Генетика как наука.Основные генетические понятия.


Урок 11 класс
Тема. Генетика как наука. Основные генетические понятия.

Цели урока:
Обучающие:
Обеспечить освоение знаний об истоках генетики, истории её возникновения как гибридологической науки.
Организовать деятельность учащихся по углублению знаний о материальных носителях наследственности.
Обеспечить у старшеклассников убеждённость в том, что знания основных понятий генетики необходимы для понимания биологических закономерностей.
Познакомить с логикой научного открытия.
Способствовать формированию ключевых биологических компетентностей.

Развивающие:
Развивать личностно-смысловое отношение к генетике.
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и информационных технологий.
Способствовать формированию коммуникативных навыков работы, развитию монологической речи.
Вырабатывать навыки самооценки.

Воспитательные:
Воспитывать убеждённость в возможностях познания законов генетики и использования достижений науки на благо развития цивилизации.
Продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности, взаимоконтроля и самоконтроля.
Воспитывать коммуникативные способности у старшеклассников.
Оборудование: мультимедийный проектор, видеофрагменты, презентация к уроку, портрет Г. Менделя, плакат «Основные вехи в истории генетики»; терминологические карты «Термины и понятия генетики», учебные тексты.
Форма урока: урок-портфолио
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия: гибрид, гибридологический метод, ген, доминантные и рецессивные признаки, фенотип, генотип, кариотип, генофондМетоды и приемы
Словесные методы: беседа и рассказ.
Наглядные методы: плакат, таблицы, презентации.
Логические приемы: выдвижение гипотез, выявление признаков, сравнения, выводы, обобщения.
Групповая: составление кластера, синквейнаИндивидуальная: работа в тетради.
Коллективная: обсуждение информации, фактов.
Ход урока
Организационный этап.
I. Актуализация опорных знаний учащихся
Прежде чем перейти к изучению новой темы я хочу, чтобы мы вспомнили некоторые моменты из предыдущих уроков.
Тема «Индивидуальное развитие и размножение»
Фронтальная беседа по вопросам
Что такое хромосомы?
Где они расположены ?
Что такое ген?
Какой набор хромосом называется диплоидным?
Какой набор хромосом называется гаплоидным?
Дать определение понятиям: размножение, оплодотворение,
гаметы, зигота, онтогенез, митоз, мейоз.
II. Мотивация учебной деятельности
Сегодня у нас необычный урок, я предлагаю вам, ребята, создать Портфолио всего одного урока биологии, в надежде, что он станет вкладом в ваш общий багаж знаний.
А в конце урока мы проведем экспертизу Портфолио, ее результаты и будут оценкой вашего труда на уроке.
Экспертизу Портфолио будем проводить по трем критериям:
Предметная компетентность – это ваши знания
Коммуникативная компетентность – это умение общаться
Культура оформления Портфолио
Начнем с оформления Титульного листа. Бланки у вас на столе. Приступайте к работе, пожалуйста. Проблем нет? (не знаем тему)
Тему? А попробуйте определить ее сами. Только будьте внимательны! Посмотрите на доску, исправьте ошибку, объясните свои действия.
Сюжетный рисунок, какую ошибку допустил художник?
Ответ: он забыл о наследственности и перепутал детей собак.
Чтобы вы в своей жизни не допускали такие ошибки, мы с вами начнем изучать закономерности наследственности и изменчивости.
Что такое наследственность?
Что такое изменчивость?
А какая наука изучает эти уникальные свойства организмов?
Это и есть тема нашего необычного «урока – Портфолио»:
«Генетика как наука. Методы изучения генетики. Основные генетические понятия».
(учащиеся записывают тему урока - портфолио)
Какую цель мы можем поставить на уроке?
Ученики формулируют цель.
Какие вопросы мы сегодня должны решить на уроке?
Сегодня на уроке мы поговорим с вами об истории самой молодой и интереснейшей науке - генетике, об ученых, внесших свой вклад в ее развитие. Мы определим место этой науки в современном мире и выясним, какое значение имеют генетические знания для человечества в целом.
Впишите, пожалуйста, ребята, недостающую информацию на этой странице.

