Урок Генетика как наука Основные понятия генетики


Преподаватель Мясникова Наталья Александровна
Муромский медицинский колледж
Тема: «Генетика – как наука. Основные понятия генетики».
Цель: сформировать у учащихся представление о генетике как науке, изучающей свойства
наследственности и изменчивости живых систем.
Задачи:
1. Учебные:
- познакомить учащихся с историей возникновения генетики как науки
- сформировать основные понятия и термины генетики
2. Развивающие:
- научить раскрывать сущность основных понятий генетики
- развивать умение сравнивать и сопоставлять понятия друг с другом
- развивать умение работать в группах;
3. Воспитательные:
- воспитывать материалистическое понимание мира
- воспитывать положительное отношение к знаниям
- сформировать убежденность в том, что знания основных понятий генетики необходимо для
понимания важных биологических закономерностей
Тип урока: комбинированный
Форма работы: групповая
Методы:
- работа с терминами
- составление презентации
- элемент игры
- работа с раздаточным материалом
- работа с текстом
Место проведения: учебный кабинет.
Время: 90 минут.
Дидактическая база:
- раздаточный материал (понятия по теме, карточки-задания);
- мультимедийное обеспечение.
Межпредметные связи: генетика человека, история
Ход урока.
Содержание
Обоснование
методических приемов, цели Действие преподавателя Действие студентов
1. Организационный момент Приветствует студентов.
Проверяет готовность студентов к занятию.
Организация работы в группах. Приветствуют преподавателя.
И что же видят? За столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордой,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.
А.С.Пушкин
1. Вводная часть.
Из тьмы времен, сквозь толпы племен и народов пробилась к нам легенда о Химере. Она пришла к нам из Древней Греции. Химера – это порождение стоглавого огнедышащего чудовища Тифона и полуженщины-полузмеи Ехидны, невиданное существо с львиной пастью, козьим туловищем и хвостом змеи.
А еще фантазия людей создала стремительных кентавров – полуконей – полулюдей,
коварных русалок – полурыб – полудев,
сирен – полуженщин – полуптиц, своим сладостным пением завлекающих моряков,
крылатого коня поэтов Пегаса, ужасающих драконов, фавнов, гарпий, сфинксов…
Сказочные чудовища – такой же старый пунктик человека, как и мысль о философском камне алхимиков. Однако парадокс нашего времени в том и состоит, что все мысленно возможное обретает плоть и кровь. Ядерная физика позволила превращать одни элементы в другие. А вот теперь, благодаря биологическим знаниям о наследственности и изменчивости очередь дошла и до воссоздания химер (право, они не всегда имеют отталкивающий вид).
Вопрос: как называется наука, благодаря которой легенды о химерах могут стать реальностью уже в наше время?
Дать определение понятию генетика?
Генетика - это…
Демонстрация табличек с различными определениями понятия «Генетика» (см. приложение № 1)
Мы преступаем к изучению большой темы, состоящей из нескольких уроков и знакомой вам по курсу прошлого года «Основы генетики».
Ребята, вы сегодня будете работать в группах. На столах каждой группы есть «Оценочный таблица», который вы будете заполнять по ходу выполнения предложенных вам заданий (см. приложение № 2).
2. У каждого учащегося есть рабочий текст (см. приложение № 3).
а) При работе с текстом на полях ставьте следующие обозначения:
«+» - знаю;
«-« - не знаю;
«?» - сомневаюсь
Поднимите руки те, у кого больше «+».
Поднимите руки те, у кого больше
«-«.
б) Найдите и выделите в тексте все понятия.
Обсудите в группе результат своей работы. В общем тексте выделите все найденные вами понятия.
Возьмите конверт «Понятия» (см. приложение № 4). Используя, магнитные карточки с понятиями разложите их на две группы
«знаю» - «забыл».
Работа с магнитной доской. Группы по очереди крепят на доске таблички с понятиями в группы:

знаю забыл
3. Итак, ребята цель нашего занятия изучить основные генетические понятия и термины.
Используя, мини-таблички с определениями понятий заполните предложенную таблицу (см. приложение №5). Необходимо сопоставить термин-определение.
Осуществляем проверку выполненного задания, используя презентацию «Основные понятия генетики»
(см. приложение № 7)
По ходу просмотра презентации производим запись понятий с определениями в тетрадь. Итак, у вас в тетради есть записи основных понятий генетики, которые мы будем использовать при изучении тем по разделу «Основы генетики».
4. Кто из ученых считается основателем науки генетики?
Почему?
Каковы заслуги ученого?
Работа с презентацией «Отец генетики».

