «грязных рук», «варварских» прикосновений, грубости, «сильнодействующих волевых» методов, стрессов, чтобы не сделать ее равнодушной к людям, миру, самой себя.«учитель-ученик» может быть одной из причин заболеваний у школьников. Сегодня эти заболевания называются Дидактогения, т.е. заболеваниями по вине учителя, возникающие вследствие неправильных высказываний или действий педагога и подрывают эмоциональное здоровье ученика, травмируют его психику [1: 101]. Поэтому в школе, считал великий педагог-гуманист, должен господствовать конструктивный диалог компетентного учителя с учеником, демократический стиль общения, благоприятный психологический климат в ученическом и педагогическом коллективах.
Сохранение здоровья школьника зависит от  образа   жизни, который ведет подросток, поэтому в школе нужно создать условия для  здорового   образа   жизни  каждого ребенка. Любая система не прослужит долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития школьного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизации содержания физкультурно - оздоровительной деятельности.
Оснований для модернизации содержания оздоровительной работы в образовательном учреждении достаточно много. Но главными я считаю следующее: 
Необходимость становления у детей, уже с младшего школьного возраста, позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих; 
Необходимость расширения подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
Задачи: 
Формировать у обучающихся и их родителей потребность в  здоровом   образе   жизни. 
Укрепить здоровую  и безопасную среду (микроклимат, оптимальный режим учебной нагрузки, освещенность, мебель, технические средства обучения, организация качественного питания с учетом состояния здоровья детей). 
Совершенствовать материально-техническую базу для физического развития и воспитания. 
Совершенствовать психологическую поддержку школьников,
Повысить двигательную активность обучающихся. 
Ожидаемые результаты практической значимости 
Повышение уровня физической подготовленности учащихся. 
Снижение уровня заболеваемости. 
Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни. 
Создание мониторинга физического развития. 
Благотворное влияние на расширение кругозора, физических, нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
Урок по чтению в 3 классе
« Осенний клен» « Вечерний сумрак»
Цель: познакомить учащихся с рассказами В. Сухомлинского «Осенний клён», «Вечерний сумрак»; прививать умение, навыки работы с природным материалом; развивать навыки выразительного чтения, образное мышление, воображение, речь учащихся, эстетические чувства; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к чтению.
Оборудование: диск №1 «Биография В.А. Сухомлинского», диск №2 «Изготовление осеннего кленового листа», Диск №3 «Осень в лесу», картины к произведениям В.А. Сухомлинского «Осенний клён», «Вечерний сумрак» , листы бумаги, клей, ножницы.
І.Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости к нам пришли.
Поздороваемся дружно,
Присесть за парты теперь нужно.
ІІ. Сообщение темы, цели урока.
Осень, прекрасная пора.
Сколько в ней, красоты печали.
Всё вокруг раскрасила она:
Леса, поля и дали.
Как пройтись приятно
По разноцветному ковру
Из листьев, что опали,
Кружась, танцуя на ветру…
Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о прекрасном времени года – осени. Познакомимся с произведениями В. А. Сухомлинского «Осенний клён», «Вечерний сумрак», будем составлять вопросы к рассказу.
ІІІ. Работа над новым материалом.
Знакомство с биографией В. А. Сухомлинского.
Ответьте, что осенью опадает и кружиться, на землю ковриком ложится? (Листья).
Посмотрите на доску, тропинка по которой мы с вами отправимся путешествовать покрыта ковром из осенних листьев.
Мы с вами познакомимся
В начале нашего пути
С человеком,
Который всю свою жизнь
Детям посвятил.
( На доске в начале тропинки находится портрет В. А. Сухомлинского).
(По DVD учитель показывает фотографии и вместе с детьми знакомится с биографией В. А. Сухомлинского)

Василий Александрович Сухомлинский

Портрет в Павлышской школе
Биография
Родился в семье деревенского плотника. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум.
В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.
Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию.
В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.
С 1944 года — заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования.
С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса».
Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно).
Награды - Герой Социалистического Труда (1968). - Орден Красной Звезды.
В.А.Сухомлинский - талантливый педагог и человек большой душевной щедрости, посвятивший свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании.
Большая любовь и уважение к украинскому просветителю живет в душах людей из разных уголков Земли.

Василий Александрович Сухомлинский
с женой и дочкой, середина 1960-х.

Вход в музей
в Павлышской школе
2. Беседа и просмотр видеофильма об осеннем лесе.
Отправляемся дальше путешествовать по нашей осенней тропинке.
Теперь давайте руки на парты
Вместе все положим
И склоним голову свою.
Послушаем мелодию природы,
Как ветер дует, и птицы песенки поют.
(Прослушивание пения птиц)
(Учитель на доске открывает картину «Осенний лес»)
-Посмотрите куда мы с вами пришли?
-В какие цвета раскрасила осень лес?
-Как по другому можно назвать жёлтый цвет? (Золотой)
-Значит и осень какая?
-Давайте посмотрим что происходит в лесу, когда приходит золотая осень.
-Запомните, какие деревья мы там встретим и что интересного узнаем о них.
(Просмотр видеофильма «Золотая осень»).
-Какие деревья мы встретили в лесу? (Рябина, клён, вяз, дуб северный, берёза)
-Какую краску использовала осень, чтобы раскрасить дуб северный?
-А остальные деревья в какой цвет были раскрашены?
-Что интересное вы узнали о клёне? (на листве играли солнечные зайчики)
Физминутка.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Знакомство с рассказом В. А. Сухомлинского «Осенний клён».
Идём по тропинке дальше.
-Посмотрите, что это за дерево? (Клён)
- Как вы думаете, с каким рассказом Сухомлинского сейчас познакомимся?
(С рассказом В. А. Сухомлинского «Осенний клён»).
а) Чтение текста учителем.
- Сейчас я прочитаю вам рассказ «Осенний клён». А вы слушайте внимательно и затем расскажите, о чём он.
б) Беседа по тексту.
- О чём этот текст?
-Что происходит с лесом в осеннюю пору?
-Что можно увидеть и услышать в лесу?
-Прочитайте рассказ В. А. Сухомлинского и скажите, с каким интересом рассматривали дети осенний убор деревьев?
в) чтение рассказа по цепочке.
г) ответы на вопросы, которые находятся в конце рассказа.
- А теперь посмотрите на красивый пышный клён. Он поможет нам научиться составлять вопросы к тексту. Вопросы клён уже составил, они находятся после текста. Давайте их будем читать по очереди и выделять главные слова карандашом.
- Так какие же главные слова нам помогут научиться составлять вопросы? (Как, зачем, о чём, сколько, каким, какое, с чем, когда…)
Знакомство с рассказом В. А. Сухомлинского «Вечерний сумрак»
Почти к концу подходит наше путешествие, и солнце спряталось уже, и сумерки настали. (На доске картина «Сумерки»).
-Посмотрите, на картине изображены сумерки.
-У В. А. Сухомлинского есть красивый рассказ, который называется «Вечерние сумерки». Но прежде мы с ним познакомимся, давайте узнаем значение некоторых слов.
а) Лексическая работа.
Сумерки – полумрак перед заходом солнца и наступлением ночи, а также перед восходом солнца.
Курган – холм, горка; земляная или каменная насыпь.
Околица – изгородь вокруг селения; окраина селения; окольная не прямая дорога.
Лиловый – светло – фиолетовый, имеющий цвет сирени или фиалки.
б) Чтение рассказа учителем.
- Сейчас я вам прочитаю рассказ «Вечерний сумрак», а вы слушайте внимательно и затем попробуйте придумать вопросы к нему. Не забудьте о словах, которые помогут составить вам вопросы.
