ДокладВоспитание креативной личности в условиях поликультурного образовательного процесса


ВОСПИТАНИЕ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ
ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Ласкавая Мария Владимировна
По мнению Президента Н.Назарбаева: «Казахстан уникален и силен своей многонациональностью. На его земле сформировалось уникальное поликультурное пространство, в котором ведущими являются два потока. Один отражает возрождение казахской культуры и ее составных элементов, языка. Идет объективный процесс восстановления утраченного. Другой поток - русскоязычная культура, основой которой являются исконные традиции русского народа и все то, что они впитали в ходе многовекового развития. Признание самостоятельно существующих культурных потоков не отрицает их взаимодополняемости и взаимообогащаемости, что не означает ассимиляции. Поликультурность Казахстана – это прогрессивный фактор развития общества. Евразийские корни народов Казахстана позволяют соединить восточные, азиатские, западные, европейские потоки и создать уникальный казахстанский вариант развития поликультурности»[1].Казахстан исторически многонациональное государство и современное казахстанское общество развивается как поликультурное, что соответственно, предъявляет новые требования к педагогу. Работа педагога в многонациональном, многоконфессиональном коллективе будет эффективной, если специалист компетентен и профессионально готов к ней; имеет устойчивые коммуникативные умения и навыки; не допускает предвзятого отношения к представителям одних национальностей, религий и не наделяет привилегиями других; всегда справедлив к каждому человеку, независимо от его национальной и религиозной принадлежности. Готов и умеет предупреждать и предотвращать конфликтные ситуации в коллективе; владеет чувством такта и деликатности, умением управлять общением в многонациональном коллективе. Современный педагог не только и не столько носитель и «передатчик» информации, а представитель определенной культуры; его характеризует определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности. Поэтому он не только передает учащемуся знания и умения, а приобщает его к определенной культуре. Поликультурное образование и воспитание процесс постоянный. С раннего детства ребенок не огражден от общения с другими детьми Понятие «поликультурное образование» возникло в связи с желанием ученых отобразить в воспитательной и образовательной практике ценности разнообразных культур. Поликультурное образование дает возможность приобщиться к взглядам на мир и стилю жизни представителей разных народов. Этим создаются условия, при которых может сформироваться устойчивое положительное отношение к тем, кто рядом, но не похож на других. В поликультурном образовании одинаково важны как уникальные ценности, отличающие один от другого, так и универсальные, общечеловеческие. Истоки культурных ценностей содержатся, прежде всего, в религиозных традициях. Так называемое «Золотое правило», общий нравственный идеал, который проповедуются всеми религиями мира, - «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» Информация о культуре, традициях, особенностях характера представителей различных национальностей интегрируется в программы учебных предметов и внеурочной деятельности. Воспитание креативной личности решается при изучении таких предметов как литературное чтение, познание мира, музыка, изобразительное чтение. Учащиеся приходят к выводу, что невозможно знать обычаи, традиции, языки всех народов. И в неловкую ситуацию попасть нетрудно. Значит выход нужно искать в другом: больше знать о других народностях и главное- обладать культурой общения. Правила общения просты: будь уважителен, терпим, отзывчив, проявляй к людям такое отношение, какого ты ждешь от них; уважай национальную гордость других народов. Практика показала, на уроках литературного чтения высок потенциал образцов устного народного творчества, которое устремлено и нацелено на добро, любовь, сострадание. Пословицы и поговорки представляют собой своеобразный набор тех этических норм, которым должен следовать человек. На уроках учителя часто организуют конкурс знатоков пословиц. Обмениваясь впечатлениями, школьники должны прийти к пониманию, того, что основополагающие нормы и ценности всех народов универсальны, поэтому смысл большинства пословиц совпадает, более того, существует множество идентичных пословиц.
