Французская революция 1848 года и Вторая империя


Франция: революция 1848 г. и Вторая империя.
Цели: познакомить учащихся с причинами, ходом событий во Франции в 1848 – 1849 гг.
Задачи: выяснить, к чему привели события во Франции в 1848-1849 гг., на что была направлена внешняя политика Наполеона III, к чему это привело; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с учебником и находить нужную информацию; способствовать воспитанию у учащихся интереса к истории др. стран и народов.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, мел, доска.
Новые понятия и термины: антиклерикал, сантим, авторитарный режим
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания (работа с карточками, работа у доски, индивидуальные задания, фронтальный опрос)
3. Изучение новой темы.
План:
1.«Монархия на вулкане».
2.«Гарантировать рабочему его существование трудом»
3.«Империя – это мир!»
4.«Государство должно быть движущей силой экономики»!
5. Внешняя политика.
Рассказ учителя. Период европейских революций (1848 – 1849 гг.) историки назвали «весной народов», пошатнувшей троны многих империй: французской, итальянской, австрийской. В борьбе против правительства участвовали практически все слои населения: студенты, рабочие, буржуа.
- Что же привело к таким событиям?
Самостоятельная работа: - Прочитайте текст учебника на стр. 131-132 «Голодный сороковые» и выпишите в тетрадь причины этих событий.
(Причины: неурожайные годы (1845, 1847 гг.); картофельная болезнь, считавшаяся пищей бедняков; мировой промышленный кризис 1847 г.; промышленная буржуазия и народные массы не имели политической власти; ухудшение экономического положения рабочих и крестьян; недовольство промышленной и торговой буржуазии и рабочих во Франции вызвал режим Июльской монархии
Рассказ учителя. Францию называют матерью всех революций, потому что и на этот раз революция вспыхивает именно в Париже. В оппозиции правительству находились широкие слои населения: рабочие, крестьяне, значительная часть буржуазии.
Ход событий революции во Франции в 1848г.
В ночь с 21 на 22 февраля на стенах парижских домов было расклеено воззвание правительства, запрещающее манифестации и любые сборища. Но это стало толчком к тому, что парижане стали собираться в толпы. Запев «Марсельезу» толпа двинулась к Дворцу Бурбонов, где разместилось Законодательное собрание.
В это время король стоял с подзорной трубой у окна своего кабинета и смотрел, стараясь выяснить, что же происходит. Не понимая того, что происходит, король сказал: «Верьте мне, зимой парижане никогда не делают революций». Когда он позвал своего адъютанта и спросил у него, о том, что же происходит, тот ему ответил: «Ничего, Ваше Величество, толпа мальчишек взобралась на решётки палаты, но их гонят прочь»
Но положение было уже серьёзным: в городе проходили столкновения народа с полицией., толпы захватили несколько оружейных лавок. К 23 февраля толпы восставших соорудили уже 1500 баррикад.
24 февраля – все важные пункты столицы находились в руках восставших. Король был вынужден согласиться на проведение избирательной реформы, но было поздно.
Беседа с классом.
- Каковы же итоги этой февральской революции?
1) свержение Июльской монархии
2) установился режим второй империи
3) власть перешла в руки буржуазии
4) провозглашалась свобода печати и политических собраний
5) отменялись дворянские титулы
7) граждане получили право вступать в национальную гвардию
8) издан декрет о всеобщем избирательном праве для мужчин, достигших возраста 21 года.
9) установился либеральный политический режим
Самостоятельная работа с текстом учебника.
Прочитайте самостоятельно текст учебника (стр. 134-135) и найдите ответы на вопросы:
1. По какой причине демократы на выборах в Учредительное собрание потеряли много голосов? (введение декрета о 45% налоге)
2) Какие слои общества входили в состав депутатов? (адвокаты, журналисты, врачи, инженеры, чиновники)
3) Какие меры предприняло новое правительство во Франции? (усилило наступление против рабочих)
Рассказ учителя. «Хлеба и свинца!»
- Политическая обстановка в Париже становилась всё более напряжённой. Растёт число недовольных масс. Поводом к началу нового восстания стал указ о роспуске национальных мастерских. Битва продолжалась 4 дня – с 23 по 26 июня.
«Вторая республика».
В результате июньского восстания демократические преобразования Временного правительства были приостановлены, но всеобщее избирательное право сохранялось.
- в декабре состоялись президентские выборы, в которых большинство голосов получил племянник Наполеона Бонапарта – Луи Наполеон Бонапарт.
- Почему же он получил так много голосов? (они надеялись, что он будем так же внимателен к их нуждам, как и сам Бонапарт)
- Установившийся режим стал называться Второй республикой. Политическая власть перешла в руки консерваторов. Французы лишились многих прав, а президент, наоборот, получил широкие полномочия.
- 2 декабря 1851 г. принц- президент произвёл государственный переворот, распустив Законодательное собрание и взяв полноту власти в свои руки. А через год 2 декабря 1852 г. он провозгласил себя императором Наполеоном III, а Франция вновь стала империей.
- В стране установился режим Второй империи:
* из прежних символов революции осталось только трёхцветное знамя;
* «Марсельеза» стала вновь запрещённой песней;
* национальный праздник – день рождение Наполеона I;
* в руках императора сосредоточена большая власть: был главнокомандующим; мог объявлять мир и заключать войну; издавать декреты; назначать на государственные должности; единственное, что сохранилось от революции – всеобщее избирательное право.
- Но с годами режим становится всё более либеральным: в 1859 г. была объявлена амнистия всем лицам, осуждённым за политические проступки; эмигранты получили возможность вернуться в страну; восстановлена свобода печати и собраний; Законодательное собрание получило право предлагать законы; рабочим разрешено было создавать общества взаимопомощи;
- Но среди республиканцев Наполеон III был непопулярным.
Работа в парах. Прочитайте текст учебника (стр137-138) «Государство должно быть движущей силой, благотворной для экономики» и выпишите факты, свидетельствующие об успешном развитии экономики во Франции или об обратном процессе.
1) открытие Парижской выставки в июне 1855 г
2) строительство фабрик
3) увеличение числа используемых станков
4) создаются акционерные общества
5) богатеют и развиваются банки, вывозят накопленный капитал за границу
6) телеграф, туннель, Суэцкий канал- дешёвый способ вывозить товары
Комментированное чтение «Внешняя политика».
- Наполеон III стремился укрепить свой не очень популярный режим при помощи военных побед. Каких? Вы узнаете, прочитав материал на стр. 138.
(1) 1854 г. – участие в крымской войне; 2) 1859 г. – помогает Италии прогнать австрийцев, за что получила Савойю и Ниццу; 3) продолжаются колониальные войны в Алжире, военные действия в Сенегале; 4) военные действия с Китаем; 5) в 1857-1860 гг. «открыли» Японию для иностранного капитала; 6) с 1858 г. началось вторжение во Вьетнам; 7) в 1863 г. французские войска направлены в Мексику; 8) в 1867 г. французские войска в Италии защищают папу Римского).
4. Закрепление изученного.
Вопросы на стр. 138-139

5. Задание на дом:
Параграф15.
Выставление оценок.