в) Составление детьми вопросов к рассказу «Вечерние сумерки».
Вопросы могут быть следующими:
-Когда наступают сумерки?
-С чем сравнивает автор курган? море? стога сена? зелёный лес?
-Видел ли ты что-нибудь подобное?
-Какое сравнение показалось необычным?
- К этому рассказу дома придумаете ещё вопросы и запишите их в тетрадь по чтению.
- Ребята, а вы заметили, что у клёна есть конверт для нас. Давайте посмотрим, что там. Это сердечки, они не простые на них написаны рассказы Василия Сухомлинского. Я каждому раздам по одному сердечку с рассказом. А вы дома прочитаете его и придумаете к нему вопросы. А также сделайте сзади аппликацию или рисунок к рассказу. (Показ образца)
IV. Изготовление кленовых листьев.
-Что мы видим в конце нашего пути? (Клён)
-Чего не хватает у нашего клёна? (Листьев)
-Ведь ещё осень не закончилась и листья у нашего клёна должны ещё хоть немного остаться. Давайте изготовим листики клёна. Присмотритесь на форму листика.
-Сколько изгибов у него? (пять)
-А что листик нам напоминает? (руку-5 пальцев)
-Издавна считалось, что на наших ладонях написана вся наша жизнь. Поэтому когда будем изготавливать листики, обведём нашу руку-карту наших жизней и подарим свои частички нашему клёну.
а) правила работы.
-Прежде чем начнём работать, давайте вспомним правила работы с простым карандашом ножницами и красками.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ НОЖНИЦАМИ
Не оставляй ножницы в открытом виде, всегда храни их закрытыми в футляре
Не держи ножницы острием вверх.
Не работай тупыми ножницами.
Не режь на ходу, во время резания не вставай с места.
Передавай ножницы закрытыми и кольцами вперед.
Во время работы с ножницами удерживай материал левой рукой так, чтобы она не попадала на линию резания.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С КИСТЯМИ И КРАСКАМИ.
1. Перед тем как рисовать красками, кисточку необходимо опустить в воду, потом набрать краску, проверить ее густоту и однородность на палитре. Смешивают различные краски только на палитре.
Кисть необходимо тщательно прополаскивать по окончании работы с одним цветом. Особенно это касается работы с белой и желтой красками, потому что их можно быстро запачкать другими цветами.Чаще меняйте воду.
Обязательно после работы с гуашью закрывайте крышечкой банку с краской, т. к. это предохранит ее от высыхания.
После окончания работы не забудьте тщательно промыть и высушить кисти салфеткой, иначе краска засохнет, а щетина будет сечься и выпадать.
Промытые и высушенные кисти поставьте в стаканчик (дома) или заверните в трубочку из бумаги.
б) последовательность изготовления.
1. Обвести на листе бумаги ладонь руки, не обводя до конца между изгибами пальцев.
2. Вырезать ножницами листик и положить его на чистый лист бумаги.
3. На палитре подготовить жёлтую и оранжевую краски.
4. Способом набрызгивания с помощью старой зубной щётки раскрасить листик клёна, изготовленный из бумаги. Просушить.
в) Украшение клёна листиками.
-А теперь каждый прикрепите свой листик к веточкам клёна.
V. Итог урока.-Что нового узнали на уроке?
-Какая остановка в нашем путешествии вам понравилась?
-С какими рассказами познакомились на уроке?
-Что научились делать? (составлять вопросы, изготавливать кленовые листики.)
Оценивание работы на уроке учащихся.
Урок внеклассного чтения 2 класс
"Человек начинается с добра"
Цели: формировать УУД:
Личностные: развивать способность выражать свои эмоции, оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, уметь проводить оценку жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Формировать у детей представление о том, что добрый, чуткий человек всегда помогает другим, уважает, заботится, хорошо относится к родным и друзей, бережет природу.
Регулятивные: учиться высказывать свои предположения на основе предшествующей работы на уроке.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других, умение работать в коллективе.
Познавательные: умение находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы в результате совместной работы.
Образовательные: продолжать знакомство с произведениями В.А. Сухомлинського.
Метапредметные: уметь высказывать свои мысли, слушать и понимать других, совместно договариваться о правилах работы и выполнять их. Уметь находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную информацию.
Оборудование: портрет В.А. Сухомлинского, произведения из сборника "Сказки школы под голубым небом", иллюстрации.
Ход урока
I. Подготовка к восприятию нового материала
1.
Прозвенел звонок для нас.Все зашли спокойно в класс.Встали все у парт красиво,Поздоровались учтиво.Тихо сядьте, не спеша И начнём урок, друзья.
2. Предлагаю детям рассмотреть рисунки
3. Беседа
- Ребята, давайте прочитаем пословицы, записанные на доске:
За добро добром платят.
Добро побеждает зло.
Кто людям добра желает, тот и сам его добывает.
- Какое слово чаще повторяется в пословицах ? (добро)
- Какого человека можно назвать добрым?
- А милосердным?
II. Объявление темы.
Тема нашего урока "Человек начинается с добра"
На уроке мы продолжим знакомство с произведениями В.А. Сухомлинського - выдающегося педагога и писателя, который очень любил детей, написал для них много интересных рассказов и очень хотел, чтобы все дети росли чуткими, добрыми, трудолюбивыми, любили и уважали своих родных, людей преклонных лет, друзей, родную землю.
- Какие произведения В.А. Сухомлинського мы уже читали?
("Как Наталья у лисы хитринку купила" и "Дедова колыбель")
III. Восприятие и осознание учебного материала.
- Послушайте рассказ "Доброе слово"
- Что случилось с девочкой?
- Что приносили Оле родственники?
- Что принесла бабушка?
- Помогло ли это девочке стать здоровой?
- Так чего Оле не хватало?
Очень часто и в нашем классе тоже не хватает доброго слова в отношениях друг с другом.
Ах, как нам добрые слова нужны.Не раз мы в этом убеждались сами.А может не слова - дела важны?Дела - делами, а слова - словами.Они живут у каждого из нас,На дне души до времени хранимы,Чтоб их произнести в тот самый часКогда они другим необходимы.
- Дети, а сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У каждой группы своя тема.
1. Береги природу.
2. Цени своих товарищей.
3. Не будь безразличным.
4. Помогай старым и одиноким.
Прочитайте предложенные вам тексты и выразите своё отношение к поступкам героев рассказов.
В этих рассказах вы встретились с разными человеческими чувствами: добром и злом, с умом и безразличием.
Возьмите фломастеры и нарисуйте лицо доброго, злого, грустного и равнодушного человека.
Физкультминутка под песню: "Добрым быть совсем-совсем не просто"
- Посмотрите на эту картинку, кого вы здесь видите? (кот и цыпленок)
Послушайте, какой рассказ написал о них Сухомлинський "Как удивился Мурчик"
Считаю, что этот рассказ не закончен и предлагаю вам рассказать, как повел себя Мурчик дальше. Каждый придумывает свое окончание.
А вот что написано под этим рисунком.
Цыпленок мой хороший другПроводим вместе мы досугЛежу мурлычу что - нибудь,А он сидит и слушает.Цыпленок мой хороший друг!Друзей никто не кушает.
- Давайте поиграем! Если ребенок совершает добрые поступки, вы хлопаете в ладони, а плохие - нет.
1. Помогает маме
2. Обижает друзей
3. Кричит, когда кто-то отдыхает
4. Бережет природу
5. Обманывает
6. Хорошо учится
7. Защищает более слабого.
