Общеразвивающая общеобразовательная программа по специальности домра (Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)


Рассмотрено:
Педагогическим советом МБОУДОД
МБОУДОД «ДШИ № 9»
«____ » ___________2015 г

Утверждаю:
Директор «ДШИ № 9» ____________________Н. А. Баклакова
«____ » ___________2015 г



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №9» п. Кузедеево

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Народные инструменты»

Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01.Специальность (домра)
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
(ДЦП легкой степени двигательных нарушений)

Разработчик: Теленкова О. П., преподаватель
МБОУ ДОД ДШИ 9 п. Кузедеево.

Рецензент: Михайлин А. В., преподаватель
ГОУ СПО «Новокузнецкий колледж искусств»,
почетный работник среднего профессионального образования

2015 г
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
- Средства обучения





I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Примерная программа учебного предмета домра является частью дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства.
Программа учебного предмета «Специальность (домра)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований (ФГТ) к дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Данная программа разработана для занятий с детьми, имеющими ДЦП; учитывает физические, возрастные, индивидуальные особенности учащихся и построена на принципах:
индивидуального подхода – максимального развития природных способностей ребенка, психофизиологических особенностей, составляющих его музыкальную индивидуальность;
доступности обучения, в том числе, на основе подбора учебного музыкального материала с учетом состояния здоровья, физических возможностей детей и степени продвинутости учащихся;
последовательности и постепенности обучения (от простого к сложному);
наглядности обучения – показа (иллюстрации) и объяснения;
активности – максимального участия ученика в учебной деятельности.
Домра является популярным народным музыкальным инструментом, одним из основных инструментов народных ансамблей и оркестров. Разнообразный домровый репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, народную, популярную, оригинальную.
Домра пользуется большой популярностью и любовью, прекрасно звучит как соло, так и в составе ансамбля или оркестра народных инструментов. Именно эти ее возможности могут стать мотивацией для начала обучения игре на домре. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала для исполнения: образцы классической музыки, обработки народных песен и танцев, старинные и современные романсы, популярную и современную музыку.
Данная программа позволяет преподавателю применить индивидуальный подход в обучении детей с ДЦП, правильно распределить учебную нагрузку, развить их художественные возможности и способности, научить их трудиться с желанием, воспринимая музыкальные уроки как интересное, увлекательное занятие.
Предлагаемая программа рассчитана на пятилетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 8 – 12 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (домра)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественно-осмысленные трактовки произведений, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Программа по учебному предмету «Специальность (домра)» предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Специальность (домра)» со сроком обучения 5 лет, продолжительность учебных занятий с первого по пятый годы обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы,
нагрузки,
аттестации
Затраты учебного времени
Всего часов

Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
5-й год


Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10


Количество недель
16
19
16
19
16
19
16
19
16
19


Аудиторные занятия
32
38
32
38
32
38
32
38
32
38
350

Самостоятельная работа
32
38
32
38
32
38
32
38
32
38
350

Максимальная учебная нагрузка
64
76
64
76
64
76
64
76
64
76
700


Контрольный урок
зачет
Контрольный урок
зачет
Контрольный урок
зачет
Контрольный урок
зачет
зачет
экзамен





Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Специальность (домра)» при 5-летнем сроке обучения составляет 700 часов. Из них: 350 часов – аудиторные занятия, 350 часов – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, продолжительность урока - 45 минут. Индивидуальная форма занятий позволяют преподавателю лучше узнать ученика, построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащихся с хроническими заболеваниями, овладение знаниями и представлениями о домровом исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на домре, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Специальность (домра)» являются:
развитие, обучение и воспитание ребенка с детским церебральным параличом - средствами музыкального искусства;
ознакомление детей с домрой, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;
формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на домре, в том числе, игры в различных ансамблях, подбора по слуху.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
- репродуктивный (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально – техническая база МБОУ ДОД ДШИ 9 П. Кузедеево соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (домра)» имеет площадь более 12 кв.м, в наличии домры малые, фортепиано, пюпитр.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
Первый год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий

1 четверть
Постановка исполнительского аппарата. Освоение приема пиццикато большим пальцем. Одноголосные народные песни и простые пьесы песенного и танцевального характера.

