Конспект урока окружающего мира 2 класс«Растения пресных водоемов»


1.Организационный момент
Здравствуйте, садитесь.
2. Актуализация знаний и мотивация.
( слайд 1). Что вы услышали? (звуки воды)
- Вспомните, какая была тема прошлого урока? (обитатели пресных водоемов )3. Проверка выполнения домашнего задания
Проверим, как вы усвоили тему прошлого урока.
- Для этого предлагаю выполнить самостоятельную работу в парах №1. Приложение1- Послушаем , как справилась с заданием 1 колонка.
Послушаем ответ 2, 3 колонки,
4. Постановка учебной задачи.
- Итак, кто населяет пресный водоем?( рыбы, птицы, звери, насекомые)
- Давайте населим наш водоем ( на доске плакат с изображением реки, части берега) ( дети по очереди прикрепляют рисунки бобра, щуки, ужа, головастика, окуня, цапли, утки, стрекозы)
- Чего не хватает на нашем водоеме? (Нет растений). Я хочу вас сегодня познакомить с необычными растениями.
Посмотрим фрагмент из мультфильма ( слайд 2)(слайд 3)
- Как вы думаете, чему будет посвящен урок?(растениям..) Слайд 4
- Чем будем заниматься на уроке?( знакомиться с новыми растениями)
5. Физкультминутка
6. Открытие” детьми нового знания.
-Давайте узнаем, какие растения встречаются в этом водоеме. Для этого каждая группа выполняет задание №2, в котором вам нужно подготовить рассказ о растении классу:1 группа: частуха, 2 группа: кубышка, 3 группа: водокрас, 4 группа: ряска,5 группа стрелолист, 6 группа кувшинка. Группы выполняют задание. Выступают
-Рассмотрим ещё несколько растений пресных водоемов.(слайд 3,4,5,6,7)
-Нет ли среди ваших растений тех, которые занесены в Красную книгу? (учитель показывает книгу)
Кувшинка находится под охраной , его нельзя рвать.
- А хотите ли вы узнать когда цветет кувшинка?(да)
Давайте обратимся к учебнику. Откройте учебник на с.102.
- Можно ли выкопать растение и пересадить его в горшок? Почему(ответы детей)
– Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?( Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб)
7. Физкультминутка
8. Закрепление
-А теперь выполним следующее задание. Посмотрите на экран, вам нужно соотнести название растения с изображением. Для это я приглашаю….(ЭОР)
- проверим , как вы усвоили тему урока. Для этого вы должны выполнить задание №3.(Приложение) Обменяйтесь листочками. Проверим (Слайд)
8.Творческая работа
- Как вы думаете, человек вмешивается в жизнь живой природы? (да, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек).
Что вы можете рассказать о знаках, которые я вам покажу.
9. Рефлексия деятельности.
- Ребята, какую цель мы преследовали на уроке? (знакомились с растениях пресных водоемов)
-Что нового узнали?
- Как мы должны относится к живой природе? (бережно, охранять ее)
10. Задание на самооценку. Дети оценивают свою работу.
Если на уроке вам было интересно и все понятно, возьмите белую кувшинку и наклейте ее на наш водоем
Если тебе на уроке не совсем все понятно - возьми кубышкуМне ничего не понятно - стрелолист
11.Д\З- Сделаете подписи под рисунки в печатной тетради на стр.33, и нарисуйте на альбомном листе растение пресного водоема, занесенного в Красную книгу.
Урок окончен.
  
Приложение 1
Закрась кружок только у рисунка, изображающего обитателя пресных водоемов.




Подпиши названия обитателей пресных водоемов.

_______________ _______________ ________________ ______________

_____________ _______________ ___________

Приложение 2
Кубы́шкаКубы́шка — род многолетних водных растений семейства Кувшинковые , встречается на мелководье по берегам озёр и медленнотекущих рек . Цветки жёлтые, обладают приятным запахом. Листья округлые, плавающие — жёсткие кожистые. Кубышки являются кормом многих животных (ондатра, бобр, выхухоль и др.), семена поедаются водоплавающими птицами.
Ряска
Ряска - крохотные многолетние растеньица, плавающие обыкновенно в большом количестве на поверхности стоячих вод. Всё тело их представлено зелёной пластинкой. Цветет редко. Цветки мелкие, невзрачные, Ряска идёт в пищу свиньям, курам, гусям и уткам, черепахам.
Стрелолист
Стрелолисты — многолетние травянистые растения, полностью растущие в воде либо частично в неё погружённые . Трёхгранный стебель достигает 20—110 см в длину, но при этом целиком находится под водой . Цветут с середины июня до конца августа. Растёт, в основном, по берегам различных водоёмов. Растение водное и болотное. Богатые крахмалом, клубни различных видов стрелолиста съедобны и употребляются в пищу в варёном и печёном виде. Клубни служат пищей для ондатры.
ВодокрасВодокрас - многолетнее водное растение, образующее массивы плавающих розеток, соединенных между собой усами. Листья водокраса обыкновенного небольшие, округлые, зеленые . Часть листьев расположена под водой, часть – плавает на поверхности. Водокрасы растут на освещенных или затененных участках как в стоячей, так и в медленно текущей воде.
Частуха
Частуха - род многолетних трав. Листья цельные, длинные. Растет по берегам и мелководьям водоёмов, травяным болотам, болотистым лугам, канавам. Корневище её богато крахмалом, пригодно в пищу. Растение содержит вещество, вызывающее раздражение кожи; в свежем виде ядовито для скота.
Кувшинка
Кувшинка - хорошо известное растение с крупными плавающими на воде листьями и крупными цветками. Часто её называют водяной лилией. Ёе прекрасные цветки раскрываются утром и закрываются с наступлением сумерек. Белые кувшинки растут на глубинах от 50 сантиметров до 2,5 метра. Цветение кувшинок начинается в мае-июне и продолжается иногда до первых заморозков.
Приложение 3
Соедини линией название растений и его изображение

Кувшинка Ряска Рогоз
Камыш Стрелолист Кубышка