8. Всегда здоровается
9. Помогает друзьям.
- Вы часто видели по телевизору как ведущая задает вопрос гостям в студии.
Предлагаю вам по очереди стать ведущими в студии и задать друг другу вопросы по теме сегодняшнего урока ("Микрофон")
IV. Итог урока.
Дети читают стихотворение (заранее выучили несколько учащихся)
Дорога добра
Спроси у жизни строгойКакой идти дорогой,Куда по свету беломуОтправиться с утра.
Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.
Забудь свои заботы,Падения и взлёты,Не хнычь, когда судьба себяВедёт не как сестра.
Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда ведиДорогою добра.
Ах, сколько будет разныхСомнений и соблазнов,Не забывай, что это жизнь,Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра
Урок- проект
внеклассное чтения 3 класс
«Наши корни» (с использованием миниатюр В.Сухомлинского)
Основной вопрос урока: Как связано душевное здоровье с нашим отношением к
членам своей семьи?
Проблемные вопросы урока:
Что я знаю об истории своего рода?
Какое значение имеют поговорки, в которых упоминаются отношения между членами семьи?
Чему учат нас произведения В. Сухомлинского?
Дидактические цели урока:
Формировать мышление, навыки работы в группе.
Формировать умение увидеть проблему и наметить пути её решения.
Методические задачи урока:
Научить приёмам поисковой работы
Развивать умение исследовать проблему, делать выводы, устанавливать связи между отдельными понятиями, помочь учащимся связать материал текста с их собственным опытом.
Расширить представления детей о детской литературе.
Темы самостоятельного исследования:
Сбор информации о своих предках, составление генеалогического древа .Самостоятельная работа с дополнительной литературой: чтение произведений об отношениях в семье.
1 группа: подбор поговорок, в которых упоминаются отношения между членами семьи;
2 группа: поиск информации о жизни и деятельности В.А.Сухомлинского.
Необходимый дидактический и организационный материал:
Для фронтальной работы:
зашифрованное название темы урока (увеличенный вариант);
рисунок природы (черно-белый) с набором, позволяющим в течении урока, дополнить рисунок красочными деталями ( яркие цветы, облака, деревья, люди)
выставка книг;
портрет В.Сухомлинского с мамой.
Для индивидуальной работы:
Книжки-малышки «Моя семья» (приготовленные детьми в результате поисковой работы);
Тексты рассказов В.Сухомлинского
«Почему у бабушки и дедушки на глазах слезы?»
«Бабушкин борщ»
«Зеленая кастрюля»
Ход урока
I Организационный момент
Учитель: О каких составных частях здоровья мы с вами говорили на уроках Основ здоровья?
Ученики: Психическое, душевное, физическое здоровье.
Учитель: Душевное здоровье – это показатель красоты нашей души. Наше отношение к людям, которые нас окружают. Пожалуй, главное, в отношениях – это доброта и уважение. Я предлагаю, сегодняшний урок назвать уроком доброты, и мне хотелось бы, чтобы после этого урока вы задумались над тем, что значит быть духовно здоровым человеком.
II. Формулирование обучающимися темы урока.
Учитель: Для того, чтобы узнать тему урока, я прошу вас найти прямоугольник с первой буквой и установить последовательность соединения остальных букв искомых слов:
и

ша

нк
ни
ро

Ученики: Мы прочитали слова Наши корни. Начали с прямоугольника, который выделен ярче, чем другие. В первом слове он самый маленький, во втором – самый большой. Далее искали прямоугольники более высокие ( в первом слове) или более низкие ( во втором) и соединяли буквы, которые в них написаны.
Организация восприятия нового материала
Учитель: Вы все провели большую исследовательскую работу для того, чтобы узнать свои корни. Посмотрите на родословные деревья вашей семьи. У кого-то дерево с глубокими корнями, в этих семьях хранится память не только о бабушках и дедушках, но и о прабабушках и прадедушках. У кого-то корни неглубокие. Но у всех нас есть предки. Мама, папа, бабушка, дедушка. А всегда ли мы относимся к ним с должным уважением и пониманием? Всегда ли мы по достоинству можем оценить их любовь, заботу?
Ведь любят тебя без особых причин
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твой- Посмотрите, каков наш мир, если он не раскрашен нашими чувствами.

- Какими словами вы можете его описать?
Ученики: Серый, скучный, одинокий, пустой.
Учитель: Давайте попробуем его раскрасить. А на вооружение возьмем палитру наших чувств
IV. Проверка домашнего задания.
Анализ выставки книг, самостоятельно подобранных и прочитанных детьми к уроку
V. Творческое применение и добывание знаний
Работа над миниатюрами В.Сухомлинского.
1)Представление своего проекта «Моя семья»
Учитель: Ребята у вас на столах тоже книжки-малышки. Это ваша летопись семьи. Многие из вас писали о любви к родителям. Есть ли среди вас те, кто сможет рассказать более давнюю историю семьи? Кто писал о прадедушке или прабабушке?
(чтение сочинений-рассказов)
2) Изучение нового материала
Учитель: Не зная истории жизни, воспоминаний, тяжело понять людей, которые нас окружают. Об этом рассказ В.Сухомлинского «Почему у бабушки и дедушки на глазах слезы?
- Прочтите рассказ (выразительное чтение хорошо читающими учащимися на фоне музыки)
Почему у бабушки и дедушки на глазах слезы?
На столе маленький радиоприемник. У стола – папа и мама. В соседней комнате на диване сидят дедушка и бабушка. Маленькая Аленка играет на полу плюшевым медвежонком и смотрит, как папа, мама, дедушка и бабушка слушают музыку.
Удивительная эта музыка: кажется Аленке, что над открытым окном склонились волшебные цветы – большие-большие розы, над цветами летает пчела, в небе сияет солнце, а видна далекая степь...
Видит Аленка, как в глазах папы и мамы вспыхивают ласковые искринки. Коснулся папа рукой пальцев мамы, и мамино лицо осветила добрая улыбка.
Но почему это бабушка и дедушка такие печальные? Почему на глазах у них слезы? Неужели от розы, пчелы и солнца плачут?
- Как вы считаете, от чего грустны стали бабушка и дедушка?
-Какими чувствами, можно украсить мир, чтобы наши близкие были счастливы?
Ученики: Уважение, взаимопонимание.
(на рисунок прикрепляются голубые облака)
Учитель: В.Сухомлинский… Эта фамилия нам хорошо знакома. Мы часто читаем и обсуждаем его рассказы-миниатюры.
- Посмотрите на фотографию Василия Александровича Сухомлинского. Здесь он со своей мамой. И это не случайно, потому, что Василий Александрович всегда своим примером показывал , как нужно относиться к маме. С уважением, любовью, пониманием, терпением, благодарностью. Ведь люди, любящие своих родных – будут любить и свою Родину.
- Я предлагаю выступить группе, которая исследовала творчество В.Сухомлинского.

Учитель «Человек рождается, чтобы после себя оставить след вечный» - писал В.Сухомлинский. И каждым своим произведением он старался оставить след в сердце человека. Загляните в себя, какие же чувства оставит в нашей душе рассказ «Бабушкин борщ» (Инсценировка миниатюры)
Бабушкин борщ
У бабушки две внучки в большом городе – Нина и Тина. На летние каникулы они приехали в гости к бабушке.
Радуется бабушка внучкам – первокласснице Нине и шестилетней Тине. Угощает их черешней, сладким медом и варениками. Но девочкам больше всего хочется борща: мама рассказывала им, что бабушка варит вкусный борщ.