5. Итак, настало время проверить ваши знания.
Своя игра «Основы генетики».
6. Индивидуальная проверка изученного материала. Написание теста «Основные понятия генетики»
7. Подведение итогов занятия.
Ребята, у вас на столах находиться оценочная таблица
(см. приложение №2).
Обсудите в группе работу каждого ученика, заполните карту и выставите оценки.
Заключительная часть
(организация окончания занятия)
Активизировать познавательный интерес учащихся.

Выявить базу знаний по данной
теме:
- индивидуальная работа с
текстом;
- работа с текстом в группе;
- работа с понятиями;
- работа у доски;
- использование карточек -
заданий;
- работа с презентацией.
Повышение степени восприятия материала;
Развитие устной речи;
Развитие умения слушать и вести записи в тетради.

Активизация мыслительной деятельности.
Развитие устной речи.
Умение проводить анализ изученного материала.
Проверка изученного материала
Развитие умений анализировать ошибки.
Развитие навыков самоконтроля.
Стимулирование интереса к учебе.
Создание благоприятного психологического фона для занятия. Беседа с использованием презентации «Основы генетики».
Демонстрация табличек с различными определениями понятия генетика.
Определения фиксируются на доске.
Объяснения по выполнению заданий
Наблюдение за работой групп
Организация беседы с использованием презентации.
Проведение игры «Основы генетики».
Организация и проведение контрольного тестировании «Основные понятия генетики»
Подведение итогов занятия
Объявляет, что занятие закончено.
Участие в беседе.
Запись в тетради Генетика – это…
Индивидуальная работа с текстом «Грегор Мендель - выдающийся селекционер и первый ученый-генетик»
Работа с текстом в группе – выделение генетических понятий
(используется маркер-выделитель).
Работа в группах:
- отбор табличек со
знакомыми понятиями и
вывешивание их на доске;
Запись в тетрадь темы урока «Генетика – наука. Основные понятия генетики»
Заполнение «Таблицы понятий»

Просмотр презентации «Основные понятия генетики».
Записи в тетради.
Участие в беседе
Участие в игре «Основы генетики».
Написание теста «Основные понятия генетики» (1,2 вариант)
Анализ деятельности на занятии своей и других.
Заполнение оценочной таблицы
Покидают класс
Приложение
Приложение № 1.
«Генетика – это наука, объясняющая, почему ты
похож на своего отца, если похож, и почему не похож на него, если так получилось». Станислав Ежи Лец «Генетика – это наука, которая изучает процессы
хранения, передачи, реализации и изменения
наследственной информации на всех
уровнях организации живого».
Приложение № 2.
Оценочная таблица

