План-конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР Формирование просодической стороны речи (4 класс)


Тип занятия: занятие по формированию просодической стороны речи
Класс: 4
Учитель-дефектолог: Е.А. Балаганская
Тема занятия: День рождения
Цель: развитие восприятия речи, включая её просодический компонент, повышение внятности речи
Задачи:
продолжить развивать восприятие на слух и слухо-зрительно интонации речи;
продолжить формировать длительный речевой выдох;
продолжить развивать ритмическую сторону речи;
продолжить развивать модуляции голоса по высоте и силе;
продолжить развивать интонационную выразительность речи.
Оборудование: карточки с речевым материалом, сюжетная картинка «День рождения Вани» (Тарасова Н.В. История маленького Вани), логопедический тренажер «Дельфа-142»(задание «Задуй свечи на торте»), предметные картинки, карточки с изображением эмоций.
План занятия:
Организационный момент
Мотивационно-установочный этап
Развитие речевого слуха:
опознавание на слух фраз
различение на слух высоты голоса
различение слухо-зрительно и на слух интонации (грустная, радостная)
Формирование произносительной стороны речи
мимическая и артикуляционная гимнастика
упражнения на развитие длительного речевого выдоха
упражнения на воспроизведение ритма
упражнения на изменение голоса по высоте
упражнения на изменение голоса по силе
упражнения на воспроизведение грустной и радостной интонации
Используемые упражнения:
Послушай и повтори фразы из текста.
Текст:
« Ваня – именинник. Ему исполнилось 5 лет. У Вани праздник – день рождения.
К мальчику пришли гости: родственники и друзья. Они поздравили Ваню, пожелали ему здоровья и счастья, подарили подарки.
Все вместе играли, танцевали, ели торт, конфеты, фрукты, пили чай и сок.
Было очень весело.»Послушай и скажи, кто поздравил Ваню.
Фраза: «Ваня, поздравляю тебя с днем рождения» произносится низким голосом и нормальным голосом. Ребенок по картинкам с изображением мамы и папы определяет, кому принадлежит голос.
Послушай и определи интонацию.
Произносятся фразы: « Я заболел и не смог пойти на праздник», «Ура! У меня день рождения!» Ребенок с помощью картинок с изображением эмоций определяет интонацию.
Задуй свечи на торте (упражнение на тренажере «Дельфа-142» ).
Произнеси на одном выдохе фразу : «Ваня, поздравляю тебя с днем рождения».
Воспроизведи ритм по образцу учителя (отхлопай в ладоши).
Поблагодари Ваню за угощения: «Спасибо» - голосом дедушки, мамы, папы, сестры.
Попроси яблоко: «Дай, пожалуйста, яблоко» громким голосом, шепотом.
Произнеси фразы: «Было очень весело» и «Жаль, что праздник закончился» с соответствующей интонацией.