Сварила бабушка борщ со свежими помидорами, с капустой, со сметаной. Но была одна беда… Стала бабушка забывать, что она сделала. Пока варила борщ, дважды посолила. Поставила на стол две тарелки борща, приглашает внучек и говорит:
-А солила ли – не помню… Старая стала… Вот соль в солонке, солите по вкусу.
Съели девочки по ложке борща: ой, какой же соленый!
Посмотрели друг дружке в глаза, еле заметно улыбнулись.
Ложка за ложкой – съели по тарелке, да еще попросили. Едят и благодарят бабушку. Бабушка радуется.
- А солила ли я борщ? - спросила бабушка.
- Мы и не заметили.- сказала Нина, - такой вкусный, что о соли и не подумали.
-Значит, солила, - вздохнула с облегчением бабушка. – А завтра солите вы: боюсь, что забуду посолить.
-Хорошо, бабушка, солить борщ будем мы.
- Как поступили девочки?
- Почему они не сказали, что борщ пересолен?
- Какие чувства мы возьмем для того, что бы раскрасить наш мир?
Ученики: Тактичность, доброжелательность
(на рисунок прикрепляются яркие цветы)
Учитель Семья, душевное благополучие, отношение к близким – всегда было важным для нашего народа.
- Поисковая группа подбирала пословицы и поговорки о семье. Прокомментируйте, как вы их понимаете?
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Без отца - полсирота, а без матери - круглая сирота.
При солнышке тепло, при матери добро.
Птица в гнезде до осени, а дети в дому до возраста.
Со своими детьми до времечка, а с внучатами - до гробовой доски.
Дитятко - что тесто: как замесил, так и выросло.
Слава сына - отцу отрада.
Изба детьми весела.
Птица рада весне, а дитя матери.
Слепой щенок и тот к матери ползет.
Старший брат - как отец второй, младший - как сын родной.
За кровь свою и курица - лютый зверь.
Учитель: «Иван не помнящий родства»- так называли в народе человека, не помнящего свои корни. Человека, не ценящего и не уважающего главного в жизни – своих родителей.
Об этом рассказ Василия Сухомлинского «Зеленая кастрюля». Прочтите его молча.
Зеленая кастрюля
Каждый вечер Толя идет к бабушке на кровать, и она рассказывает ему сказки. А когда от дремоты начинают слипаться глазки, она берет внука на руки и относит его на кроватку. Эти мгновения – самые счастливые в жизни мальчика.
Бабушка часто печальна. Толя спрашивает: «Почему у Вас, бабуся, грустные глаза?». Но она молчит.
Сегодня Толя проснулся рано и увидел: бабушка моет зеленую кастрюлю и плачет.
Днем Толя узнал, что в зеленой кастрюле мама варит бабушке суп.
Когда пришло время обедать, мама налила из зеленой кастрюли суп и поставила на маленький столик у порога. Там бабушка обедала. Толе стало жаль бабушку. Он сказал: «Мама, я хочу супа из зеленой кастрюли». Мать посмотрела на Толю удивленными глазами и сердито прошептала: «Не выдумывай!». Толя расплакался: «Нет, мама, я не выдумываю. И хочу обедать только с бабушкой».
Он вышел из-за большого стола, сел за маленький бабушкин столик и стал есть суп из ее тарелки. В комнате стало очень тихо. Отец и мать положили ложки на стол. Бабушка плакала. Широко открытыми глазами Толя смотрел на зеленую кастрюлю.
- Как вы думаете, почему бабушка часто была печальна?
- Почему Толя отказался обедать за большим столом?
- Кто в данной ситуации – маленький Толя или его родители – оказались более человечными, душевными и добрыми людьми. Почему вы так считаете?
- Давайте возьмем эти светлые чувства, для того, чтобы раскрасить яркими красками наш окружающий мир.
VI . Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний
Учитель: Посмотрите, каким стал наш мир, наполненный добротой, пониманием, тактичностью, уважением. Как вы можете его описать
Ученики: Яркий, солнечный, веселый….
Учитель: Ведь так просто изменить все вокруг нас. Что же для этого нужно сделать?
Ученики: Для этого необходимо не забывать свои корни, беречь и уважать окружающих нас людей.

VII. Подведение итогов урока.
Учитель: Мы говорили сегодня о наших корнях, о тех людях, благодаря которым мы живем и раскрашиваем мир светлыми чувствами. Но как же связана тема нашего урока с душевным здоровьем?
Ученики: Доброе отношение к другим людям, изменяет наш мир. И человек сам становится спокойнее, душевно здоровее, потому что чувствует, что его окружают любящие, внимательные люди.
Учитель. Я хочу закончить наш урок следующим стихотворением:
В семейном кругу
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
-Не забывайте о своих корнях. И крепкого вам здоровья!
Урок внеклассного чтения в 1 классе
В.А.Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»
Цель:
Познакомить с рассказом В.А.Сухомлинского.
Обогатить словарный запас детей по теме «Птицы»
Развивать речь учащихся, умение составлять рассказ по опорным словам, учить делать выводы. Развивать навыки беглого чтения у хорошо читающих детей.
Воспитывать любовь к окружающей природе, повторить правила поведения на природе.
Оборудование: Иллюстрация соловья, аудиозапись (голоса птиц), таблички с опорными словами, пословицы о лесе.(ИКТ)
Ход урока
Орг. часть
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдём –
В страну лесную попадём,
Слушай, думай, наблюдай,
На уроке не зевай!
Основная часть
Сообщение цели урока:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом, поучимся составлять рассказ по опорным словам, будем учиться пересказывать текст.
Ввод в тему:
Звучит аудиозапись
- Ребята, что вы услышали? Где мы с вами очутились? Что вы себе представили? (ответы детей)
- Голоса каких птиц вы услышали?
(Учитель загадывает загадку)
Серенькая птичка
Ростом невеличка,
Но выводит трели – диво,
Удивительно красиво!
Кто поёт среди ветвей?
Догадались? - …
(Соловей)
Показ иллюстрации соловья (использование ИКТ)
3. Рассказ о соловье (опережающее задание)
Ученик:
У соловья совершенно «неприметная» бурая окраска, рыжеватый хвост (часто подергивает хвостом) — не слыша песню его не всегда отличит даже интересующийся птицами человек!Питается преимущественно насекомыми, а также пауками и многоножками (то есть относится к типичным «защитникам леса»!). Иногда поедает мелких моллюсков и ягоды. Наиболее активно соловей поет рано утром (примерно до 7–8 утра) и, особенно, в вечерние часы (после 8 вечера) — хотя нередко песню можно услышать и днем.
Учитель: Как вы догадались, ребята, наш рассказ будет связан с этой замечательной птичкой
Как ласково можно назвать соловья? (соловушка)
4. Чтение учителем рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
5. Восстановление рассказа по опорным словам (слова появляются на интерактивной доске)
Оля Лида в лес
сели…пообедать
запел соловей
боялись пошевельнуться
перестал петь
остатки еды
бросила под куст
положила в сумку
стыдно перед соловушкой
ФИЗМИНУТКА
Мы входим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Посмотрели вправо, влево
Наклонились и присели
Заниматься тихо сели.
6. Работа над содержанием текста
Как звали девочек?
Куда они отправились?
Чьё пение они услышали?
Почему они боялись пошевелиться?
Почему решили не оставлять мусор и еду в лесу?
7. Пересказ текста
8. Работа над пословицами
Много леса – не губи,
мало леса – береги,
нет леса – посади.
9. Повторение правил поведения на природе (интерактивная доска)
Не ломай ветви деревьев и кустарников!