2 четверть
Освоение приема щипок вверх и вниз. Упражнения и этюды. Обработки народных песен. Произведения современных композиторов.






II полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий

3 четверть
Знакомство с тремоло. Подготовка к игре в ансамбле на простейшем материале (фольклорная и эстрадная музыка). Упражнения и этюды. Гамма E-dur. Произведения русских и современных композиторов. Обработки народных песен и танцев.

4 четверть
Развитие начальных навыков чтения нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом. Упражнения и этюды. Гамма e-moll. Произведения зарубежных, русских и современных композиторов. Обработки народных песен и танцев.


Второй год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий

1 четверть
Гамма F-dur. Упражнения и этюды. Произведения зарубежных, русских и современных композиторов. Обработки народных песен и танцев. Освоение элементов музыкальной грамоты на основе пройденных произведений.

2 четверть
Упражнения и этюды. Гамма f-moll. Игра в ансамбле. Обработки народных песен и танцев. Произведения зарубежных, русских и современных композиторов.


II полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий

3 четверть
Гамма G-dur. Упражнения и этюды. Игра в ансамбле. Произведения зарубежных, русских и современных композиторов. Обработки народных песен и танцев.

4 четверть
Гамма g-moll, упражнения и этюды. Произведения старинных и современных композиторов. Подбор по слуху.


Третий год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий

1 четверть
Хроматическая гамма, упражнения и этюды. Подбор по слуху, чтение с листа. Произведения классической и народной музыки. Освоение двойных нот.

2 четверть
Гамма G-dur в две октавы. Упражнения и этюды. Произведения зарубежных, русских и современных композиторов. Обработки народных песен и танцев. Игра в ансамбле.






II полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий

3 четверть
Гамма e-moll в две октавы, упражнения и этюды. Подбор по слуху, чтение с листа. Произведения русских и современных композиторов. Обработки народных песен и танцев. Игра в ансамбле. Освоение мелизмов.

4 четверть
Хроматическая гамма в две октавы, упражнения и этюды. Подбор по слуху, чтение с листа. Произведения зарубежной и русской классики. Формирование навыков публичного выступления.


Четвертый год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий

1 четверть
Гамма A-dur, хроматическая гамма. Упражнения и этюды. Подбор по слуху, чтение нот с листа. Произведения классической и народной музыки. Продолжение освоения элементов музыкальной грамоты на основе пройденных произведений.

2 четверть
Гамма a-moll в две октавы. Упражнения и этюды. Произведения зарубежных и современных композиторов. Обработки народных песен и танцев. Игра в ансамбле.


II полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий

3 четверть
Гамма А-dur в две октавы, упражнения и этюды. Подбор по слуху, чтение с листа. Произведения русских и современных композиторов. Обработки народных песен и танцев. Игра в ансамбле.

4 четверть
Гамма fis-moll в две октавы. Упражнения и этюды. Подбор по слуху, чтение с листа. Произведения зарубежной и русской классики. Обработки народных песен и танцев. Игра в ансамбле.
Формирование навыков публичного выступления.


Пятый год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий

1 четверть
Гамма E-dur в две октавы, главные трезвучия с обращениями, хроматическая гамма. Упражнения и этюды. Подбор по слуху, чтение с листа. Произведения классической и народной музыки. Включение в репертуар произведений крупной формы.
Продолжение освоения элементов музыкальной грамоты на основе пройденных произведений.

2 четверть
Гамма cis-moll. Упражнения и этюды. Произведения зарубежных и современных композиторов. Игра в ансамбле.

II полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий

3 четверть
Гамма H-dur, главные трезвучия с обращениями, упражнения и этюды. Подбор по слуху, чтение с листа. Произведения русских и современных композиторов. Обработки народных песен и танцев. Игра в ансамбле.

4 четверть
Гамма gis-moll, главные трезвучия с обращениями, упражнения и этюды. Подбор по слуху, чтение с листа. Произведения зарубежной и русской классики. Обработки народных песен и танцев. Игра в ансамбле. Подготовка к итоговой аттестации.


