Научная статья на тему Значение социогуманитарной компетентности в борьбе за духовное развитие выпускника


НОВОАЗОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ №1 АДМИНИСТРАЦИИ НОВОАЗОВСКОГО РАЙОНА
ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОГУМАНИТАРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В БОРЬБЕ ЗА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ВЫПУСКНИКА
УЧИТЕЛЯ РУСССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
НЕМЕЦ НАТАЛЬИ ВАСИЛЬЕВНЫ
СодержаниеАннотация……………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………….4-5
Глава 1. Предмет “Литература” как источник духовных ценностей……………………………………………………………………..6-7
Глава 2. Предмет “Русский язык ” в контексте социогуманитарной компетентности………………………………………………………………8-9
Заключение…………………………………………………………………….10
Литература……………………………………………………………………..11
Аннотация
Необходимость акцентирования на важность формирования социогуманитарной компетентности в преподавании предметов филологической отрасли связана с успешной реализацией программы компетентного выпускника в республике.
Ключевые слова: социогуманитарная компетентность, социально-гуманитарное знание, духовные ценности, личностно-ориентированный подход, особенности литературы и языка, человечностьВведениеАх, были б помыслы чисты, а остальное все приложится…
Б. Окуджава
Сегодня в динамично развивающемся XXI веке все ключевые позиции занимают технические направления, однако именно от социогуманитарной компетентности зависит конечный продукт деятельности как индивида, так и социума, направленный в положительную или отрицательную сторону. Новые достижения не только позволили глобально изменить облик современного мира, но и трансформировали каждого из нас. Самыми гибкими оказались дети, которые быстро приспособились к новым тенденциям, освоили всё, что связано с компьютерными устройствами и информационными программами, научились общению в социальных сетях Интернета, работать с приложениями, профилями и т.д. Но жизненные проблемы детей никуда не исчезли, а даже усилились. Это проявилось в неспособности подростка к анализу и интерпритации того информационного потока, который вылился на него, что привело к росту асоциального, протестного, суицидального поведения в подростковой среде, потере личностных смыслов, отсутствии готовности подростка к самоизменению и активной преобразовательной деятельности в социуме на основе духовных ценностей высшего порядка.[2,с.4] Поэтому республиканский образовательный стандарт ориентирован прежде всего на становление личностных характеристик выпускника основной школы, который уважает свой народ, его культуру и духовные традиции; осознаёт и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального народа Донецкой Народной Республики, человечества; активно и заинтересованно познаёт мир, осознаёт ценность труда, наукии творчества.[1, 5-6] Таким образом, в соответствии с поставленными целями, задачами и уровнем содержания образования и руководствуясь требованиями, которые предъявляются выпускникам, следует уделять большее внимание на уроках языка и литературы именно социогуманитарной составляющей. Социально-гуманитарное знание способствует развитию культуры, гуманизма и высоких нравственных стандартов в жизни общества и человека, соединяющихся в мировоззренческий комплекс истинного гармонично развитого человека. Традиция, идущая в европейской культуре еще от Сократа, предполагает признание морального достоинства индивида.[3с. 6] Цельность духовного мира человека не может быть дана лишь в терминах внешних свойств, ибо она заключает в себе самобытный внутренний мир: человек постоянно ищет и испытывает самого себя.
Глава 1. Предмет “Литература” как источник духовных ценностейПредмет “Литература” сама по себе является кладезем нравственных приоритетов и культурных идеалов, произведения которой не только пронизаны глубоким пониманием морального значения личности, но и обосновывают необходимость его принятия и отстаивания в этом мире. Духовные искания героев, пути решения проблем и выбор, сделанный в итоге, раскрываются во всей своей полноте именно в русской литературе. Картина, представленная писателями и поэтами о связи времён, народа и истории, влияния на отдельную личность важных событий, происходящих в стране, в произведениях не оставляют никого равнодушным и по сей день.
Пускай во всём, что совершаешь ты, Проступит след душевной чистоты. Ведь сила не во внешности твоей, А только в человечности твоей. (Муса Джалиль)
Литература может показать другой мир. Она может взять туда, где никто никогда не был. Художественная проза — это что-то, что человек производит из 33 букв и пригоршни знаков препинания, и читатель, используя свое воображение, создаете мир, населяет его и смотрит вокруг чужими глазами. Он начинает чувствовать вещи, посещать места и миры, о которых и не узнал. Читатель понимает, что внешний мир — это тоже он и становится кем-то другим, и когда возвращается в свой мир, то что-то в нём меняет. [6] Уроки литературы на основе личностно-ориентированного подхода призваны не только привить любовь к чтению но и скорректировать учащегося так, чтобы его характер базировался на жажде нравственной ясности, остром ощущении правды и кривды, обостренном чувстве гражданской совести и отчетливом понимание того, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов» (А.С. Пушкин). Руссская литература связана с исторической (генетической) памятью народа: верой в лучшее, смиренностью и силой духа, удалью и широтой души… - всё это проходит через призму тех духовных веяний и исторических событий, которые затрагивали писателей и находили своё отражение в произведениях, ставших классическими. Поэтому и тянутся во всём мире к удивительному свету духовности и житейской мудрости русской литературы. Поэтому учителю необходимо сделать всё, чтобы эту связь не нарушить, а усилить и укрепить. Это возможно лишь при условии использования как традиционных, так и новых технологий, приёмов и методов, адаптированных учителем под себя и своих учеников. Именно привить и скорректировать, а не научить и переломать!