Не повреждай кору деревьев!
Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
Не сбивай грибы, даже не съедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.
Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут навсегда покинуть гнездо.
Не разоряй птичьих гнезд.
Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугиваешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.
Не оставляй в лесу, в парке, на лугу, у реки мусор. Никогда не выбрасывай мусор в водоем.
Итог занятия
- Чему научил нас рассказ?
- Чем вам запомнился урок?
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к данному рассказу
Классный час (3 – 4 класс)
«Учитесь делать добрые дела!»
Цели:
Воспитать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу доброты;
формировать знания о бережном отношении к окружающим людям
Оборудование: «солнце человечности и доброты», «островок доброты», «свод законов доброты»
Ход классного часа
Орг. момент. Знакомство с темой, и целями классного часа
Вступительное слово учителя:
«В дела ты добрые вложи,
ВСЕ ЛУЧШЕЕ СВОЕЙ ДУШИ»
Говорят, что если есть в человеке доброта, значит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств.
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает воззрения многих выдающихся мыслителей. Еще в V веке до н.э. китайский философ Конфуций сказал:
«Кто полон милосердия, тот непременно храбр, Кто храбр, необязательно полон милосердия».
Бетховен полагал, что «что нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям...».
А.М. Горький оставил после себя такие проникновенные слова: «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — почувствовать себя нужным близким людям.
Знай, что всегда приятнее отдавать, чем взять...»
Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия как «доброта», «милосердие», «доброжелательность», «внимание друг к другу».
(Одна ученица читает стихотворение Р. Гамзатова.)
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его, вини дорогу,
Ты коня не торопись менять.
Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Сколько в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Люди, я прошу вас ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Учитель. Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.
Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, жителям домов престарелых, к инвалидам, воинам-афганцам. Некоторые родители, имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома. Наши выдающиеся артисты и музыканты проходят концерты, средства от которых передаются на благотворительные цели.
А когда случилась авария в Чернобыле, землетрясение в Армении, катастрофа в Башкирии, вся страна помогала пострадавшим.
Всем нам суждено постичь простую, но высокую истину: |)тдавая себя, человек не растрачивает свое духовное богатство, преумножает его. Помните библейское: «воздастся вам по нашим деяниям».
«Что припрячешь — то погубишь; что раздашь - вернется снова», - писал Шота Руставели. Только так человеку дано оставить след в жизни, в памяти современников и потомков.
А что можете вы сказать об этом, ребята? Какой след, по-нашему могли бы в жизни оставить вы?(Выступление учащихся.)«След»
А ты? Входя в дома любые
- И в серые, и в голубые,
Входя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавишь,
И на вопрос даря ответ,
Скажи: какой ты след оставишь? С
лед, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или незримый прочный след?
В чужой душе на много лет?
Леонид Мартынов
Учитель. Я прочитаю рассказ К. Паустовского «Старый повар».
«Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли: кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство жившей вместе с поваром его 18-летней дочери Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я никогда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть.
left0Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет».
Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул голов вой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. «Говорите! — сказал он. — Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши! последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».
И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда его жена Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола».
Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!» — «То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, — сказал незнакомец,— а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю». «Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!» — «Я сделаю это. А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».
«Хорошо, — сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо, — повторил он, — слушайте и смотрите». И он заиграл. (Звучит музыка.)
«Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как-будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умирать, не узнав...имя. Имя!»
Учитель. Это был гениальный австрийский композитор Вольфанг Амадей Моцарт. Описанный эпизод из жизни композитора показывает его благородство, доброту, милосердие, проявленное к старому, умирающему человеку.
Учитель: Давайте и мы, ребята, вспомним много ли мы делали добрых дел? Много ли нам помогали и делали добрые дела, помогали? Кто помогал?
Творческое задание
«Солнце человечности»
Ребята, я вам раздам сейчас листы. Каждый из вас должен нарисовать свой луч солнца человечности и доброты, далее подписать на луче имя человека, который помог вам помог в трудную минуту.
Потом мы прикрепим эти лучи к нашему солнцу очень доброму и человечному. (Каждый ученик объясняет, почему его луч имеют такую форму)
Творческое задание
«Островок милосердия»
Представьте, что каждый сделанный вами добрый, милосердный поступок превращается в островок доброты. Расскажите, что должно быть в этом островке доброты.
Творческое задание
«Свод законов доброты»
Ребята, пускай каждый из вас теперь придумает и запишет законы доброты, которых должен соблюдать каждый человек на планете.
Итог классного часа
Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Маленькие добрые дела, маленькие слова любви помогают осчастливить землю и подобны небесам на земле. Творите добро, учитесь делать добрые дела, ребята!
Внеклассное мероприятие ( 2 – 4 класс)
« Дорога добра»
Цель занятия: познакомить учащихся с главными моральными понятиями в жизни – «добро» и «зло», помочь учащимся осознать важную задачу морального поведения человека – не допускать зло и бороться с ним; поставить себя на место нуждающихся в помощи людей – первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого богатства – Милосердия.Художественно-педагогическая и нравственная идея классного часа: «Во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Оборудование, оформление, реквизит: мультимедийный комплекс, рисунки и поделки детей, плакаты, декорации..Предварительная работа: разучивание песен и стихов.
Сценарий мероприятия
Учитель. На классном часе пойдёт речь о правилах общения с окружающими. Мы будем закреплять правила правильного общения и поведения, объективно оценивать собственные поступки и поступки других людей. Идея нашего мероприятия: «Во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Мы живём в обществе. Требует ли жизнь в обществе от человека соблюдение каких-то правил или можно прожить без этого? Каким должен быть человек, чтобы окружающим было приятно с ним общаться?
Слайд 1
Учитель: В чём проявляется вежливое, доброжелательное, внимательное отношение к людям?
Слайд 2
Ученик.
Слово это серьёзное, Главное, важное.То, что значит оно,Очень важно для каждого.В нём забота и ласка,Тепло и любовь.В нём стремленьеНа помощь прийтиВновь и вновь.Это качествоВ сердце у многих живётИ о боли другихПозабыть не даёт.И оно поважнее,Чем лица красота.Догадались, что это?Сердец…
Учитель. Что такое доброта?
Слайд 3
Учитель. Мало быть добрым – надо ещё проявлять доброту так, чтобы она была понятна и приятна другим людям.
Слайд 4. «Добрые советы»
Учитель. Какие пословицы знаете о доброте, о добре?
Добра желаешь – добро и делай.Добро помни, а зло забывай.Доброе дело само себя хвалит.Доброе дело и кошке приятно.Доброе слово лучше мягкого пирога.Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.
Слайд 5. «Пословицы»
Учитель. Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам , ни родителям , ни друзьям. Надо стремиться всегда и во всём быть полезными людям.– Какие добрые поступки совершали вы?
В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем было достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на деда с внуком, на колодец, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.– Что это за человек? – спросил внук деда.– Это не человек, – ответил дед.В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, набрал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, спрятал ведро опять в солому и поехал.– Что это за человек? – спросил внук деда.– И это ещё не человек, – ответил дед.Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.– А это что за человек? – спросил внук деда. – Обыкновенный человек, – ответил дед.
– Какой человек оказался самым добрым?– А почему его дедушка назвал обыкновенным человеком?
Ученики читают стихи
1. Люди, будьте добры,Станьте чуточку в жизни добрее,Чтоб от ваших сердец теплоты,Стало в мире теплее,Чтоб растаяли льды всех обид,Люди, будьте добрей,Добротой согревайте друг друга.