Годовые требования
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение нотной грамоты и чтение нот в первой позиции.
Ознакомление с настройкой инструмента.
Освоение приема пиццикато большим пальцем. Освоение приема щипок вверх и вниз. Одноголосные народные песни и простые пьесы песенного и танцевального характера.
Знакомство с тремоло. Подготовка к игре в ансамбле на простейшем материале (фольклорная и эстрадная музыка). Упражнения и этюды. Гамма E-dur. Произведения русских и современных композиторов. Обработки народных песен и танцев.
Развитие начальных навыков чтения нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом. Упражнения и этюды. Гамма e-moll. Произведения зарубежных, русских и современных композиторов. Обработки народных песен и танцев.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 музыкальных произведений: народные песни, пьесы танцевального характера, несложные по мелодическому и ритмическому рисунку, этюды и ансамбли с педагогом.
В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись; понятия «лад», «гамма»; расположение нот на грифе.
Рекомендуемые упражнения и этюды
1.Упражнения на каждой струне
2.Упражнение Г.Шрадика №№1-4
3. Н. Бакланова Этюд
4. Л. Шитте Этюд
5. Н. Чайкин Этюд
Рекомендуемые ансамбли
Русская народная песня «Я пойду ли, молоденька»
Русская народная песня «Яблоня»
Русская народная песня «Как пошли наши подружки»
О.Гретри «Песенка»
Примерные исполнительские программы
1 вариант
Н. Бакланова Этюд
Ж. Люлли «Жан и Пьеро»
В. Калинников «Журавель»
2 вариант
Л. Шитте Этюд
В.А.Моцарт «Азбука»
В. Ефимов «Солнышко красное»
3 вариант
Н. Чайкин. Этюд
Д. Кабалевский «Прогулка»
Русская народная песня «Я на камушке сижу»
По окончании первого года обучения учащийся:
- знает строение инструмента, аппликатуру;
- умеет правильно держать инструмент;
- соблюдает правильную и удобную постановку исполнительского аппарата;
- владеет приемами игры щипок вниз и вверх;
- играет небольшие пьесы в 1-й позиции.
Второй год обучения
В качестве практики применяются: работа над звуком, растяжка пальцев, техника смены позиций.
Знакомство с тремоло. Подготовка к игре в ансамбле на простейшем материале (фольклорная и эстрадная музыка). Гамма F-dur. Упражнения и этюды. Гамма f-moll. Гамма G-dur. Произведения зарубежных, русских и современных композиторов. Обработки народных песен и танцев.
Гамма g-moll, упражнения и этюды. Произведения старинных композиторов. Подбор по слуху.
Освоение более сложных ритмических рисунков. Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений. Освоение тремоло. Игра в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии.
Освоение элементов музыкальной грамоты на основе пройденных произведений.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений.
Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.
Рекомендуемые упражнения и этюды
Во втором классе можно использовать упражнения Г.Шрадика №№1-10.
Н.Бакланова Этюд
Л. Шитте Этюд
Р. Чендева Этюды
Н.Чайкин Этюд
П. Лондонов Четыре этюда
А.Пильщиков Этюд
Рекомендуемые ансамбли
А. Гретри «Кукушка»
Й. Гайдн «Песня»
Чешская народная песня «Пастушок»
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
Примерные исполнительские программы
1 вариант
Р. Чендева Этюд
Д. Кабалевский «Вприпрыжку»
Русская народная песня «Чтой-то звон», обр. В.Пасхалова
2 вариант
А.Пильщиков Этюд
М.Глинка «Полька»
В.Шаинский Песенка крокодила Гены из мультфильма «Чебурашка»
3 вариант
В.Круглов Этюд
Г.Перселл «Ария»
К.Эрдели «Веселая»
По окончании второго года обучения учащийся:
- играет разнохарактерные произведения;
- знаком с позиционной игрой, играет тремоло;
- знает основные музыкальные термины;
- подбирает по слуху и читает с листа;
- играет в ансамбле.