№ Ф. И. понятия определения викторина тест итог
1. 2. 3. 4. 5. 6. Приложение № 3.
Грегор Мендель - выдающийся селекционер и первый ученый-генетик
Иоганн Мендель родился вторым ребенком в крестьянской семье среднего достатка, у Антона и Розины Мендель. В 1840 Мендель окончил шесть классов гимназии и в следующем году поступил в философские классы при университете. Материальное положение семьи в эти годы ухудшилось, и с 16 лет Мендель сам должен был заботиться о своем пропитании. Не будучи в силах постоянно выносить подобное напряжение, Мендель по окончании философских классов, в октябре 1843, поступил послушником в Брюннский монастырь (где он получил новое имя Грегор). Там он нашел покровительство и финансовую поддержку для дальнейшего обучения.
В 1847 Мендель был посвящен в сан священника. Одновременно с 1845 года он в течение 4 лет обучался в Брюннской школе.
Будучи монахом, Мендель с удовольствием вел занятия по физике и математике в школе близлежащего городка, однако не прошел государственного экзамена на аттестацию учителя. Видя его страсть к знаниям и высокие интеллектуальные способности, настоятель монастыря послал его для продолжения обучения в Венский университет, где Мендель в качестве вольнослушателя посещая семинары и курсы по математике и естественным наукам. Хорошая физико-математическая подготовка помогла Менделю впоследствии при формулировании законов наследования. Вернувшись в Брюнн, Мендель продолжил учительство (преподавал физику и природоведение в реальном училище), однако вторая попытка пройти аттестацию учителя вновь оказалась неудачной.
С 1856 Мендель начал проводить в монастырском садике (шириной в 7 и длиной в 35 метров) хорошо продуманные обширные опыты по скрещиванию растений (прежде всего среди тщательно отобранных сортов гороха) и выяснению закономерностей наследования признаков в потомстве гибридов. В 1863 он закончил эксперименты и в 1865 на двух заседаниях Брюннского общества естествоиспытателей доложил результаты своей работы. В 1866 в трудах общества вышла его статья "Опыты над растительными гибридами", которая заложила основы генетики как самостоятельной науки.
Ставя опыты, Мендель придерживался нескольких правил.
Во-первых, работая с садовым горохом, использовал для скрещивания растения, принадлежащие к разным чистым линиям. Один сорт гороха был гомозиготным по доминантному аллелю, другой сорт – гомозиготный по рецессивному аллелю.
Во-вторых, чтобы получить больше материала для анализа законов наследственности, Мендель работал не с одной, а с несколькими парами родительских особей гороха.
В-третьих, Мендель намерено упростил задачу, используя изначально моногибридное скрещивание, рассматривая при этом альтернативные признаки гороха.
В-четвертых, имея математическое образование, Мендель использовал для обработки данных статистический метод.
В-пятых, Г. Менделя применил гибридологический метод, который до сих пор лежит в основе исследований всех генетиков. В результате данного метода образовались гибриды, которые по генотипу являлись гетерозиготами, а по фенотипу все оказались с одинаковыми признаками.
В-шестых только после тщательного исследования пары аллельных генов гомологичных хромосом, Мендель перешел к экспериментам по дигибридному скрещиванию, а затем и по полигибридному скрещиванию.
Результаты семилетней работы Менделя, по праву составляют фундамент генетики.
Во-первых, он создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства (какие формы брать в скрещивание, как вести анализ в первом и втором поколении).
Мендель разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков, что представляло собой важное нововведение.
Во-вторых, Грегор Мендель сформулировал два основных принципа, или закона наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания.
В- третьих, Мендель в неявной форме высказал идею дискретности и бинарности наследственных задатков: каждый признак контролируется материнской и отцовской парой задатков (или генов, как их потом стали называть), которые через родительские гаметы передаются гибридам и никуда не исчезают. Задатки признаков не влияют друг на друга, но расходятся при образовании половых клеток и затем свободно комбинируются у потомков (законы расщепления и комбинирования признаков). Парность задатков, парность хромосом, двойная спираль ДНК, наследственность и изменчивость — вот логическое следствие и магистральный путь развития генетики 20 века на основе идей Менделя.
Приложение № 4.