2. Добрым быть совсем-совсем не просто,Не зависит доброта от роста,Не зависит доброта от цвета.Доброта – не пряник, не конфета.Только надо, надо добрым быть,И в беде друг друга не забыть.И завертится Земля быстрей,Если будем мы с тобой добрей.Добрым быть совсем-совсем непросто,Не зависит доброта от роста.Доброта приносит людям радость,И взамен не требует награды.Доброта с годами не стареет,Доброта от холода согреет,Если доброта ,как солнце светит,Радуются взрослые и дети.
3. Ах, как нам добрые слова нужны.Не раз мы в этом убеждались с вами.А может не слова – дела важны?Дела – делами, а слова – словами.Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы,Чтоб их произнести в тот самый час,Когда они другим необходимы.
4. Как бы жизнь не летела –Дней своих не жалей,Делай доброе делоРади счастья людей.Чтобы сердце горело,А не тлело во мгле,Делай доброе дело –Тем живём на земле.
Песня «Если добрый ты» (Приложение 1)
Слайд 6
Входит девочка с цветком.
Учитель. Вы узнали девочку, которая совершила доброе дело.– Какие слова говорила девочка?– Как называется это произведение?– Кто его автор?
Слайд 7
– Вспомните, на какие желания Женя израсходовала лепестки цветика-семицветика?Что принесло радость Жене по-настоящему?Самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому для девочки стало радостью исцеление больного мальчика.Делать людям хорошее – хорошеть самому. Много славных дел ждёт и вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.
Слайд 8
Со-чувствиеСо-страданиеСо-переживание– Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека.– Что их объединяет? (Приставка со означает своего рода причастность к чему-либо, общее участие).Слово сострадание близко по значению к одному из самых красивых слов «милосердие». Оно говорит о сердце, которое любит и жалеет.
Слайд 9
– Вспомните, обратившись к своему жизненному опыту, когда человек может проявить милосердие?
Слайд 10
Не стой в стороне равнодушно,Когда у кого-то беда.Рвануться на выручку нужноВ любую минуту, всегда.И если когда-то кому-тоПоможет твоя доброта,Улыбка твоя, Ты счастлив, что деньНе напрасно был прожит,Что годы живёшь ты не зря!
Учитель. Добрым может быть только тот , кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и других.Посмотрите на портрет великой княгини Елизаветы Фёдоровны, сестры императрицы Александры Фёдоровны. Она могла жить в роскоши, но после смерти мужа она продала все свои драгоценности, построила монастырь, в котором вместе с другими монахинями ухаживали за ранеными, помогали нищим.
Логвинов «Матушка Великая Княгиня»
Разве не сестра императрицыКак же это – без обиняков.Деньги все на нищих и больницы, Силы – на больных и стариков?Были ведь богаты в самом делеЧто же не в шелках, не в соболях?Руки от работы огрубели,Ночи напролёт в госпиталях.Где же ваши слуги и кареты?Отчего не в злате, в серебре?… Но не все бездомные согреты,И толпа голодных на дворе.
Учитель. Проявляйте сострадание и милосердие к людям, которым нужна помощь.Наши слова о милосердии перекликаются с содержанием знакомой нам песни «Вера» на слова А. Пахмутовой и музыку Н. Добронравова. Давайте исполним эту песню и постараемся проникнуться теми глубокими чувствами любви к ближним, которые испытывают эти авторы.
Песня «Вера» (Приложение 2)
Вера и милосердие связаны между собой, как свет и тепло весной. Когда они объединяются – всё на земле расцветает.
Слайд 11
Учитель. Ребята, почему такая радостная божья коровка? Она и листочки спасла, уничтожив тлю, и цветочки навестила. Вы нас и своих родителей тоже радуете добрыми делами. Только в этом учебном году наши ребята сделали много добрых дел, об этом говорят и их рисунки. А девочки Жиляева Настя, Канунникова Аня, Новикова Кира стали победителями в номинации «Юные дарования». В заключении урока мы хотим вам рассказать об удивительном человеке, который без помощи людей, их милосердного к нему отношения не стал бы тем, кем он был. А был он известным иконописцем.В 20 веке после смерти художника не в России, а в Сербии была найдена икона, на которой на обратной стороне было написано «Сию икону писал зубами крестьянин, безрукий и безногий: таким он родился. Он писал так самоотверженно, что ,порой, после многих часов рисования, близким приходилось прикладывать ему к челюстям горячие компрессы, чтобы расцепились зубы, державшие кисть. Он любил жизнь. Не озлобился ни на кого, и его очень любили односельчане, помогали ему.
Просмотр фильма "Калека" (Приложение 3)
Обобщение
– Что вам особенно запомнилось на занятии? – А как вы поняли слова, которые стали идеей нашего урока? (Понять и исполнить желание другого – одно удовольствие – честное слово!)
Песня «Твори добро» (Приложение 4)
Слайд 12
Девочка Женя вручает детям цветики. (Приложение 5)
Урок внеклассного чтения в 4 классе
« Материнская святая доброта»
Цель: расширить и углубить знания учащихся о значении матери в жизни человека, формировать культуру взаимоотношений в семье. Развивать технику чтения учащихся. Воспитывать уважительное отношение к матери.
Оборудование: выставка книг, рисунков детей на тему «Наши мамы», запись песни Н. Май «Колыбельная для мамы», текст сказки В Сухомлинского «Гавена и Соловей», картинки Вороны, вороненка и соловья, портрет В. Сухомлинского.
Ход урока
1. Организация класса
Раздался уже звонок
Всех позвал он на урок.
Дружно все заходим в класс
Начинаем мы сейчас
II. Мотивация знаний учащихся
Сегодня урок внеклассного чтения я хочу начать с прекрасной песни, слова и музыку которой написала Наталья Май.
(Звучит запись песни Н. Май «Колыбельная для мамы»)
- Для кого звучала колыбельная? (Для мамы)
III. Объявление темы и цели урока
Вступительное слово учителя
- «Мама», «матушка», «мать» - каким прекрасным светом полны эти слова! Произнося эти слова, вспоминаешь материнскую улыбку, кротость ее глаз, нежность сердца. Матерей миллионы и каждая несет в сердце любовь, доброту.
Наш урок сегодня посвящен мамам, мы поговорим о материнской святой доброте.
IV.Робота с выставкой книг, рисунками детей
Перед вами рисунки мамочек, которые вы подготовили к уроку дома. Посмотрите, какие все мамы разные и каждая нарисована с большой любовью.
Все в мире начинается с материнской любви и доброты. Эти чувства вдохновляют художников на творчество. О мамах сложено много песен, стихов, рассказов, сказок.
Перед вами книги, в которых собраны произведения известных украинских поэтов о мамочках.
V. Слушание стихотворений поэтов, которые дети подготовили заранее дома.
Павел СтатенинНаша мамочка
С кем первым мы встречаемся,
Придя на белый свет, -
Так это наша мамочка,
Ее милее нет.
Вся жизнь вокруг нее вращается,
Весь мир наш ею обогpет,
Весь век она старается
Нас уберечь от бед.
Она - опора в доме,
Хлопочет каждый час.
И никого нет кроме,
Кто так любил бы нас.
Так счастья ей побольше,
И жизни лет подольше,
И радость ей в удел,
И меньше грустных дел!
Н. СаконскаяМоя мама
Однажды я сказал друзьям:
Hа свете много добpых мам,
Hо не найти, pyчаюсь я,
Такую мамy, как моя!
Она кyпила для меня
Hа колесиках коня,
Саблю, кpаски и альбом...
Только pазве дело в том?