Третий год обучения
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом. Хроматическая гамма, упражнения и этюды. Подбор по слуху, чтение с листа. Произведения классической и народной музыки. Освоение двойных нот.
Гаммы G-dur, e-moll в две октавы. Упражнения и этюды. Произведения зарубежных, русских и современных композиторов. Обработки народных песен и танцев. Игра в ансамбле.
Хроматическая гамма в две октавы.
Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Освоение мелизмов и двойных нот.
Продолжение формирования навыков чтения с листа и игры в ансамбле.
Формирование навыков публичного выступления.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений, включая ансамбли и этюды.
Рекомендуемые упражнения и этюды
Упражнения Г. Шрадика №№ 11-15.
А.Пильщиков Этюд
Д.Кабалевский Этюд
В.Круглов Этюд
Г.Дулов Этюд
Рекомендуемые ансамбли
Л.Бетховен «Шуточный канон»
П. Перковский «Ссора»
М.Глинка «Венецианская ночь»
«Украинский наигрыш», обр. И. Обликина
Примерные исполнительские программы
1 вариант
Д. Кабалевский Этюд
И. Дюссек «Старинный танец»
Две русские народные песни, обр. Н.Любимова
2 вариант
В.Круглов Этюд
К. Вебер «Хор охотников»
П. Чайковский «Сладкая греза»
3 вариант
Г.Дулов Этюд
Р.Шуман «Колыбельная»
В.Попонов «Наигрыш»
По окончании третьего года обучения учащийся:
- исполняет произведения зарубежных, русских и современных композиторов, обработки народных песен и танцев;
- исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами;
- исполняет двойные ноты, мелизмы;
- подбирает по слуху;
- играет в ансамбле.

Четвертый год обучения
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом.
Гамма А-dur, a-moll, fis-moll в две октавы, хроматическая гамма. Упражнения и этюды. Подбор по слуху, чтение нот с листа. Произведения классической и народной музыки. Продолжение освоения элементов музыкальной грамоты на основе пройденных произведений.
Произведения зарубежных и современных композиторов. Обработки народных песен и танцев. Игра в ансамбле.
Подбор по слуху, чтение нот с листа.
Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Контрасты.
Продолжение формирования навыков публичного выступления.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений, включая ансамбли и этюды.
Рекомендуемые упражнения и этюды
Упражнения Г.Шрадика №№11-20.
А.Гедике Этюд
В.Евдокимов Этюд
А.Комаровский Этюд
Л.Бейгельман Этюд
Рекомендуемые ансамбли
П.Пьэрль «Три танца»
Ф.Гендель Менуэт
К. Караев «Задумчивость»
Русская народная песня «Ай, все кумушки домой», обр. Д.Осипова
Примерные исполнительские программы
1 вариант
А.Комаровский Этюд
М. Глинка «Сомнение»
В.Ефимов «Веселая кадриль»
2 вариант
В.Евдокимов Этюд
И.Бах «Гавот»
Русская народная песня «По улице мостовой», обр. М.Красева
3 вариант
А.Гедике Этюд
Л.Бетховен Контрданс
В.Андреев Вальс «Грезы»
По окончании четвертого года обучения учащийся:
- исполняет произведения зарубежных, русских и современных композиторов, обработки народных песен и танцев;
- исполняет гаммы в две октавы в различных темпах различными штрихами;
- использует приемы: glissando, legato, staccato, vibrato, флажолеты;
- подбирает по слуху;
- играет в ансамбле.

Пятый год обучения
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом.
Гаммы E-dur в две октавы, cis-moll, хроматическая гамма. Упражнения и этюды. Подбор по слуху, чтение нот с листа. Произведения классической и народной музыки. Включение в план произведений крупной формы.
Произведения зарубежных и современных композиторов. Игра в ансамбле.
Продолжение освоения элементов музыкальной грамоты на основе пройденных произведений.
Продолжение формирования слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Освоение всего грифа домры.
Подготовка к итоговой аттестации.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-10 различных произведений, включая ансамбли и этюды.
Рекомендуемые упражнения и этюды
Упражнения Г.Шрадика (на выбор).
А.Пильщиков Этюд
Г.Лемуан Этюд
Ю.Петров Этюд
Л.Бейгельман

