Урок мужества посвященный солдату, погибшему в Чечне


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«ЕЛЫКАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА »
КЕМЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Подготовили:
учитель физической культуры
Чистотина В.Н.,
учитель начальных классов
Праслова Л.А
Елыкаево2016
Урок мужества «Мы помним…»
посвященный памяти Зотова Геннадия Владимировича
Цель методической разработки - воспитание патриотических чувств учащихся
Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни общества и государства. Он является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Задачи:
познакомить ребят с биографией воина-земляка, погибшего в чеченской войне;
пробудить чувство гордости за свою страну, малую родину.
воспитывать патриотические чувства учащихся.
сохранять историческую память
Ожидаемые результаты:
повышение интереса подростков к истории России;
Оборудование:
фотографии воина, погибшего в Чечне
статьи из газеты
мультимидийное оборудование
альбом о воине
копии писем с фронта
презентация «Мы помним…»
Фильм «Россия» (просмотр 5 мин)
Ведущий 1
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые.
Ведущий 2
Мы рады вас видеть на нашей встрече.
Ведущий 1
23 февраля – День Защитника Отечества. Кто такой Защитник Отечества и что же он защищает?
Понятие «Защитник Отечества» имеет очень широкий смысл.
Солдат, держащий оружие в руках и защищающий границы своей страны - Защитник Отечества.
Но и ребенок, уступивший в транспорте место «старшему», убедивший прохожего поднять брошенный окурок, посадивший дерево у себя во дворе, - тоже защитник Отечества. 
Настоящий человек независимо от возраста и пола защищает свое Отечество в силу своих возможностей и способностей.
Ведущий 2
Так уж вышло, что история России – это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло столько воин, сколько довелось пережить России. Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество.
Дети:
Получают мальчики повестки И уходят мальчики служить. Есть обязанность у них такая: От врага Отчизну защитить.
Матери сынов провожают И наказы им дают, Поцелуют крепко, перекрестят И по-бабьи жалобно всплакнут.
И отцы, махнув по рюмке “горькой”, Зная, как тяжел солдата путь, Говорят, сжимая крепко руку,: “Ты, сынок, писать не позабудь”.
Юноши России присягают, Клятву перед знаменем дают. Юноши пока еще не знают, Что домой они не все придут.
Песня «Память» (Дети уходят)
Ведущий 2
Еще не стихла боль Афганистана.
Еще в плену томятся сыновья.
А у России вновь открылась рана
С названием пронзительным – Чечня.
Туда как в бездну гонят эшелоны
Вновь погибать мужчинам на Руси
А вслед летят родительские стоны
Прости их господи! Помилуй и спаси!
Ведущий 1
10 декабря 1994 года с целью восстановления конституционного порядка в Чечню были введены вооруженные силы Российской Федерации.
Ведущий 2
Война затянулась на долгие годы. Никто сегодня не назовет точно число жертв. Сколько погибло мирного населения в Чечне. Сколько солдат. Но это не всё. Военные потери надо умножить, как минимум на два, потому что есть матери и отцы. Вся боль, которой уже не чувствуют мертвые дети, досталась им.
Ведущий 1
Сегодня урок мужества посвящается памяти нашего земляка, Зотова Геннадия Владимировича, погибшего в Чечне в 19 лет!
Ведущий 2
Его родители, Владимир Александрович и Татьяна Николаевна сегодня с нами. Поприветствуем их. (Аплодисменты)
Ведущий 1
Родился Геннадий 7 декабря 1981 года в г. Кемерово. Семья жила в поселке шахты «Северная». В январе 1983 г. Семья переехала на Алтай в районный центр «Троицкое».
По счету Гена был вторым ребенком. У него есть старший брат Александр и младшая сестра Неля.