Я и так ее люблю,
Мамy, мамочкy мою!
Костас КубилинскасМама
Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!
П. Синявский
Разноцветный подаpокЯ подаpок pазноцветныйПодаpить pешила маме.
Я стаpалась, pисовалаЧетыpьмя каpандашами.
Hо сначала я на кpасныйСлишком сильно нажимала,
А потом, за кpасным сpазyФиолетовый сломала,
А потом сломался синий,
И оpанжевый сломала...
Все pавно поpтpет кpасивый,
Потомy что это - мама!
- Дети, понравились вам стихи?
- Поаплодируйте своим товарищам!
VI. Составление ассоциативного куста.
На доску вывешивается солнышко с лучиками, внутри которого написано слово «мама». Учитель предлагает детям назвать качества своих мам.
- Какая у вас мама?
(Дети называют, учитель записывает на доске возле лучей)
Любимая, добрая, нежная, ласковая, красивая, внимательная, заботливая, трудолюбивая.
- Давайте вместе прочитаем получении словосочетания.
VII. Физкультминутки
-Поднимитесь.
- Закройте глаза. Представьте перед собой свою мамочку.
-Улыбнитесь ей!
-А теперь обними крепко мамочку!
-Встаньте на цыпочки и поцелуйте маму!
-Молодцы! Я вижу, как все любят своих мам!
VIII. Языковая разминка
Прежде чем начать читать, давайте немного разомнемся.
(На доске написаны слоги)
МА МО МУ МЫ МИ МЕ МЭ МЮ МЯ
Игра «Дождик»
Дети читают хором
• Дождик накрапывает (читают тихо и медленно)
• Дождик льет (читают вслух и в нормальном темпе)
• Ливень (громко и быстро)
• Дождик ослабевает
• Дождик перестал
IX. Обработки сказки Василия Сухомлинского «Вороненок и Соловей»
1. Ознакомление с портретом и биографией В. Сухомлинского
(На доску вывешивается портрет писателя)
Сегодня мы познакомимся со сказкой выдающегося педагога, писателя Василия Александровича Сухомлинского «Вороненок и Соловей».
Василий Александрович воспитывался в семье, где всегда было взаимное доверие, уважение к старшим, труд.
Когда он был ребенком и учился в школе, где был одним из лучших учеников, учился хорошо, старательно, любил читать, хорошо рисовал.
На каникулах Василий ходил в детский сад, где ему поручали быть помощником воспитателя. Он ухаживал за малышами, читал им книжки, рассказывал сказки и проводил веселые игры. Поэтому и выбрал в дальнейшем профессию педагога.
Василий Сухомлинский написал очень много сказок, рассказов для детей. Мы с вами уже встречались с его произведениями раньше.
2. Чтение сказки учителем
-О ком сказка? (О Вороненке)
-Назовите действующих лиц сказки. (Ворон, Вороненок, соловей)
3.Словарная работа
Ворон
Вороненок
ручьями
угощала
прозвучал
вдали
соловьиного
3.Чтение учащимися молча
4.Анализ содержания с элементами выборочного чтения
- Почему плакал Вороненок?
- Кто прилетел его успокаивать?
- Прочтите, что сделал Соловей, когда прилетел к вороненку?
- Вороненок успокоился, когда Соловей запел песню?
- Что сказал Вороненок Соловью, когда услышал голос матери? Прочитайте в тексте эти слова.
- Почему Вороненку не понравилось пение Соловья?
- Какой вывод можно сделать? (Для каждого ребенка голос родной матери самый лучший).
X. Упражнения на развитие техники чтения
1. Игра «Не прерывая цепочку»
Дети читают по одному предложению, пытаясь на прервать «цепочку».
2. Упражнение «Волк и заяц»
Первым начинает читать Заяц. Когда он прочитает несколько слов, начинает читать Волк. Он пытается догнать Зайца. Игра прекращается, когда оба ученики читают одно и тоже.
3. Игра «Хвосты»
Учитель начинает читать предложения, ученики находят его в тексте и читают конец предложения.
XI. Итог урока
- Кому был посвящен наш урок?
- Что понравилось на уроке?
- Какое значение имеет мама в жизни каждого человека?
- Как надо относиться к ней?
Многие в мире разных слов
И хороших из них немало.Но самые нежное, ласковое
Конечно же слово ... (мама)
XII. Домашнее задание
1.Читать сказку, пересказывать
Внеклассное мероприятие в 4 классе
« Путь к доброму здоровью»
Забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя
В. О. Сухомлинский
Цель: расширить знания детей о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, правильном питании, полезных и вредных привычках.
Задачи:
воспитательная - воспитание чувства коллективизма, бережного отношения друг к другу; 
развивающая - развитие внимания, мышления, познавательной активности, чувства солидарности; 
оздоровительная - создание наилучших санитарно-гигиенических условий для обучения. 
Ход мероприятия
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте! Это слово обычно люди говорят при встрече, желая друг другу здоровья. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. Один из показателей здоровья – продолжительность жизни человека. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия.
Чтобы были вы красивы,
Чтобы не были плаксивы,
Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, горело,
Чтобы громче пелись песни,
Жить, чтоб было интересней,
Нужно сильным быть, здоровым –
Эти истины не новы.
Дорогие, ребята! Здоровье- самое дорогое в жизни человека.
Его не купишь ни за какие деньги, ни за какие сокровища мира. А беречь здоровье надо с детства. Оно зависит от того, как мы  соблюдаем  режим дня, закаливаемся, как мы питаемся.
    В здоровом  теле- здоровый дух .Гласит народная мудрость. И, сегодня на классном часе мы будем вести наш разговор о здоровье, о здоровом образе жизни, поговорим о полезных и вредных привычках . А тема нашего классного часа«Путь к доброму здоровью».
КРОССВОРД.
И давайте начнем с отгадывания кроссворда.

Учитель составляет кроссворд. Ключевое слово в кроссворде-здоровье.
Загадки для кроссворда.
1.Просыпаюсь утром рано вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку, быстро делаю …зарядку
2. Вот какой забавный случай: поселилась в ванной туча,
Дождик льётся с потолка мне на спину и бока!
До чего ж приятно это-дождик тёплый, подогретый,
На полу не видно луж, все ребята любят …душ
3. Хочешь ты побить рекорд? Так тебе поможет …спорт
4. Он с тобою и со мною шёл степными стёжками,
Друг походный за спиною на ремнях с застёжками…рюкзак
5. В новой стене, в круглом окне, днём стекло разбито,
На ночь вставлено…прорубь
6. Ясным утром вдоль дороги на траве блестит роса.
По дороге едут ноги и бегут два колеса.
У загадки есть ответ: Это мой …велосипед
7. Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки.
А несут меня не кони, а блестящие …коньки
8. Чтоб большим спортсменом стать, нужно очень много знать,
Вам поможет здесь сноровка, и, конечно, …тренировка
-Как эти слова связаны со словом здоровьем?
2 ЗАДАНИЕ.
Выберите слова для характеристики здорового человека (записаны на доске): красивый статный сутулый стройный сильный толстый ловкий крепкий бледный неуклюжий румяный подтянутый - Каким способом можно достичь этих качеств? - Какого человека мы можем назвать здоровым? - Почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко? ( Нужно закаляться) 
3. Беседа с учащимися.
(Информационный блок.)
- Какими способами нужно укреплять здоровье?
