Социологическое исследование Правовая культура несовершеннолетних

Социологическое исследование на тему: "Правовая культура несовершеннолетних"




Работу выполнил:
студент группы 12ОТДХ11
Климов Алексей

Научный руководитель:
Мозжакова Л.С.,
преподаватель социальных дисциплин

План.


Введение
Понятие, функции правовой культуры
Структура правовой культуры. Особенности правовой культуры в России.
Правосознание - ведущее звено правовой культуры
Правовое воспитание как залог правовой культур молодёжи

Заключение
Список литературы






Введение
Цель: выявить характер, особенности и проблемы правовой культуры в среде молодежи возраста 15-17 лет.
Объект исследования: правосознание и правовое поведение в подростковой среде.
Предмет исследования. Особенности формирования правовой культуры несовершеннолетних (15-17 лет, на примере студентов ОТДХ)
Актуальность темы. Правовая культура молодежи является залогом ее гражданственности, ответственности, правового сознания и правомерного поведения, а также самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Правовая культура  общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия.
Проявление правовой культуры идет в 2-х направлениях:
Правосознание.
Правовое поведение. Правомерное. Неправомерное
В современных условиях жизни очень важно владеть правовой информацией и грамотно владеть ей.
Сегодняшнее время требует от нас активной гражданской позиции, которая является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. И в связи с этим, все большее значение приобретает уровень политической и правовой культуры. Поэтому задача общества и государства заключается в том, чтобы сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодежи.
Для достижения нашей цели были поставлены задачи:
Изучение теоретического аспекта по теме;
Проведение исследования правовой культуры в молодёжной среде;
Проведение анализа и оценки правового сознания и правового поведения среди подростков.
Методы исследоваия:
Теоретический анализ литературы по данной проблеме;
Проведение анкетирования;
Колличественно-качественный анализ результатов.
Гипотеза. Проведение анкетирования среди студентов нашего отделения позволит нам предположить, что данная категория обладает среднестатистическими правовыми знаниями, но при этом мы предположили, что правовое поведение наших студентов не всегда правомерное.
Наше исследование предполагало проведение анкетирования. Анкеты содержали вопросы:
1 часть- простейшие вопросы по правовым знаниям;
2 часть- вопросы, касающиеся эмоционального отношения к праву;
3 часть- вопросы о правовом поведении.
Всего было15 вопросов. В нашем эксперименте приняли участие студенты 1-3 курсов.





1. Понятие, функции правовой культуры.
Правовая культура общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.
По видам правовую культуру можно разделить, на: а) правовую культуру общества в целом; б) правовую культуру индивида; в) правовые культуры социальных общностей (классов, наций, народа) и цивилизаций.
В зависимости от носителя правовой культуры различают три её вида:
-правовая культура общества;
-правовая культура личности;
-правовая культура группы.
Правовая культура в широком смысле - это правовая культура общества, которая охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе ясные законы, совершенная законодательная техника, развитая правовая наука, высокоорганизованная юридическая практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности.
Правовая культура в узком смысле, т.е. культура отдельного лица, является элементом общей культуры личности и включает в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками правомерного поведения.
Далее, правовая культура - это определенный характер и уровень творческой деятельности личности, в процессе которой она приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки. Наконец, правовая культура выступает как результат творческой деятельности в сфере права. Последний способ существования данного явления выражается как его внутренний потенциал. Предлагаемый подход имеет не только теоретическое, но и практическое значение. При анализе реального состояния юридической культуры личности необходимо учитывать уровень ее развития у населения. Так, если правовую культуру рассматривать лишь как юридический потенциал, то вольно или невольно остаются в стороне не только перспективы ее дальнейшего развития, но и устойчивость уже приобретенной. Первое обеспечивается правокультурной творческой деятельностью, второе - выработкой правовой ориентации.
Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций - познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную.
1. Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.
2. Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.
3. Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в раз-нообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Оценке подвергается правовая реальность в самом широком диапазоне - от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.
4. Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность.
Выполняя коммуникативную функцию, правовая культура обеспечивает общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него.