Содержание портфолио
История развития науки генетики.
Методы изучения генетики.
Основные понятия. Генетические символы.
Структура современной генетики и ее значение.
III. Формирование новых знаний
1 Раздел. История развития науки генетики
С точки зрения истории генетика – наука сравнительно молодая, хотя на явления наследственности люди обратили внимание еще в глубокой древности.
Сущность этих явлений была сформулирована в виде эмпирических правил: «Яблочко от яблони недалеко падает», «От худого семени не жди доброго племени», «Не в мать, не в отца, а в прохожего молодца» и т.д.
Натурфилософы античного мира пытались объяснить причины сходства и различия между родителями и их потомками, между братьями и сестрами, механизмы определения пола, причины рождения близнецов.
Тем не менее, четких представлений о закономерностях наследования и наследственности не было вплоть до конца XIX века.
О том, какие события привели, к рождению этой науки вы узнаете из видеофрагмента.
Будьте внимательны и вносите недостающую информацию в таблицу
Кто является «отцом» генетики? В каком году Г. Мендель опубликовал результаты своих исследований?
Официальная дата рождения генетики Де Фриз в Голландии, Корренс в Германии, Э. Чермак в Австрии.
Горох
Кто предложил термин генетика
Какие понятия ввел Г. Мендель Основной метод генетики Показал, что наследуются не признаки, а факторы (задатки).
Изучил наследование каждого признака в отдельности, выявил статистические закономерности, дал правильную биологическую интерпретацию.
Впервые применил гибридологический метод.
Работа с таблицей, проверка заполнения таблицы
Почему именно горох посевной был выбран объектом исследований Менделя?
Обратите внимание, как бурно происходило развитие генетических знаний, с чем это связано?
Работа с плакатом «Основные вехи в истории генетики».
Мы переходим к следующему разделу
Раздел. Методы изучения генетики
Любая наука имеет предмет, объект изучения и свои методы исследования.
Что является предметом изучения генетики?
( наследственность и изменчивость организмов)
Назовите объекты изучения генетики. (вирусы, бактерии, грибы, растения, животные и человек)
Учащиеся работают с учебным текстом и заполняют таблицу
Работа с таблицей
№п/п Название метода Сущность метода
Какой метод генетики является основным? Кто его разработал?
В чем же его особенности? (скрещивание особей отличающихся, по каким то признакам)
Как называют такие признаки? (альтернативными)
Задание. Приведите примеры альтернативных признаков.
Подберите альтернативные признаки: высокий-; светловолосый-; голубоглазый-; кудрявый-; гладкий-; шестпалый-; глухота-; резус-положительна кровь
Можно ли считать альтернативными признаками пары
Высокий-низкий,   мохнатый – безрогий, круглый – овальный,  морщинистый – пурпурный, нормальные крылья – короткие крылья, глухота – толстые губы?Открываем 3 Раздел напомните мне его.
Основные понятия генетики. Генетические символы.
Мне нужны два ассистента, чтобы обыграть небольшую ситуацию.
Представьте: встретились два друга.
«Привет друг! Я увидел твое родословное древо. Да, ну ты фенотип! А сколько в твоей родословной гомозигот и гетерозигот! Это просто удивительно, как хорошо ты знаешь свою наследственность!».
«Да и твое древо впечатляет, сколько в твоей родословной аллелей. Фенотипы твоих родственников вроде бы одинаковые, а генотипы разные. А еще я был удивлен, что у твоих предков был редкий рецессивный ген»
Ребята, вы поняли, о чем шла речь? (нет)
А почему? (непонятные слова)
Как вы предлагаете решить эту проблему? (изучить эти слова, объяснить их значение)
Работа с терминологической картой
« Я знаю это»; «Я узнал сейчас»:
Какие понятия были вам известны?
А что нового вы узнали?
Физпауза: У каждого организма своя наследственность. И мы можем это доказать:
Встаньте, пожалуйста, ребята!
Посмотрите друг на друга. Какую особенность вы заметили? А теперь поглядите в глаза друг другу. Что вы в них увидели? Поднимите руки светловолосые? А теперь темноволосые! Вы убедились, что мы разные?
Но все вы, ребята, одинаково молоды, красивы и талантливые! Спасибо. Прошу садиться.
Как вы на уроках математики, физики, химии делаете записи? (символы, знаки, формулы)
Г.Мендель тоже предложил для удобства генетических записей использовать символы.
Попробуйте сами перевести генетические понятия в язык символов! (работа текстом, записи в бланке портфолио)
(Проверяем по порядку) Комментарий:
А почему именно эти символы?
Что напоминают вам некоторые из них?
С генетическими понятиями и их символами вы разобрались. А теперь попробуйте их применить!
У вас на столах лежат карточки с генетическими символами.
1 Кому достались карточки с доминантными генами, прошу встать и показать их.
2 Кому достались рецессивные гены …
3.Гомозиготы …
4. Гетерозиготы ….
Раздел. Структура современной генетики и ее значение
Работа с учебным текстом в группах. Составление кластера.
1 гр. Структура современной генетики.
2 гр. Значение генетики.
3 гр. Синквейн на тему «генетика».
Ответы учащихся.
Почему генетика в последнее время стала такой популярной и особенно медицинская генетика? (наследственные болезни)
Совершенно верно, уровень рождаемости детей с генетическими отклонениями достиг 17% . Достижение порога в 30% приводит популяцию к полной гибели!!
Генетики ищут пути избавления человечества от многих наследственных недугов, например, от раннего старения организма.
Генетики помогают и историкам: Изучение ДНК платяных вшей, которые откладывают яйца на одежду, помогли определить, что люди стали носить одежду170 тысяч лет назад. С помощью археологии это определить было невозможно.
IV. Воспроизведение знаний на новом уровне
Сейчас мы проверим, как вы запомнили материал
Тесты
Проведем взаимопроверку
V. Подведение итога урока.
Выставление оценок.
Приступаем к экспертизе Портфолио. Считайте, ребята, баллы по критериям и переводите их в оценку за урок.
Критерии 0 б. 3б.
6б. Итого
Предметная
компетентность Не отвечал
Частично
отвечал Активно работал Коммуникативная
компетентность Не общался
Мало общался
Активно общался Культура оформления Не аккуратно
Аккуратно
Очень аккуратно
Оценка теста
4-9 – «3»
10-14 – «4»
15-18 – «5»
Кто сегодня получил «5»? А «4»?
Все ли получилось?
Что вызвало затруднение?
Как вы можете это исправить?
Если бы вы сами готовили этот урок, что бы вы изменили?
Определитесь, какие гены доминируют в вашем настроении на данный момент?
Домашнее задание: выучить материал, творческое задание – составить кроссворд, используя понятия темы.
Спасибо за урок.
До свидания.