Рекомендуемые ансамбли
Русская народная песня «Не одна во поле дороженька», обр. В.Городовской
А.Петров «Вальс» из кинофильма «Берегись автомобиля»
Русская народная песня «Цвели цветики», обр.Б.Трояновского
А.Глазунов «Пиццикато из балета «Раймонда»
Примерные исполнительские программы
1 вариант
Г.Лемуан Этюд
И.Линике «Маленькая соната»
Русская народная песня «Калинка», обр. Ю.Давидовича
2 вариант
А.Пильщиков Этюд
Г.Бацевич «Прелюдия»
Э. Григ «Песня Сольвейг»
3 вариант
Ю.Петров Этюд
Габриэль Мари «Ария в старинном стиле»
П.Чайковский «Трепак» из балета «Щелкунчик»
По окончании пятого года обучения учащийся:
- исполняет произведения зарубежных, русских и современных композиторов, обработки народных песен и танцев;
- исполняет гаммы в две октавы в различных темпах различными штрихами;
- использует приемы: glissando, legato, staccato, vibrato, флажолеты;
- подбирает по слуху,
- играет в ансамбле.


III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Выпускник имеет следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике;
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение;
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения;
- владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Важным элементом учебного процесса является систематический контроль успеваемости обучающихся. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения обучающегося к изучаемому предмету (музыкальный инструмент), организацию регулярных домашних занятий, повышение уровня усвоения текущего учебного материала. На основании результатов текущего контроля (поурочных оценок) выводятся четвертные, полугодовые и годовые оценки. Итоговая годовая оценка учитывает результаты текущей успеваемости и результаты выступлений ученика в течение года.
Промежуточная аттестация определяет уровень развития обучающегося. Ее формами являются зачеты, академические концерты, контрольные прослушивания, переводные экзамены, итоговая аттестация - в виде выпускного экзамена. Участие в отборочных прослушиваниях к концерту приравнивается к выступлению на академическом концерте. Выступление на школьном конкурсе приравнивается к выступлению на академическом концерте. Выступление на городском конкурсе с занятием призового места приравнивается к выступлению на итоговом академическом концерте.
Выпускные экзамены проводятся в 5 классе. Проверка технической подготовки учащихся проводится два раза в год со 2 класса (кроме выпускного класса) во время контрольных уроков или в процессе академического выступления. В 1-ом классе техническая подготовка осуществляется на уроках, без проведения технических зачётов. Проверка умения читать ноты с листа, самостоятельно разучивать музыкальное произведение осуществляется во время классных занятий на протяжении всего периода обучения и на контрольном уроке (зачете) в 4-5 классах в течение учебного года. Зачет проводится в классе в присутствии двух-трех преподавателей с отделения.
На выпускных экзаменах исполняются три произведения, различные по жанру и форме. В течение учебного года обучающиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы. В остальных классах выступают на академических концертах и зачетах. В течение учебного года для показа на академических концертах педагог должен подготовить с учеником 2-3 произведений, отличающихся по жанру и форме. Академические концерты рекомендуется проводить систематически: 2 раза в год. Таким образом, обучающийся получает возможность демонстрировать свои достижения по мере подготовки репертуара. Публично исполняемые произведения должны быть сыграны на высоком уровне и оценены комиссией педагогов.
Оценка уровня освоения дисциплины отражается в индивидуальных планах, где фиксируется профессиональный рост ученика за весь период обучения.
Контрольные уроки, а также другие выступления обучающихся в течение года, оцениваются по пятибалльной системе, а также словесной характеристикой, при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки.
При выступлении на экзамене или зачете (академическом концерте) игра ученика оценивается на «отлично», если:
- выступление отличается музыкально-исполнительской яркостью донесения авторского замысла, стабильностью; ученик демонстрирует свободное владение исполнительской техникой, разнообразие звуковой палитры фортепиано в характеристике музыкальных образов, выявляет стилистическую и жанровую принадлежность сочинений; исполнение произведений выстроено по форме и исполнительской драматургии; в программе представлены пьесы различных стилей, с разнообразными художественными и техническими задачами, соответствующие программным требованиям или повышенного уровня сложности.
«Хорошо»:
- выступление отличается стабильностью, осмысленностью воплощения музыкально-содержательных задач; ученик демонстрирует культуру звукоизвлечения, адекватное применение исполнительских средств музыкальной выразительности; стремится к выявлению стилистической и жанровой принадлежности пьес, структуры исполняемых сочинений; произведения соответствуют программным требованиям.
«Удовлетворительно»:
- выступление нестабильное, ученик испытывает проблемы с воплощением музыкально-содержательных, технических задач, звуковая сторона исполнения отличается однообразием; стилистическая, жанровая принадлежность сочинений не дифференцирована в исполнении, произведения не полностью соответствуют программным требованиям.











ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ТОЧЕК
название контрольной точки
сроки проведения
требования

Технический зачет
2-4 класс
один раз в год:
II полугодие



Мажорные и минорные гаммы:
освоение штрихов, ритмических группировок,
освоение позиционной игры,
хроматические гаммы,
упражнения на различные виды техники
музыкальные термины
этюд

Академический концерт
1-4 класс
два раза в год:
декабрь / апрель
для учащихся 1 класса только в конце I полугодия

Две разнохарактерные пьесы


Прослушивания выпускников:
2 раза в год:




Первое прослушивание
I полугодие
два произведения из программы

Второе прослушивание
II полугодие
вся экзаменационная программа


Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
Оценка уровня освоения дисциплины отражается в индивидуальных планах, где фиксируется профессиональный рост ученика за весь период обучения.
Контрольные уроки, а также другие выступления обучающихся в течение года, оцениваются по пятибалльной системе, а также словесной характеристикой, при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки.
При выступлении на экзамене или зачете (академическом концерте) игра ученика оценивается на «отлично», если:
- выступление отличается музыкально-исполнительской яркостью донесения авторского замысла, стабильностью; ученик демонстрирует свободное владение исполнительской техникой, разнообразие звуковой палитры фортепиано в характеристике музыкальных образов, выявляет стилистическую и жанровую принадлежность сочинений; исполнение произведений выстроено по форме и исполнительской драматургии; в программе представлены пьесы различных стилей, с разнообразными художественными и техническими задачами, соответствующие программным требованиям или повышенного уровня сложности.
«Хорошо»:
- выступление отличается стабильностью, осмысленностью воплощения музыкально-содержательных задач; ученик демонстрирует культуру звукоизвлечения, адекватное применение исполнительских средств музыкальной выразительности; стремится к выявлению стилистической и жанровой принадлежности пьес, структуры исполняемых сочинений; произведения соответствуют программным требованиям.
«Удовлетворительно»:
- выступление нестабильное, ученик испытывает проблемы с воплощением музыкально-содержательных, технических задач, звуковая сторона исполнения отличается однообразием; стилистическая, жанровая принадлежность сочинений не дифференцирована в исполнении, произведения не полностью соответствуют программным требованиям.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Для детей с хроническими заболеваниями – ДЦП легкой степени двигательных нарушений - при выборе программы предпочтительнее выбирать произведения с несложными ритмическими рисунками, в умеренных темпах, небольших по объему в соответствии с состоянием их здоровья, физическими возможностями.
Следует чередовать игру на домре с физическими упражнениями, которые способствует развитию концентрации внимания, создают дополнительные условия для освоения учебного материала. Также рекомендуется в течение урока, особенно на начальном этапе обучения, проводить пальчиковую гимнастику
Примеры физических упражнений
Для развития координации движений и постановки рук рекомендуется выполнять следующие физические упражнения:
Упр. 1. Ноги на ширине плеч, руки опущены. Делаем вращательные движения головой вправо и влево по четыре раза.
Упр. 2. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Делаем вращательные движения кистью вперед и назад по четыре раза. Повторять от одного до четырех раз.
Упр. 3. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Согнуть руки в локтях. Делаем вращательные движения влево, вправо, навстречу друг другу и в обратную сторону. Повторять от одного до четырех раз.
Упр. 4. Круговые вращательные движения всей рукой вперед и назад. Одновременно двумя руками. Повторять от одного до четырех раз.
Упр. 5. Руки на поясе. Круговые движения вокруг туловища вправо, влево. Повторять от одного до четырех раз.
Примеры пальчиковой гимнастики
(разгибаем пальчики)
Раз,два,три,четыре,пять
вышли пальчики гулять.
(загибаем пальчики)
Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик чистил стол.
Этот добр, а этот зол.