2. Структура правовой культуры, основные элементы.
Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Более того, эти элементы выступают составными компонентами нескольких различных систем.
Особого внимания заслуживает деятельная сторона правовой культуры. При этом необходимо, прежде всего, иметь в виду две области деятельности: 1) непосредственно в правовой сфере; 2) внеправового характера, но связанная со сферой действия права. Понимание первой не представляет особой сложности, хотя и здесь проявляются весьма нетрадиционные взгляды. О второй может идти речь тогда, когда содержанием ее оказывается разработка, предположим, в художественной форме каких-либо произведений, отражающих правовые идеи, теории, оценки, чувства. Эта деятельность непосредственно не входит в предмет правовой культуры, но своим идейным содержанием наполняет ее. Например, радио, телевидение, литература, живопись, кино, журналистика.
Структура правовой культуры личности весьма многогранна. Здесь можно вести речь о нескольких плоскостях структуры: формах выражения, социальном уровне, содержании и т.д. Юридическая образованность личности выражается в трех состояниях - правовых культурных ориентациях, творческой деятельности по их реализации и в полученных результатах реализации.
С этих позиций структура правовой культуры личности выступает в двуедином качестве - типа человеческой деятельности и ее ориентации на право, отрасль, отдельный закон. Здесь говорят о цивилистической, криминалистической, административной, судебно-процессуальной правовой культуре.
С точки зрения содержания, структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:
1) психологический;
2) идеологический;
3) поведенческий.
При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяются следующие уровни правовой культуры.
-Обыденный уровень - ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями.
-Профессиональный уровень - складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью (юристы-практики).
-Теоретический уровень. Правовая культура представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников.
Обыденный, профессиональный и научно-теоретический уровни правовой культуры тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом оцениваются:
а) уровень общественного и индивидуального правосознания, в том числе уровень развития юридической науки и юридического образования;
б) уровень законности;
в) уровень совершенства законодательства;
г) уровень совершенства юридической практики, прежде всего практики судебной, то есть состояние правосудия в обществе.
Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных элементов:
уровень правосознания и правовой активности граждан. Этот элемент выражается в степени права гражданами, должностными лицами, направленности на соблюдение запретов, использование прав, исполнение обязанностей. Каждый субъект призван: осмыслить, что право представляет собой ценность в сфере общественных отношений; знать право, понимать его смысл, уметь истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т. д.
Уровень знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, работником правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной деятельностью. Имеется такой феномен правовой культуры как презумпция знания закона, что означает предположение о знании лицом закона, принятое с целью нормального функционирования всей правовой системы и выступающее в качестве непременного требования правовой культуры. Поэтому каждый гражданин должен быть заинтересован в правовой культуре. Наличие даже обширных юридических знаний у граждан, должностных лиц ещё не говорит о высоком уровне правовой культуры, ибо необходимо не только знать право, но и проявлять правовую активность.
Особенности российской правовой культуры
В современной России на теоретическом уровне наметилось два противоположных взгляда на правовую культуру. С одной стороны, наблюдается либерализация законодательства, долгие годы наблюдалось направление в сторону строительства правового государства, с другой стороны набирают силу почвеннические настроения. Надо отметить, что на практике, непосредственно в законодательстве, доминирует принцип либерализма. Основной закон России, Конституцию РФ, не без оснований именуют одним из самых либеральных в мире.
В обыденной же жизни необходимо отметить широко распространившийся правовой нигилизм, выражающийся, как и много веков назад, в неуважительном, пренебрежительном отношении к праву. С точки зрения причин это следствие юридического невежества, отсталость и правовой невоспитанности основной массы населения. Кроме того, нельзя в этом плане забывать и об исторических особенностях правовой культуры в России.
В качестве предположения, объясняющего современное положение дел в правовой культуре, можно указать на наследие советской системы. В условиях длительного подавления прав и свобод, индивид, дабы реализовать свои потребности, жизненные интересы, вынужден искать способы обойти закон, «обмануть начальника».
Опираясь на вышесказанное можно констатировать, что несмотря на достаточно высокий, хотя и далеко не совершенный, уровень развития законодательства, воплотившего в себе прогрессивные либеральные ценности, общий уровень правовой культуры населения остаётся крайне низким. И основным проблемным моментом остаётся отсутствие осознания права как важнейшей социальной ценности.







