: Класс Двудольные. Морфологическая характеристика крестоцветных, розоцветных, пасленовых.


Тема урока: Класс Двудольные. Морфологическая характеристика крестоцветных, розоцветных, пасленовых.
Тип урока: Комбинированный
Форма урока: Лекция с элементами практического занятия.
Цель урока: Изучить семейства класса Двудольные растения, выявить характерные особенности растений, представителей семейств: Розоцветные, Паслёновые, Крестоцветные.
Задачи:
Познакомить обучающихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств Розоцветные, Паслёновые, Крестоцветные, класса Двудольные. Расшить и углубить знания обучающихся о многообразии цветковых растений, значением растений в природе и жизни человека;
Формировать умения и навыки самостоятельной работы с мультимедийным проектором, учебником, умение выделять главное, сравнивать, анализировать, распознавать цветковые растения, давать морфологическую и систематическую характеристику; развивать навыки самоконтроля и работы в парах (группах), составления опорных конспектов.
Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, таблицы семейств растений класса двудольных; гербарии растений, инструкция для работы в группах
Содержание урока:
Ход урока.
Орг. момент.Организация начала занятия Готовность наглядности на доске и оборудования к уроку. Приветствие детей.
Создаёт позитивный настрой.(1 мин)
Проверка знаний
Проверочная работа (2 мин)
I вариант. Задание: Выбрать признаки характерные для однодольных растений.
II вариант. Задание: Выбрать признаки характерные для двудольныхВзаимопроверка (проверка оценок). (2 мин)
Продолжаем изучать сем. Кл. Двудольные Тема урока и задачи, план(3 мин)
Изучение нового материала.
Эпиграф к уроку: « О, сколько их на полях! Но каждый цветёт по-своему - вот высший подвиг цветка!»
На основе знаний по систематике учитель задаёт вопросы:
Какой отдел растений вы изучаете? (покрытосеменные или цветковые)
Какие классы цветковых растений вам известны? (класс Двудольные, класс Однодольные)
Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
Делит класс на 2 группы для работы со слайдами 1-5 ЭОР «Основные семейства цветковых растений».
Работают в группах по поиску и выделению необходимой информации с помощью ЭОР по плану:
1.Количество видов
2.Жизненные формы
3.Вегетативные органы
4. Цветок
5. Плод
6. Значение
5. Плод
6. Значение
Готовятся к выступлению, рефлексии
Извлечение необходимой информации из текста и слайдов ЭОР с целью выделения существенных и несущественных признаков. Подготовка краткого выступления, совместно работают в группах: определяют цели, функции, способы
Предлагается обучающимся самостоятельно ознакомиться с лекционным материалом . В оставшееся время обучающимся предлагается выполнить задания к ЭОР. Выполненные задания закрепляют пройденный материал.
Подводит к выводу по уроку.
(Растения можно различить прежде всего по строению цветка).
Рефлексия: ягоды разного цвета (положить в начале урока как раздаточный материал каждому обучающемуся) (1 мин)
зеленые- ничего не понятно желтые есть- непонятные вопросы
красные- всё понятно
Выставление оценок.
Домашнее задание
П. 47-49
Вариант 1
Задание: Выпишите цифры, соответствующие определениям характерным для однодольных растений.
Зародыш семени с двумя семядолями.
Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме, у некоторых— в зародыше.
Листья обычно имеют параллельное и дуговое жилкование.
Черешок листа редко бывает влагалищным.
Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение. Кольцом слоя камбияобеспечивается рост стебля в толщину.
Зародышевый корешок развит слабо, и при прорастании от стеблевой частипобега обычно отходят сразу несколько придаточных корней, которыеформируют мочковатую корневую систему.
Обычно травы, редко древесные формы.
Зародыш семени с одной семядолей.
Запасные питательные вещества семени находятся в зародыше илиэндосперме.
Листья обычно имеют перистое и пальчатое жилкование.
Черешок листа слабо выражен, но часто представлен как листовое влагалище.
Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Кольцакамбия и роста стебля в толщину нет.
Зародышевый корешок семени быстро развивается в главный корень.14. Обычно древесные и травянистые формы.
Правильные ответы: 2,3,6,7,8,11,12.
Вариант 2
Задание: Выпишите в тетрадь номер варианта и в порядке возрастания цифры, соответствующие определениям характерным для двудольных растений.
1. Зародыш семени с двумя семядолями.
2. Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме, у некоторых— в зародыше.
3. Листья обычно имеют параллельное и дуговое жилкование.
4. Черешок листа редко бывает влагалищным.
5. Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение. Кольцом слоя камбияобеспечивается рост стебля в толщину.
6. Зародышевый корешок развит слабо, и при прорастании от стеблевой частипобега обычно отходят сразу несколько придаточных корней, которые формируют мочковатую корневую систему.
7. Обычно травы, редко древесные формы.
8. Зародыш семени с одной семядолей.
9. Запасные питательные вещества семени находятся в зародыше илиэндосперме.
10. Листья обычно имеют перистое и пальчатое жилкование.
11. Черешок листа слабо выражен, но часто представлен как листовое влагалище.
12. Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Кольца камбия и роста стебля в толщину нет.
13. Зародышевый корешок семени быстро развивается в главный корень.14. Обычно древесные и травянистые формы.
Правильные ответы: 1,4,5,9,10,13,14.
Оценивание работ:
6-7 (включительно) правильных ответов соответствуют оценке «5»
4-5 (включительно) правильных ответов соответствуют оценке «4»
3 правильных ответа соответствуют оценке «3»
Примечание: Перфокарту лучше сделать на листе А-4, отличающемуся по цвету от вопросника, так чтобы номера вопросов совпадали на двух листах. Правильные ответы пробить дыроколом или прорезать ножницами.
Инструкция для работы в группах
Группа 1
Семейство РозоцветныеХод работы
I. Объединитесь по 4 человека для работы в группах (обучающиеся двух соседних парт выполняют работу совместно).II. Прочитайте текст параграфа 43 учебника «Семейство Розоцветные» с.162
III. Рассмотрите рисунки, модели, плакаты, соответствующие изучаемой вами теме.
IV. Подготовьтесь к выступлению по плану:
1.Количество видов
2.Жизненные формы
3.Вегетативные органы
4. Цветок
5. Плод
6. Значение
Группа 2
Семейство КрестоцветныеХод работы
I. Объединитесь по 4 человека для работы в группах (обучающиеся двух соседних парт выполняют работу совместно).II. Прочитайте текст параграфа 43 учебника «Семейство Крестоцветные» с.164
III. Рассмотрите рисунки, модели, плакаты, соответствующие изучаемой вами теме.
IV. Подготовьтесь к выступлению по плану:
1.Количество видов
2.Жизненные формы
3.Вегетативные органы
4. Цветок
5. Плод
6. Значение