Пальчик пальчик тук да тук (повторяется 2 раза)
Хлопай,хлопай,хлопай ( хлопают в ладошки)
Ножками топай,топай (повторяется 2 раза)
Спрятались,спрятались (закрыть лицо руками).
Данные упражнения могут выполняться в классе и дома.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей домры, рассказать о выдающихся домровых исполнителях и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития, природных способностей, состояния здоровья. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.
На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической, современной и народной музыки, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух, анализе музыкальных произведений.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М.,1990
Климов Е. Совершенствование игры на трехструнной домре. М., 1972
Круглов В. Искусство игры на трехструнной домре. М., 2001
Круглов В. Школа игры на домре. М., 2003
Круглов В. Новые приемы игры в оригинальном репертуаре для домры. В сб. «Музыкальная педагогика и исполнительство на народных инструментах». Вып. 74. М., 1984
Мироманов В. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на трехструнной домре. М., 2003
О пластике движений домриста (техника правой руки). В сб. Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах. Вып. 95. М., 1987
Пересада А. Справочник домриста. Краснодар, 1993
Чунин В. Школа игры на трехструнной домре. М.,1986
Учебная литература
Азбука домриста. Тетрадь 2. Составитель И.Дьконова. М., Классика- XXI, 2004
Азбука домриста для трехструнной домры. Сост. Т. Разумеева. М., 2006
Александров А. Гаммы и арпеджио. М., 1967
Альбом юного домриста. Младшие и средние классы ДМШ. СПб, 2002
Альбом для детей. Вып. 1. Сост. В.Евдокимов. М., 1986
Альбом для детей. Вып. 2. Сост. Л.Демченко. М.,1988
Альбом для детей и юношества. Сост. А.Цыганков. М., 1996
Альбом для детей и юношества. Вып. 1. Сост. В.Круглов. М., 1984
Альбом для детей и юношества. Вып. 2. Сост. В.Круглов. М., 1985
Альбом для детей и юношества Вып. 3. Сост. В.Чунин. М., 1987
Альбом начинающего домриста. Вып.3. Сост. С.Фурмин. М., 1971
Альбом ученика - домриста. Вып. 1. Сост. В.Герасимов, С.Литвиненко. Киев, 1971
Альбом ученика - домриста. Вып. 2. Сост. В.Герасимов, С.Литвиненко. Киев, 1973
Бейгельман Л. 50 этюдов для трехструнной домры. М., 2000
Бейгельман Л. 60 этюдов для трехструнной домры. М., 2001
Белов Р. Гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной домры. М., 1996
Библиотека домриста. Вып.31. М., 1960
Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приемов игры на домре. Екатеринбург, 1995
Городовская В. Новые сочинения для трехструнной домры. М.,1996
Джоплин С. Регтаймы для трехструнной домры и фортепиано. СПб, 2002
Ефимов В. «Музыкальные картинки». Пьесы для трехструнной домры. М., 2002
Круглов В. Пьесы для трехструнной домры. М., 1998
Курченко А. «Детский альбом». Пьесы для трехструнной домры. М., 1999
Лаптев В. Концерты для домры. М.,1997
Легкие пьесы для трехструнной домры с сопровождением фортепиано. Вып. 1. Сост. А.Лачинов. М., Советский копмозитор,1958
На досуге. Вып.1. Сост. Е.Рузаев. М., 1982
Педагогический репертуар. 1-2 классы ДМШ. Вып.3. Сост. А.Александров. М., 1979
Первые шаги. Вып.1. М., 1964
Пильщиков А. Этюды. Л.,1982
Популярные произведения. Вып.1. М., 1969
Популярные джазовые композиции для трехструнной домры и фортепиано. СПб, 2003
Тамарин И. Пьесы для домры и фортепиано. Сост. В.Глейхман. М., 2007
Хрестоматия домриста. Старшие классы. Сост. И.Дьяконова. М.,1997
Цыганков А. Избранные произведения для трехструнной домры и фортепиано. М., 1982

 Детский церебральный паралич (ДЦП) – это группа нарушений различных двигательных функций, управляемых через мозг, которые возникают при его рождении в младенческом возрасте.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 143115