3.Правосознание - ведущее звено правовой культуры.
Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. На его содержание, как одну из форм общественного сознания, оказывает воздействие ряд факторов: социально-политические, экономические, культурные и правовые. Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.
Правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что:
носителем правосознания является человек или общность людей;
она отражает государственно-правовые явления;
выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;
носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспектив развития политико- правовых явлений, их связь с окружающей действительностью;
тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания.
Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.
Правосознание выступает в качестве одобрительной или отрицательной реакции людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п. Правосознание представляет собой систему таких переживаний и идей, в которых выражается отношение людей не только к праву, но и иным явлениям правовой действительности.
Роль правосознания. Как особая форма общественного сознания правосознание есть осознание права, совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств человека, объединений людей или всего общества относительно права и его роли.
Ему принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни. Оно составляет внутреннюю идеальную детерминанту любой юридической деятельности:
в правотворческой деятельности при создании юридических предписаний;
в правоприменительной практике органов государства и должностных лиц при разрешении конкретных жизненных ситуаций;
даже при незнании конкретных правовых предписаний, способствуя выбору варианта законопослушного поведения всеми субъектами правоотношений;
Следовательно, можно определить правосознание как форму общественного сознания, систему понятий, представлений, идей о порядке правового регулирования общественной жизни. Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного.
Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и не правового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания ему в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Также ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.
Правосознание оказывает влияние на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Производительная роль правосознания особенно велика в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения эта деятельность является дополнительным фактором оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела.
Структура правосознания
По своей структуре правовое сознание включает три относительно самостоятельных компонента:
Правовую идеологию, олицетворяющую преимущественно результаты абстрактного мышления и включающую концептуально оформленные понятия и идеи о необходимости и роли права, его функциях и ценности, его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь;
Правовую психологию, состоящую преимущественно из созерцательных моментов познания, психологического восприятия правовых реалий: чувств, эмоций и переживаний людей, связанных с правом;
Поведенческие факторы, в которых «цементируются» интеллектуальные, идеологические и психологические элементы. Эти факторы, выражаясь в мотивах, целях, внутренних установках и конкретных волеизъявлениях в регулируемых правоотношениях, во многом определяют правомерность поведения субъектов права.
В реальной жизни указанные выше компоненты правового сознания находятся в органическом единстве. Тесно переплетаясь и взаимодействуя, они пронизывают всю государственно-правовую действительность, выступая мощным средством совершенствования или, напротив, сдерживая в прежнем виде.
Правовая идеология - это система взглядов, идей и теоретических концепций, отражающих систематизированный взгляд на право и правовую действительность.
Таким образом, структура правосознания включает в себя два элемента:
правовую психологию;
правовую идеологию.
Правовая идеология главный элемент в структуре правосознания.
Виды и функции правосознания
общественное,
групповое
индивидуальное.
обыденное (эмпирическое),
научное
профессиональное.
Эта классификация имеет условный характер, поскольку нет массового и группового правосознания без и вне индивидуального. Массовое правосознание олицетворяет усредненное состояние правовых взглядов, идей, чувств и т. д. различных социальных групп, групповое индивидов с однородными интересами. Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых деяний.
Групповое правосознание тоже оказывает весьма заметное влияние на формирование и осуществление права. Речь идет не только о господствующей в данном обществе социальной группе, но и о других группах, отстаивающих свои корпоративные интересы с помощью забастовок, митингов и т. п.
Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву и психологическую индивидуальную готовность к совершению юридически значимых поступков. Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.
Сущность и социальное назначение правового сознания выражается в его функциях:
познавательной, связанной с осмыслением правовой действительности, накоплением определенных знаний;
оценочной, выражающейся в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам , да и к самому правосознанию, на основе повседневного и научного опыта, использования нравственных и иных критериев, сопоставления социальных ценностей. Именно оценочная функция является основой творческой, преобразующей роли правосознания, условием целеполагающей деятельности;
регулятивной, определяющей ориентиры поведения людей, выработку стереотипов поведения в определенных ситуациях.
Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования. Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию).
Основные черты правосознания:
является одной из форм общественного сознания;
состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов; носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;
обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему;
в отдельные периоды развития общества является формой права;
ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий выбор и принимать юридически значимые решения.
Дефекты правосознания - не только противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, но и более глубокие деформации: отрицание правовой системы и даже необходимости таковой; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам; утверждение, что цель оправдывает средства, и т.п. Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов.
Виды деформации правосознания
Правовой инфантилизм
"Перерождение" правосознания
Правовой дилетантизм
Правовой нигилизм
Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности. Причем правовой нигилизм может достигать таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов.
Причины правового нигилизма самые разные - от вполне обоснованных протестов против тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как ненужного социального института.
Правовой фетишизм - гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Это прямо противоположное правовому нигилизму явление. В то же время у этих явлений имеются общие корни, к которым следует отнести юридическое невежество, дефицит политико-правовой культуры.