Понятия генетики.
хромосома генотип
аллельные гены чистая линия
альтернативные признаки моногибридное скрещивание
доминантный признак дигибридное скрещивание
рецессивный признак полигибридное скрещивание
гомозиготамолекула ДНК
гетерозиготафенотип
изменчивость генетика
гибрид гомологичные хромосомы
гамета аллель
Приложение № 5.
Таблица понятий.
№ Понятия
Определения
1. Ген 2. ДНК 3. Хромосома 4. Гомологичные хромосомы 5. Гамета 6. Аллельные гены 7. Аллель 8.
Альтернативные
признаки 9. Доминантный
признак 10. Рецессивный
признак 11. Гомозигта12. Гетерозигота13. Генотип 14. Фенотип 15. Чистая линия 16. Гибридологический
метод 17. Гибрид 18. Генетика 19. Изменчивость 20. Наследственность 21.
Моногибридное
скрещивание 22.
Дигибридноескрещивание 23.
Полигибридное
скрещивание 24. Статистический
метод Приложение № 6.
Тест «Основные понятия генетики»
Основные понятия генетики.
Вариант № 1.
1. Совокупность генов, полученных потомками от родителей, называется…
а) генотип б) фенотип в) кариотип г) генофонд
2. Расщепление – это…
а) проявление у потомков признака одного из родителей
б) явление, при котором часть особей несет доминантный, а часть особей –
рецессивный признак
в) явление совместного наследования признаков
г) проявление признака у особей женского пола в одной форме, а у мужского – в
другой.
3. Альтернативными называются…
а) любые два признака организма
б) взаимоисключающие, контрастные признаки
в) признаки гибридов
г) признаки, определяемые генами, локализованными в одной хромосоме
4. Аллельными генами называются…
а) гены, локализованы в одной хромосоме
б) гены, локализованные в разных хромосомах
в) гены, локализованные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом
г) гены, локализованные в разных локусах гомологичных хромосом.
5. Рецессивным называется …
а) любой признак организма
б) признак, проявляющийся у гетерозиготных особей
в) признак, не проявляющийся у гетерозиготных особей
г) признак, которым одна особь отличается от другой.
6. Особи, в потомстве которых не обнаруживается расщепления признака, называются:
а) гибридные б) гомозиготные в) гетерозиготные г) гемизиготные
7. Участок молекулы ДНК, несущий информацию о строении первичной структуры
белка:
а) геном б) ген в) генотип г) генофонд
8.Процес слияние двух половых клеток, называется…
а) опыление б) оплодотворение в) конъюгация г) кроссинговер
9. Особи, полученные при скрещивании родительских форм с разными генотипами.
а) близнецы б) аналоги в) гибриды г) мутанты
10. Скрещивание, при котором организмы отличаются по одному признаку, т.е. берется во внимание только один признак.
а) моногибридное б) дигибридное в) анализирующее г) полигибридное
Основные понятия генетики.
Вариант № 2.
1. Гены, определяющие альтернативное развитие одного и того же признака и
расположенные идентичных участках гомологичных хромосом:
а) доминантные б) рецессивные в) аллельные г) неаллельные
2. Совокупность внешних и внутренних признаков, полученных потомками от
родителей, называется…
а) генотип б) фенотип в) кариотип г) генофонд
3. Доминантным называется…
а) любой признак организма
б) признак, проявляющийся у гетерозиготных особей
в) признак, не проявляющийся у гетерозиготных особей
г) признак, которым одна особь отличается от другой.
4. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепления признака,
называются:
а) гибридные б) гомозиготные в) гетерозиготные г) гемизиготные
5. Совокупность всех наследственных задатков клетки или организма:
а) гены б) геном в) генотип г) генофонд
6. Взаимоисключающие, контрастные признаки организма:
а) гомологичные б) альтернативные в) аналогичные г) вариативные
7. Аллель – это…
а) место гена в хромосоме в) форма существования гена
б) число генов в хромосоме г) одна из хромосом гомологичной пары
8. Оплодотворенная яйцеклетка – это…
а) аллель б) гамета в) аутосома г) зигота
9. Хромосомы одной пары, имеющие одинаковую форму и размеры и
определяющие проявление признаков одного характера, т. е. состоящие из
аллельных генов, называются…
а) аналогичные б) половые в) гомологичные г) парные
10. Дигибридное скрещивание – это…
а) скрещивание, при котором организмы отличаются по одному признаку,
т.е. берется во внимание только один признак.
б) скрещивание, используемое для определения генотипа особи
в) скрещивание форм отличающихся друг от друга по двум парам
альтернативных признаков
г) скрещивание форм отличающихся друг от друга по трем и более парам
альтернативных признаков