Методическая разработка урока по теме Семейство крестоцветных



Тема «Семейство крестоцветные».

Цели: - сформировать знание о характерных признаках растений семейства крестоцветные;
- вырабатывать навыки по распознанию растений данного семейства среди других растений;
- расширять кругозор и развивать познавательный интерес к предмету у учащихся;
- формирование положительной мотивации через использование различных форм работы.

Оборудование: географическая карта, корнеплоды редьки и репы, кочан капусты, семена горчицы, гербарий, компьютерная презентация.

ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы продолжаем наш разговор о многообразии использовании растений. И наше сегодняшнее занятие мы посвятим растениям семейства крестоцветные.
Но урок, как вы уже, наверное, догадались, не обычный, а с гостями. У нас в гостях ботаник, агроном, врач и один из виновников изучения капуста. И так мы начинаем.

Слайд 1











Слово предоставляется ботанику.


Слайд 2






Слайд 3






Слайд 4














Слайд 5








Учитель: Ребята, а как вы думаете, где и как используются растения данного семейства (ответы учащихся).
Хорошо, молодцы. А более подробный рассказ нам представит агроном.

Агроном: Хозяйственное значение крестоцветных трудно переоценить.

Слайд 6






А какое самое известное и с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни вы сейчас узнаете. Но прежде отгадайте загадку.

На плечах Игнашки
Сорок три рубашки
Все из ткани отбеленной
А поверх – пиджак зеленый.
(капуста).

Молодцы! Встречайте капусту.


Слайд 7

Капуста:



















Врач: Я хочу добавить, что ценность капусты не ограничивается лишь пищевыми свойствами. Капуста имеет большое лекарственное значение. Еще римский историк Катон писал, что капуста служит для римлян не только пищей, но и лекарством от многих болезней.




Слайд 8



















Учитель: Вот какое ценное растение капуста. Но помимо капусты кочанной, есть очень много сортов (слайд 9 Сорта капусты).

Учитель: Но не только капуста широко известна среди крестоцветных как овощное растение.
Всем хорошо известны (слайд 9) редька, редис, репа; как острые приправы – хрен и горчица сарепская. Одной из возделываемых садово-огородных культур является кресс-салат, в больших масштабах выращиваемый на Кавказе.

Агроном: Большое хозяйственное значение имеет ряд возделываемых масличных культур – рапс, горчица белая, горчица черная.

Слайд 9










Ботаник


Слайд 10






Врач

Слайд 11









Ботаник: Но это еще не все: различные сорта левкоя и некоторые виды бурочка приморского используют для оформления клумб и как бордюрные растения. Но, увы, есть и злостные сорняки – редька дикая, сурепка обыкновенная, пастушья сумка (слайд 12).

Учитель: Итак, вы познакомились с многообразием растений семейства крестоцветные.
А сейчас давайте поучимся определять растения, относящиеся к семейству крестоцветные. С помощью учебника и определительной карточки (работа в 5 группах) сделайте морфологическое описание одного или двух растений данного семейства (гербарные экземпляры на столах) – 5-7 минут.

Проводится беседа по результатам групповой самостоятельной работы. Делаются дополнения и уточнения.

Игра «Лишняя картинка».

Найдите одно лишнее растение из четырех.
Почему именно оно лишнее.
Каким одним общим понятием можно назвать остальные.





Слайд 13















Хорошо, молодцы.
Так какими же признаками обладают растения семейства крестоцветные?
Приведите пример растений данного семейства.
На какие группы по применению можно разделить крестоцветные.
А где можно встретить растения этого семейства.

А теперь давайте попробуем разгадать кроссворд. Нужно вписать в горизонтальные ряды кроссворда названия пяти растений семейства крестоцветных, оканчивающих на «ик» (работа в группах). Кто быстрее справится, тот и выиграл.
Так что же нового вы для себя узнали?
Понравился ли вам урок?

Домашнее задание.
Изучить параграф и записи в тетради.
Подобрать стихи, загадки о растениях семейства крестоцветные.
Использование растений данного семейства в народной медицине (индивидуальные мини-проекты) в виде плакатов, брошюр, схемы.


Литература

Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: чтения учащихся, учителей, родителей. –М.: АСТ – ПРЕСС, 1999г.
Рева М.Л. Растения в быту. – Донецк: Домбасс, 1981.

Семейство крестоцветные.
Обитание: места менее комфортные и более экстремальные.
Встречаются:
в умеренной зоне северного полушария;
по морским побережьям, в степи, пустыне и полупустыне.



Морфологические особенности семейства крестоцветные.

Листья простые, без прилистников.
Листорасположение очередное.
Стержневая корневая система; корнеплоды; цветки правильные.
Опыление насекомыми.



Соцветие – кисть




Цветок

4 чашелистика 4 лепестка 6 тычинок 1 пестик
(расположенных (4 длинные,
крест-накрест) 2 короткие)

Формула цветка Ч4Л4Т2+4П1
Плод – стручок (стручочек)

Представители

Капуста Горчица Редька Сурепка Рапс


Крестоцветные

овощные масличные кормовые медоносные

Я одна из самых ранних и самых распространенных овощных растений семейства крестоцветные.
По мнению некоторых ученых моя родина находится в Греции в районе Колхидской низменности.
Мое название происходит от древнеримского слова «капут», что означает «голова». И действительно круглые кочаны напоминают голову. В Древнем Риме я служила пищей для широких слоев населения и меня подавали на десерт в конце обеда. Затем нас стали использовать и в других странах.



Клетчатка – 1,63%
- улучшает моторную функцию кишечника;
- благоприятно влияет на жизнедеятельность полезной кишечной палочки;
- выводит холестерин из организма;
- предупреждает атеросклероз.
В капустном листе

Ферменты Соли калия, фосфора, серы Витамины С1 А1 В1

Сок капусты излечивает язву желудка;
язву двенадцатиперстной кишки

Фитонциды капусты оказывают антибактериальное действие на золотистый стафиллококк, туберкулезную палочку.



Масличные культуры

рапс горчица белая горчица черная

РАПС – 50% масла.
Очень широко в последнее время стали возделывать в Орловской области Должанском районе.

Кормовые растения

репа брюква турнепс

Лекарственные растения

желтушник пастушья сумка репа, редька

Листья желтушника используют для приготовления сердечных препаратов.
Пастушья сумка – ранозаживляющее и кровоостанавливающее.

1. Пастушья сумка.
2. РАПС.
3. Горох посевной.
4. Сурепка обыкновенная.
(горох – другое семейство, строение цветка другое)

1. Желтушник.
2. Репа.
3. Капуста кочанная.
4.Сурепка обыкновенная.
(сурепка – а остальные лекарственные)

1. Брюссельская капуста.
2. Репа.
3. Цветная капуста.
4. Белокочанная капуста.
(репа – а остальные сорта капусты)



15