Правовое воспитание как залог правовой культуры молодёжи.
Чувство правовой защищенности может обрести реальные формы только то общество, в котором сформировано правосознание всех уровней, в том числе и профессиональное. Это является одним из обязательных условий формирования правового государства и гражданского общества.
Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.
Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых знаний, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности.
Элементами правовой культуры являются квалифицированное правотворчество и правоприменение; правосознание народа, социальных групп и отдельных граждан.
Свою регулирующую роль в обществе право выполняет в тесном взаимодействии с другими социальными нормами; политическими, нравственными, правилами общественных организаций, обычаями, традициями.
Идейное целевое единство социальных норм не исключает различий между правовыми и другими социальными нормами. Эти различия проявляются в содержании и характере регулирования ими общественных отношений; в способах их установления; в формах выражения; в способах охраны и степени определенности мер воздействия, применяемых к их нарушителям.
Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Концентрированным выражением правосознания как формы общественного сознания является правовая идеология, т.е. система правовых взглядов, основывающихся на определенных социальных и научных позициях. Психологическую сторону правосознания составляют привычки, чувства, эмоции людей в отношении правовых явлений.
Правосознание включает знание действующего права, его основных принципов и требований, но не сводится к нему. Для правосознания не менее важен оценочный момент и поведенческие установки.
Правосознание подчинено общим закономерностям развития общественного сознания. Оно выступает как специфическое отражение экономических, политических и иных отношений данного общества, положения классов и индивидов в системе общественного производства и социально-политической структуры. Существенное влияние на правосознание оказывают другие формы общественного сознания - политическое сознание и мораль, общественная психология, исторические традиции, сложившийся образ жизни. Функционирование права, его применение и соблюдение зависят от уровня правосознания.
















ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны.
Под правовой культурой предлагается понимать "систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей". В широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране. При этом не игнорируется и мировой опыт.
Оценивая важную роль правовой культуры в регулировании социального поведения не трудно уяснить её роль в противодействии социальным недугам.
Очевидным становится, что если ставить целью, к примеру, снижение уровня преступности, неизбежно напрашивается вывод о необходимости, в первую очередь, повышения уровня правовой культуры, прививания уважения к социальным нормам и ценностям.
Роль правовой культуры в жизни общества. В обыденных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказывания о том, что правовая культура в России отсутствует, что правовая культура присуща только обществу с развитым правовым государством.
Согласиться с этим с позиции науки нельзя. Правовая культура не есть нечто обособленное, она, являясь частью культуры в целом, органично переплетена с последней, и, следовательно, в той или иной степени присуща как обществу в целом, так и отдельным индивидам. Мои слова в данном случае подтверждает исследователь Ратинов А. Р. Он отмечает, что «ни в одном из многочисленных исследований разных возрастных групп, включая подростков, не было обнаружено ни одного испытуемого, который не имел бы определённых правовых представлений, оценочных отношений к явлениям правовой жизни и т. п.». Таким образом, ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры. Но она может быть очень низкой.
Определив непременное наличие правовой культуры в жизни общества, следует обратиться к её роли в нём. В целом, роль правовой культуры общества мало чем отличается от роли культуры вообще. Интересней в этом плане обратиться к правовой культуре личности.
Исследования показывают, что тот или иной человек не совершает противоправных действий в большей степени не потому, что предвидит соответствующее наказание, а именно потому, что сам считает этот поступок недостойным, опасным, противоречащим жизненным принципам, системе ценностей и т. д. В этом, собственно, и проявляется относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности.
Несколько похожая мысль высказывается А. И. Экимовым и Д. И. Луковской: «Всеобщее знание законов, как неоднократно отмечалось в социалистической правовой литературе, это фикция Нет, например, никакой надобности во всеобщем знании квалифицирующих признаков, отличающих кражу от ограбления или разбоя. Важно другое: чтобы каждый ясно осознавал недопустимость хищения личного, государственного или общественного имущества или посягательства на личность другого человека» Выходит, что правовая культура в деле регулирования социальных отношений и стимуляции правомерного поведения играет куда большую роль, нежели количество содержащихся в нормах права запретов или суровость наказания за их нарушение.
Для правомерного поведения в большинстве случаев достаточно усвоение индивидом социальных ценностей и общих правовых принципов.
Важно так же отметить роль правовой культуры в деле борьбы за субъективные права. Высокая правовая культура личности обуславливает нетерпимость к любым нарушениям законности и правопорядка вообще, в том числе, и к нарушению субъективных прав граждан.
Таким образом, правовая культура несёт на себе не только функцию аккумулирования и наследования правовых ценностей, но и, через субъективизацию правовых ценностей, сама по себе, наряду с нормами права, выступает важным регулятором социальных отношений.
В ходе нашего исследования мы попытались выяснить какова учебная база в области правовых знаний наших студентов. Результат показал, что в общем зачёте, ребята обладают средними, порой неплохими знаниями по праву. На вопрос: какое понятие, по вашему мнению, отражает наиболее точно понятие "право" - 49% респондентов ответили верно - это норма поведения.
Вопрос: "С какого возраста гражданин имеет избирательное право"- верно ответили 85% - с 18 лет. На вопрос: " С какого возраста наступает уголовная ответственность гражданина РФ"- с 14 лет, правильно ответили- 112 человек." В каком возрасте по закону можно вступать в брак (18 лет) "- верных ответов дали 146 опрашиваемых. "Какая ответственность предусмотрена за распитие спиртных напитков лицами до 18 лет" - знают точно 123 человека. "Приходилось ли находиться в ситуации нехватки правовых знаний"- 95 ответили " НЕТ", это можно расценить как то, что студенты имеют достаточные правовые знания, но, скорее, просто действительно не оказывались в ситуациях, когда необходимы были эти знания.
Следующий блок вопросов, касался эмоционального отношения к праву как феномену. Оно может быть позитивным, равнодушным и нигилистическим ( выражается в отношении к существующим законам, правопорядку, правовым нормам в целом). В результате исследования мы получили, что большинство считает, что законы необходимо соблюдать в том случае, если это делают сами представители органов власти -87 человек. 46 человек считают, всегда и во всём соблюдать букву закона, даже , если закон устарел или не вполне соответствует современным реалиям. Можно сказать, что часть наших студентов достаточно законопослушны.
Интересен Вопрос " В чём заключается главная задача изучения права" ответы распределились так: 90 человек ответили, что это научит нас использовать знания в типичных ситуациях в жизни (практический характер). 50-поможет предотвратить совершение правонарушения. 40- ответили, что правовые знания помогут обходиться без профессиональной помощи юристов, что очень отрадно.
Неоднозначным явился вопрос "Что в жизни для Вас представляет наибольшую ценность?":
1-ое место- Семья;
2-ое место- деньги;
3 -е место - личная свобода;
4-ое место - личный интерес и совесть;
5, 6 место занимают закон, мораль и интересы общества. Не представляют особую ценность.
Вопрос: "Совершаете ли Вы мелкие правонарушения в повседневной жизни?
Большинство честно ответили "Иногда" (11 человек).
"Если на ваших глазах человек совершил преступление, сообщите ли Вы в полицию?"- большинство 103 человека -"Да", 62-"Всё зависит от ситуации", остальные- "Если это тяжкое преступление, то сообщили бы".
"Как бы Вы поступили, если за совершённое Вами преступление ответственность понесёт кто-то другой?" - 103 человека сознались бы, остальная часть- промолчали бы или не знают, как бы поступили.
"Чем поможет вам знание законов в будущем?" поможет избегать рискованных поступков - 122 чел, позволит защитить личные гражданские права в будущем 43, поможет легко регулировать взаимоотношения с органами власти -3, поможет легко решать спорные вопросы с другими гражданами -остальная масса опрашиваемых.
Таким образом, вопросы о правовом поведении представляют для нас картину-большинство респондентов честно заявили, что их поведение не всегда является правомерным и в повседневной жизни совершаются различные правонарушения. И отношение к ним у студентов достаточно противоречивое.
Поэтому, в итоге проведённого нами количественно-качественного анализа результатов, мы можем смело утверждать, что студенты нашего отделения, как категория молодёжи, обладает среднестатистическими правовыми знаниями, но их правовое поведение не всегда правомерное. В итоге наша гипотеза подтвердилась.