Из воспоминаний мамы Зотовой Татьяны Николаевны:
Дети:
«Гена рано научился сидеть и в 9,5 месяцев уже самостоятельно ходил. Рано научился читать и писать… и всё он делал быстро. Торопился в работе, учёбе и быстро ушёл из жизни... Когда его не стало, у меня сложилось одно чувство – ведь он торопился жить, как будто предчувствуя это… »
Папа, Зотова Владимира Александровича, вспоминает :«… Гена был очень подвижным ребенком – на одном месте долго не усидит… в нем было много энергии…»
Ведущий 1
До школы Геннадий ходил в детский сад. В 1989 году Гена переступил порог Троицкой средней школы. Школьные годы шли незаметно. Классный руководитель Завьялова Надежда Николаевна вспоминает:
Дети читают:
«Отношения с ребятами были всегда ровные, дружеские… Гена не дрался, не задирался. В своих действиях старался быть справедливым и честным… Девочек не обижал, а помогал им… »
Ведущий 1
Геннадий рос в семье дружной и весёлой. У родителей не было любимчиков. Дети с детства были приучены к труду. В кругу семьи всегда делились проблемами. Семейный бюджет не скрывался от детей, и потому на заготовке сена, дров работали всей семьёй, а потом всей семьёй отдыхали.
И шла жизнь как-то само собой в дружбе и согласии. Мама вспоминает:
Дети читают:
«Гена любил читать книги, хорошо играл в шахматы… Очень любил природу и домашних животных, особенно кошек… Собирал бездомных, всех их кормил и жалел…»
«Однажды Гена с Сашей научили бычка землянику искать. А мальчишкам только этого и надо… И верхом они на бычке катались. Он даже сам перед ними опускался…»
«А ещё Гена, заслышав кукушку, спрашивал: «Кукушка, кукушка, сколько мне жить?» и кукушка заливалась, что со счету собьёшься… »
Ведущий 1
С 1997 года семья Зотовых поселилась в бывшем пионерском лагере «Огонёк», неподалёку от села Силино. Геннадий к тому времени окончил 9 классов. Осенью он пришёл в Силинскую среднюю общеобразовательную школу. А в декабре 1999 года Геннадия призвали в армию. Из воспоминаний родителей:
«Гена во всем подражал своему старшему брату Саше. Сашу в армию призвали раньше, поэтому Гену тоже тянуло туда…Настал день, когда провожали Гену. Он всегда был весёлым и тогда пошутил: «Ты знаешь , мама, сколько лет мне кукушка накуковала… Не переживай…»»
Песня «Память» (Дети уходят).
Ведущий 1
И вот братья по крови, Александр и Геннадий, стали ещё и братьями по оружию. Воинами и сыновьями уже не только своих родителей, но и Отечества.
Ведущий 2
Проходил Геннадий службу в Ростовской области, поселок «Казачьи лагеря» в танковых войсках. За восемь месяцев до окончания службы был отправлен в Чеченскую республику.
Находясь на службе, Геннадий сильно скучал по своей семье, особенно по маме, которой кричал перед отправкой из вагона поезда: «Мама, ты не плачь... я ведь вернусь. Хорошо заживём, мама…»
Ведущий 1
Семья с нетерпением ждала весточки от сына. И были все рады каждому его письму.
В одном из писем Геннадий попросил родителей написать: каким он был в детстве, какие сказки ему читали, какую колыбельную ему пели?... А в конце нарисовал свою ладонь и подписал каждый пальчик именами своей семьи: мама, папа, я, Саша, Неля. Он любил так подписывать свои письма. Видимо для него это был символ единения, взаимопонимания, дружбы и любви. Через эту ладонь, он в разлуке, пытался прикоснуться к родным людям… Наверное это можно смело считать семейным Гербом семьи Зотовых.
Ведущий 2
В ту ночь Геннадий находился на боевом дежурстве по охране командного пункта Российских войск.
Под покровом ночи боевики бесшумно приблизились к его месту дозора. Но солдат Зотов не испугался. Он встал на пути врага, и ему удалось защитить командный пункт. Благодаря решительным действиям Геннадия планы бандитов по внезапному захвату и уничтожению командного пункта были сорваны, так как перестрелка разбудила в военнослужащих. И бой разгорелся с удвоенной силой. (Звук боя-перестрелки)
Чтобы поддержать своих сослуживцев Гена бросился к танку, стоящему неподалёку, но добежать не успел. Снаряд разорвался совсем рядом, осколок
которого попал в самое сердце солдата. Позже этот осколок будет передан родителям Геннадия его боевыми товарищами.