Важную роль в поликультурном образовании играет изучение национальных традиций, которые объясняют особенности порой необычного поведения и общения детей разных национальностей. Учитель сельской многоэтнической школы, осуществляя поликультурное воспитание, формирует у учащихся представление о том, что у каждого народа, каждой нации есть что-то свое- интересное и характерное только для него. И у каждого народа есть прекрасные, сильные, разумные люди. И есть другие- глупые, злые, алчные. Поэтому не всегда важно знать, какой национальности человек, гораздо важнее- какой он. Поликультурное воспитание тесно связано с полиязычным которое рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения к условиям глобального мира. Язык является основным средством формирования идентичности. Знание трех языков для нас важно в единстве. Именно это положено в основу образовательных инноваций в Казахстане. В целях развития полиязычного образования в Казахстане проводится целый ряд мер. В соответствии с Планом нации «100 конкретных шагов» предусмотрен поэтапный переход на английский язык обучения в старшей школе и вузах. Идеология триединства языков сформирована как ответ на вызовы времени, как решение жизненной потребности общества, активно интегрирующегося в глобальный мир, тем более, что по инициативе ЮНЕСКО ХХІ век провозглашен веком полиглотов. Наше государство приступило к реализации Концепции полиязычия в образовании, потому что оно послужит укреплению и конкурентноспособности нации. Триединство языков – важный фактор общественного согласия. Многообразие культур и языков, их равное сосуществование – это безусловное достояние нашей страны. В Государственной программе развития и функционирования языков на 2011-2020 годы говорится, что цели и задачи основаны на приоритетности государственно языка как важнейшего фактора укрепления национального единства. Важнейшей стратегической задачей образования является, с одной стороны, сохранение лучших традиций, с другой стороны, обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами, развитие их лингвистического сознания. В основе которого – овладение государственным, родным и иностранными языками. Казахстан, оставаясь полиэтническим и поликонфессиональным государством, переживает сложный период культурно-языкового развития, об этом свидетельствует сложившаяся языковая ситуация, характеристика которой дана в Концепции языковой политики РК. Практически во всех документах в области языковой политики стержневой идеей является необходимость овладения несколькими языками.Одной из задач школы является приобщение подрастающего поколения к универсальным, глобальным ценностям, формирование у детей и подростков умений общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве. Наряду с казахским языком, имеющим статус государственного, и русским – языком межнационального общения, важным средством общения выступает иностранный язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику. Главная цель, стоящая перед учителями и учениками школ, - это развитие поликультурной личности, способной на социальное и профессиональное самоопределение, знающей историю и традиции своего народа, владеющей несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно-деятельностные операции на трех языках во всех ситуациях, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Школа – основное звено всей системы образования. Именно здесь надо подготавливать почву для обучения и воспитания поликультурной личности, создавать учебную базу, необходимые условия и среду для формирования полиязычной личности. Обновленное содержание программ образования начальных классов уже с этого года предусматривает введение трехязычия в преподавание всех дисциплин. Выпускники, хорошо владеющие тремя языками, получают большие шансы занять в обществе более престижное место, стать конкукрентно способными, получить ключ к международной науке и новым технологиям. Чтобы целенаправленно реализовать поликультурное содержание образования, необходимо:
- продуктивно использовать примеры из разных культур при анализе различных текстов, нравственно-этических проблем;
- материалы должны концентрировать внимание детей на том, что было доброго, светлого во взаимоотношениях народов разных национальностей;
- практиковать драматизации, диалогические формы обучения и метод проектов, творческую и поисковую деятельность как эффективные формы освоения культурного опыта;
- по возможности, знакомить учащихся с произведениями устного народного творчества, писателей и поэтов разных народов.
В нашей школе из года в год сложились своя система работы по поликультурному воспитанию учащихся через организацию внеклассной работы: проведение торжественных линеек, Уже в течение нескольких лет проведение торжественных линеек, посвящённых каким-либо датам и праздникам безоговорочно осуществляется на трёх языках в целях воплощения вопроса о трёхязычии и воспитания поликультурной личности, к таким праздникам, как «День языков», «День единства народов Казахстана», «День семьи», «День пожилого человека», «День Республики Казахстан», концертов, фестивалей, выставок, конкурсов сочинений, чтецов, проведению тематических классных часов: «В семье единой», «Все мы- разные, все мы –одинаковые», «Учимся толерантности», «Сохраним и преумножим наследие предков». Целью этих мероприятий является: показать общность судьбы, общность истории, интересов, духовных факторов, которые оказывают влияние на умы, политическую позицию и настроение учащихся, что должно быть в центре поликультурного образования.
Список использованной литературы
1. Назарбаев Н.А. Страгегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. – М., 2000. – С.16-18.
2 Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // Казахстанская правда. — 2012. — № 218-219. — 10 июля.
3. От идеи «Триединство языков» Н.А.Назарбаева до полиязычного образования в Казахстане // Б.А.Жетписбаева, О. Т. Аринова, Вестник КарГУ, Карагадна.2012, №4. 2. Закон Рссиублики Качахстан «Об образовании». Казахстанская правда, 11 июня 1999. – С.3.
4. Образование в поликультурной среде: Пособие для преподавателей факультативных курсов средней школы. – Алматы: ШДС «Парасат», 2001. – 218 с.
5. Джуринский Л.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития. // Педагогика,2005г