Одним из наиболее эффективных способов укрепления здоровья является-
1) Закаливание 
Закаливание воздухом может проводиться практически круглый год. Среди водных процедур, предназначенных для закаливания организма, выделяют обтирания, обливания и купания. Обтирание – наиболее простая закаливающая процедура, которая может проводиться каждый день. После выполнения утренней гимнастики нужно смочить прохладной водой полотенце или специально сшитую из махровой ткани перчатку и обтереть ею тело. Начинать следует с ног, затем обтираются руки, грудь, спина. Основное условие – все движения выполняются по направлению к сердцу. Еще одним весьма простым способом закаливания является хождение босиком. При закаливании важно соблюдение определенных принципов: 1. Закаливание должно быть постепенным, так, для обливания вначале следует использовать теплую воду, мало – помалу снижая ее температуру. 2. Второе условие – систематичность. Выполнять закаливающие процедуры нужно регулярно, а не от случая к случаю. 3. Третье условие – учет индивидуальных особенностей.
2) Свежий воздух
Наше здоровье во многом зависит от того, каким воздухом мы дышим. Чистый свежий воздух укрепляет организм, делает его устойчивым к болезням. Поэтому каждый день вы должны проводить на улице не менее полутора часов. Не забывайте проветривать свою комнату. Свежий воздух не выносят микробы, зато они обожают душные комнаты. Солнечный свет необходим всему живому, он дарит здоровье и красоту, делает кожу более чистой и гладкой. Солнечный свет очень полезен для глаз и помогает человеку сохранить зрение.
3) Занятие спортом .Зарядка
Занятие спортом делает тело человека сильным и красивым. У того, кто каждый день утром выполняет физические упражнения, хорошая осанка: голова гордо приподнята, плечи расправлены, спина прямая. Говорят, что у них королевская стать. Но красивая осанка – это не только привлекательная внешность, но и здоровье человека. Ведь при неправильной осанке, когда плечи опущены, а спина «кривая», легкие и сердце испытывают давление, им, оказывается, сложно выполнять свою работу. 
Со здоровым дружен спорт,                         Станут мышцы ваши твёрды,  Стадион, бассейн и корт,                              Только помните: спортсмены Зал, каток – везде вам рады.                         Каждый день свой непременно   За старание в награду                                   Не играют с дрёмой в прятки, Будут кубки и рекорды,                                Начинают с физзарядки.
Существуют определенные правила зарядки: 
• Делать ее нужно всегда в одно и то же время. Перед началом проветрите комнату. • Не забывайте, что кроме зарядки для здоровья полезны подвижные игры (футбол, догонялки и т.п.). вы можете заниматься в спортивной секции. Только при ее выборе обязательно посоветуйтесь с родителями. • Физические упражнения помогают человеку справиться с плохим настроением. Если вам кажется, что все вокруг серое и унылое, отправляйтесь на стадион, пригласите друзей поиграть в футбол или просто включите музыку и несколько минут попрыгайте так, как вам хочется.
Физминутка . 
4. Питание
Чтобы расти и крепнуть, нам нужны определенный режим питания и сбалансированный рацион. - Какие правила гигиены питания вы знаете?
Посмотрю я на ребят: Быстро, дружно все съедают, Не сутулятся сидят, Корки на пол не бросают, Все умыты, все опрятны, Чай на стол не проливают, Ложки держат аккуратно, Потому что точно знают … Запись на доске: • Кто ест красиво, выглядит счастливо. • Не красен дом пирогами, красен едоками. • Когда я ем, я глух и нем. - Объясните эти пословицы. - Зависит ли наше здоровье от того, что мы едим? - Выберите те продукты, которые полезны вашему организму. Докажите. РАЗДАТЬ РЕБЯТАМ КАРТОЧКИ С ПРОДУКТАМИ
Рыба , кефир, «Геркулес», жевательная резинка, чипсы, свинина, торты, подсолнечное масло, морковь, лук, шоколадные конфеты и т.п.
( рассказать о полезных свойствах продуктов)
- А какие правила нужно соблюдать во время приёма пищи?
5. О микробах
- Как попадают микробы в наш организм? (попадают при чихании, при кашле больного). Через рот – с грязными немытыми продуктами, через грязные немытые руки. Через кожу – раны или царапины, с чужими вещами. - Существуют ли полезные микробы? (это кисло-молочные бактерии, которые улучшают пищеварение → содержатся в кефире, ряженке и т.д., а также в квашенной капусте, в соленых помидорах, огурцах.)
Учитель:
Крепким стать нельзя мгновенно,                    Вас вовек не одолеет.
Надо закаляться постепенно.                           Кто так не делает – болеет.
Утром бег и душ бодрящий!                             Ещё полезно вам всем знать,
Как для взрослых – настоящий!                       Что летом нужно загорать,
На ночь окна открывать,                                 Солнце лучами кожу ласкает,
Свежим воздухом дышать.                              Кожа от солнца у вас загорает,
Ноги мыть водой холодной,                             И под влиянием солнца лучей
И тогда микроб голодный                                Д – витамин образуется в ней
4. ЗАДАНИЕ.
Игра – кричалка «Полезно – вредно».
- В течение жизни у каждого человека формируется множество различных привычек – полезных и вредных. Полезные привычки помогают сохранить и укрепить здоровье. А вот - вредные, наоборот, – портят здоровье.
Дети отвечают хором словами «Полезно», «Вредно». Цель: закрепление знаний учащихся о полезных и вредных привычках. 
- Какие привычки мы можем назвать полезными?
1. Ежедневно вставать в одно и то же время в 7 утра.
2. Вещи класть на своё место.
3. Чистить зубы без напоминания.
4. Вовремя делать уроки, не сидеть у телевизора.
5. Делать физическую зарядку.
6. Читать лежа… (вредно) 7. смотреть на яркий свет … (вредно) 8. смотреть близко телевизор … (вредно) Расстояние от телевизора до глаз должно быть не менее 3 метров, продолжительность 1,5 часа в день. 9. оберегать глаза от ударов… (полезно) 
10. употреблять в пищу морковь, петрушку… (полезно) 11. тереть глаза грязными руками … (вредно) 12. заниматься физкультурой… (полезно) 

- Но, к сожалению, некоторые из нас имеют и вредными привычки.
- Есть очень опасные привычки: Кто знает какие?- Правильно - дружба с алкоголем, сигаретами, наркотиками. Эти привычки не только вредят здоровью, но могут привести к смерти человека.
- Почему человека называют хозяином полезных привычек и рабом вредных? Так какие же привычки помогают сохранить здоровье?
На доске пословицы.
5 ЗАДАНИЕ- Вставьте недостающие слова.
Здоровье дороже денег.
Здоров будешь – всего добудешь.
Зимой волка бойся, а летом мухи.
Болен – лечись, а здоров - берегись!
Учитель:
А какие пословицы о здоровье знаете вы?
6 ЗАДАНИЕ- Объясните, как вы понимаете пословицы. (Работа в парах) • Здоровье дороже денег. • Когда пьешь воду, помни об источнике. • Здоров будешь – всего добудешь. • Крепок телом – богат делом. • Зимой волка бойся, а летом мухи. • Болен – лечись, а здоров – берегись. • Живи разумом, так и лекаря не надо. • В здоровом теле здоровый дух. 
Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам. 
Рефлексия:
- Так какой же мы путь должны выбрать, чтобы наше здоровье было крепкое и доброе? Итог подводит учитель.
Заключительное слово.
Мы желаем вам, ребята, быть здоровыми всегда.
Но добиться результата не возможно без труда.
Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться – руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам,
И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите по возможности всегда.
На прогулки выходите, это сил вам даст, друзья!
Мы открыли вам секреты, как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы, и легко вам будет жить!