Ведущий 1
Молодой капитан, сопровождавший груз «200», рассказывал родителям: «Если бы не Геннадий, не его самоотверженность, то полегло бы гораздо больше ребят… Мы представили его к государственной награде… »
Песня «Грёзы» (Пискарёвское кладбище)
Ведущий 2
26 января 2001 года Силинские школьники в солдатских гимнастерках, фуражках и пилотках вместе с военными стояли в почетном карауле у гроба с Российским флагом.
Из ус в уста передавалось, что в маленькое окошечко цинкового гроба было видно лицо юноши, но с совершенно седыми волосами.
А земляки в скорби и молчании всё шли и шли, чтобы проститься с солдатом, Зотовым Геннадием Владимировичем, и каждый из них твёрдо осознавал, что этот мальчик пошёл на войну для того, чтобы война не пришла в их дома. (Пауза)
Песня «Грёзы» (Пискарёвское кладбище)
Похоронен Геннадий со всеми воинскими почестями на Силинском кладбище. Военный, прощальный салют, поклоны и обещания: «Будем помнить…»
Белый снег на могиле Гены казался белым саваном, а гвоздики красными капельками крови. Родителям, геройски погибшего сына, торжественно вручили Орден Мужества и медаль «За заслуги перед Отечеством», которыми Геннадия наградили посмертно.
(Пауза)
Ведущий 1
Помяни нас Россия в зимнюю стужу, Перед тем, как сойдёшься за праздничный стол. Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил, Кто берёг тебя вечно и в вечность ушёл.Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью, Пулемётами врезанных в скальную твердь.Запиши нас в историю горестной болью. И рубцом материнское сердце отметь.Помяни нас, Россия, и злых и усталых,Одуревших от зноя, без сна, без воды.Отмеряющих жизнь от привала к привалу, От звезды до звезды. От беды до беды.Помяни нас, Россия, в извечной печали, Златорусую косу свою расплетя.Мы оставшимся помнить и жить завещали, Жить, как прожили мы, - для тебя!
Ведущий 2
Прошу всех встать. Минута молчания. (Звук метронома) Прошу садиться. (Выход ребенка)
Ведущий 2
Владимир Александрович и Татьяна Николаевна все эти годы трепетно и с огромной любовью хранят память о сыне. И своим долгом считают посещать такие встречи. Скажите, разве это не мужество?
Ведущий 1
В Кемеровской области заложена аллея Славы. Где увековечена память воинов, погибших в Чечне. Среди них и наш земляк – Геннадий Зотов.
Ведущий 2
И в городе Новочеркасске Ростовской области есть аллея Славы, в которой поставлен монумент в память об этом событии.
Ведущий 1
Геннадий в одном из писем написал стихотворение, которое посвятил каждому члену семьи. Теперь спустя годы, оно звучит, как завещание тем, кто о нём помнит:
Дети:
Бегут, бегут секунды
Минуты и часы,
Ты знаешь, я скучаю
Скучаешь знаю ты.
Но ты лишь на минутку
Попробуй и представь,
Что я с тобою рядом
И время не для нас.
Ведущий 2
И мы не раз убеждались в том, что только память побеждает время.
Уважаемые Татьяна Николаевна и Владимир Александрович! Мы … помним о подвиге вашего сына. Низкий Вам поклон от всех нас.
(Поздравление с праздником «Днём Защитника Отечества»)
Ведущий 1
За то, чтоб кто-то нес в руках цветы,В своих руках они держали автоматы.Не для войны рождаются солдаты,А для того, чтоб не было войны.
Ведущий 2
Погиб Геннадий - не вернуть…
Какое горе для родных и близких?!
Мы будем помнить его, чтить,
Пусть память наша станет обелиском.
Ведущий 1
Уважаемые Владимир Александрович и Татьяна Николаевна, просим Вас подняться на сцену.
Песня «О той войне»
Ведущий 1
Конечно, всем нам хотелось бы жить в мире, свободном от войн и насилия, но, к сожалению, наша жизнь всё ещё наполнена военными опасностями, и потому наряду с мирными тружениками, нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.
Наш урок подошёл к концу. Спасибо за внимание!
(Фото на память)