Список литературы.
Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993 г.
Кайзеров Н. М. Политическая и правовая культура. М., 1990 г.
Комаров С. А. Общая теория государства и права. – М., 1998 г.
Матузов Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны "одной медали" // Правоведение. 1994 г. № 2.
П.Донченко Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. - 2005. -№ 6. - С. 14-17.
Зубок Ю.А., Чупров В.И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // Социс. - 2006. - № 6.- С. 37
Анкета.
Вопрос №1.
Какое из указанных ниже понятий, на Ваш взгляд, наиболее точно отражает смысл понятия "Право?"(укажите Один вариант ответа)
a) Норма поведения b)порядок c)справедливость d)возможность e)защищенность
f) безнаказанность
Вопрос №2.
С какого возраста гражданин РФ имеет право участвовать в демократических выборах (изберать,голосовать)
a) 16лет b) 18лет c) 21год d) затрудняюсь ответить
Вопрос №3.
Знаете ли Вы с какого возраста гражданин РФ имеет право самостоятельно вступать в брак?
a) 14 лет b) 16 лет c) 18 лет d) затрудняюсь ответить.
Вопрос №4.
Знаете ли вы, с какого минимального возраста наступает уголовная ответственность гражданина в РФ?
a) 14лет b) 16лет c) 18лет d) затрудняюсь ответить.
Вопрос №5.
Какая ответственность предусмотрена за распитие спиртных напитков лицами до 18лет?
a) Наложение штрафа или арест на 15 суток
b) Арест на 15 суток
c) Наложение штрафа
Вопрос №6.
Приходилось ли вам оказываться в ситуациях, когда вы ощущали недостаток правовых знаний?
a) Да b) Нет c) Затрудняюсь ответить.
Вопрос №7.
Что является для вас основным источником получения правовой информации?
a) СМИ d) Сотрудники правоохранительных органов
b) Учителя, преподаватели e) Свой вариант___________
c) Сверстники
Вопрос №8.
Как вы думаете, как надо относиться к закону?
a) Всегда и во всем соблюдать букву закона, даже если закон уже устарел или не вполне соответствует сегодняшним реалиям.
b) Законы надо соблюдать, но только если это делают и сами представители органов власти.
c) Не так важно, соответствуют ли поступки людей закону или неглавное, чтобы эти поступки были справедливыми.
d) Закон можно соблюдать лишь тогда, когда он не мешает реализовать собственные интересы.
e) Затрудняюсь занять однозначную позицию.
f) Свой вариант___________________________.
Вопрос №9.
В чем на ваш взгляд, должна заключатся главная задача изучения правовых знаний в школе?
a) Предавать совершение правонарушений, сообщив подросткам, какие поступки противоречат закону, и чем грозит их совершение.
b) Научить использовать правовые знания в типичных ситуациях, с которыми может столкнутся человек в
жизни.
c) Обеспечить выпускника таким уровнем правовых знаний, который позволит обходиться без помощи проф юристов.
d) Дать знания, помогающие лучше ориентироваться в устройстве и принципах деятельности государственной власти, в событиях общественно-политической жизни.