Глава 2. Предмет “Русский язык ” в контексте социогуманитарной компетентности
Чтобы ориентироваться и не потеряться в социуме, необходимо уметь понимать мир чужих смыслов, отождествлять себя в определенной мере с другим человеком, приписывать смысловые оттенки неодушевленным предметам, встраивать их в собственный смысловой ряд, наделяя их ассоциативными связями своего внутреннего мира. На занятиях по русскому языку учат правильно писать и говорить, но важнее прививать любовь к эстетике русского языка, его роли в мире. Так, работая со стилистическими и этимологическими особенностями языка, постигается умение видеть больше, чем дано, читая между строк. Благодаря православию, у нас в языке, в родной речи сохранились слова-обереги. Слова, которые выражают такие нюансы чувств, которых на Западе практически не осталось. Например, в английском языке нет слова «воля». Нет слова «подвиг». Представьте, насколько осмысленнее станет жизнь человека, который начнет понимать значение слов «свадьба», «поведение», «уста», «наладить», «сказать», «образование» или хотя бы задумается об их значении. Только тогда у него появится возможность сравнить и противопоставить не просто языковые системы, а системы мировоззрения, устройства общества прежнего и современного, перейти от уровня «робота» к уровню личности, способной к нестандартному мышлению.[4] Понимание функции слова, развивает, расширяет коммуникативные навыки, познавательные и творческие способности.[3, с.9] Преобразование сказок, отрывков произведений в другие стили на практический части урока даёт больше, чем стандартные обучающие тексты. Использование на уроках языка и литературы текстов социального характера в качестве базы для практических заданий помогает приобщить учащегося к социальным проблемам и раскрыть его духовный потенциал. Ведь в учебниках по русскому языку много текстов о патриотизме, защите природыи т.д., но нет тем социльной направленности. Обратите, к примеру, внимание на упражнения по работе с видами словосочетаний: есть читать книгу, ходить быстро, маленькая родина…, но сочетаний таких, как помочь бедному, умение прощать…просто нет или же в меньшинстве. Из этого следует, что поиск таких упражнений ложится на плечи учителя-предметника. Но, что интересно, если задаться целью и попытаться найти тексты такого содержания (благо есть Интернет), то окажется, что их очень много, они разнообразны по тематике и гарантия того, что они заденут детские сердца стопроцентная (сайт Ш-каф предоставляет огромный выбор интересных материалов социальной тематики http://sh-kaf.ru/ ). Ведь именно от нас зависит, кого мы выпускаем из школы.
Один директор школы посылал это письмо каждому учителю, которого брал на работу: "Уважаемый учитель! Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек: - как ученые инженеры строят газовые камеры; - как квалифицированные врачи отравляют детей; - как обученные медсёстры убивают младенцев; - как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин... Поэтому я не доверяю образованности. Я прошу вас: помогайте ученикам стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению учёных чудовищ, тренированных психопатов, образованных Эйхманов. Чтение, письмо, арифметика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ". http://sh-kaf.ru/load/38-1-0-317ЗаключениеМир меняется, но проблемы взаимоотношений в семье, в социуме, в мире остаются прежними: “квартирный вопрос” до сих пор портит людей, “обломовщина” не даёт кому-то реализоваться, “счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», пунктуационный знак может за секунду изменить судьбу, а орфографическая ошибка и малый лексический словарь способны испортить самое лучшее резюме. Таким образом, чтобы выйти победителями в борьбе за духовное развитие выпускника следует акцентировать внимание на привлечении материалов к урокам филологической отрасли, отражающих социальную тематику. Что позволит более качественно выполнить требования образовательного стандарта. Ведь республика ещё очень молода, она только проходит пути становления, а какой она будет, зависит от наших выпускников и того, что мы в них вложили.
Литература
1. Республиканский образовательный стандарт среднего общего образования на 2015-2017 г. Сайт МОН ДНР HYPERLINK "http://mondnr.ru/?p=24818" http://mondnr.ru/?p=24818
2. Фастова Е.И. Социогуманитарная компетентность подростка в истории образования: тенденция гуманитаризации // Фундаментальные исследования. 2014. – № 6–6. – С. 1295-1301; www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10003601
3. Кончанин Т.Л. Велика миссия социогуманитарного образования // Terra economicus 2011. – т. 9 - № 2; http://ecsocman.hse.ru/data/2011/08/13/1267433029/journal9.2-9.pdfСайты:
4. Русская правда http://ruspravda.info/полезные ссылки: http://ruspravda.info/YAzik-slavyan.html, http://ruspravda.info/Tayni-moguchego-Russkogo-yazika-2335.html5. Социальные притчи;
http://talumala.com/ru/interesnaya-zhizn/biblioteka/pritchi6. Ш-каф: http://sh-kaf.ru/полезные ссылки: http://sh-kaf.ru/load/38-1-0-317, http://sh-kaf.ru/load/42-1-0-474, http://sh-kaf.ru/load/4-1-0-311,
http://sh-kaf.ru/load/37-1-0-469