Вопрос №10.
Нужен ли, по Вашему мнению, предмет"Право" в учебной программе?
a) Достаточно изучения вопросов права на уроках обществознания.
b) Самостоятельный предмет"Право" необходим и должен быть обязательным для всех.
c) Предмет "Право" необходим, но в качестве элективного курса, который старшеклассники могут изучать по выбору.
d) Обучение школьников праву лучше всего организовывать на добровольной основе во внеурочное время
(в виде занятий кружков, правовых клубов и т.д.)
e) Изучение права в школе бесполезно, потому что реальная жизнь устроена иначе.
Вопрос №11.
Пронумеруйте в порядке убывания, что для вас представляет наибольшую ценность.
a) Деньги
b) Личный интерес
c) Мораль
d) Закон
e) Совесть
f) Интересы общества
g) Семья
h) Интересы человечества
k) Личная свобода
Вопрос №12.
Совершаете ли вы мелкие правонарушения в повседневной жизни?
a) Никогда b) Иногда c) Часто d) Очень часто
Вопрос №13.
a) Да
b) Да, если только это тяжкое преступление (кража, убийство, террористический акт)
c) Всё зависит от ситуации
d) Вряд ли
e) Нет
Вопрос №14.
Как бы вы поступили, зная ,что за совершённое вами преступление, ответственность понесёт кто-то другой?
a) Сознался b) Промолчал c) Не знаю.
Вопрос №15.
Как вы думаете, чем поможет вам знание закона в будущем?
a) Позволит защитить личные гражданские права во всех ситуациях
b) Поможет легко регулировать взаимоотношения с органами власти
c) Поможет справедливо решать спорные вопросы с другими гражданами
d) Поможет контролировать правильность оформления имущественных документов
e) Поможет избегать противозаконных действий,
f) Поможет избегать рискованных поступков,
g) Ничего не да В В
В какой группе Вы учитесь?_________________________
Укажите, имеется ли у Вас опыт изучения права в школе:
1) Изучал право как отдельный предмет в 9 или в 8-м классе.
2) Изучал право как отдельный предмет в 10-м классе.
3) Изучаю право как самостоятельный предмет сейчас ( в нынешнем учебном году),(или изучаю сейчас) в качестве элективного курса.
4) Изучал (или изучаю) право в качестве элективного курса.
5) Участвовал в работе правовых кружков, клубов.
6) Знакомился с правовыми вопросами только в рамках курса обществознания