ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
среднеГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«сибирский политехнический техникум»



















РАБОЧая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ


13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)














2016 г.

ОДОБРЕНА
Цикловой методической комиссией
Профессионального обучения
наименование комиссии

Протокол № ____
от «__» _________ 20___ г.


Разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта СПО по профессии
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)




Председатель цикловой
методической комиссии
_____________/Н.А. Тремблюк
Заместитель директора по учебно-
производственной работе
___________/Т.М. Жильцова







Составители (авторы):
Синьков Владимир Владимирович, преподаватель ГОУ СПО СПТ


Рецензент:______________________________________________
                                   Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации

©
©
©
©
©
©

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации программы учебной дисциплины

10

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС СПО по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), входящей в укрупненную группу направлений подготовки 13.00.00 ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих, связанным с техническим обслуживанием и ремонтом электрооборудования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: развитие профессиональных компетенций обучающихся, необходимых для реализации профессиональной деятельности при выполнении электромонтажных работ, ремонта, техническом обслуживании и ремонте оборудования.
Задачи:
1) Сформировать знания о видах износа и деформации деталей и узлов;
2) Сформировать умения выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования.
3) Сформировать знания, умения и навыки работы с кинематическими механизмами, деталями машин;
4) Сформировать знания, умения и навыки расчета статических и динамических сил, действующих на тело.
Учебная дисциплина Основы технической механики способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций:
Код
Наименование результата обучения

ПК 1.1.
Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки.

ПК 1.2.
Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.

ПК 1.3.
Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта.

ПК 1.4.
Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования.

ПК 2.1
Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу.

ПК 2.2
Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала.

П.К 2.3
Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты.

П.К 3.1
Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования.

П.К 3.2
Производить техническое обслуживание электрооборудования согласно технологическим картам.

П.К 3.3
Выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае обнаружения его неисправностей.

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
читать кинематические схемы

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
виды износа и деформации деталей и узлов;
виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;
кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
назначение и классификацию подшипников;
основные типы смазочных устройств;
принципы организации слесарных работ;
трение, его виды, роль трения в технике;
устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики

1.4. Использование часов вариативной части ОПОП:


.№
п/п
Дополнительные знания и умения
№, наименование темы
Количество
часов
Обоснование включения в рабочую программу

1
-знать основные законы технической механики
Тема 1.1.
Основные понятия технической механики
5
Требования работодателя

2
-знать устройство механизмов
Тема 1.2.
Детали и механизмы машин
10
Требования работодателя

3
- знать технику безопасности при выполнении слесарных работ

Тема 2.1.
Организация слесарных работ
3
Требования работодателя

4
- уметь выполнять основные слесарные операции
Тема 2.2 Общеслесарные работы
6
Требования работодателя




24





1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 150 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 100 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 50 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
100

в том числе:


лабораторные занятия
8

практические занятия
42

контрольные работы
2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
50

в том числе:


выполнение индивидуального практического задания по теме «Изготовление конструкций из металла»
домашние работы
12

38

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ


Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Основы технической механики

82


Тема 1.1.
Основные понятия технической механики
Содержание учебного материала
14



1
Введение
Предмет, значение дисциплины «Основы технической механики и слесарных работ» для подготовки рабочих по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

1


2
Трение
Понятие трения. Законы трения. Трение покоя и кинематическое трение. Виды кинематического трения: трение скольжения, трение качения. Трение верчения. Роль трения в технике. Трение в механизмах и машинах. Граничное, сухое, жидкостное, смешанное трение.

2


3.
Износ деталей и узлов
Понятие износа. Факторы износа. Виды износа: абразивный, кавитационный, адгезионный, тепловой, окислительный, усталостный. Стадии износа. Повышение износостойкости деталей и механизмов.

2


4
Деформации деталей и узлов
Понятие деформации. Остаточная и упругая деформация. Деформации растяжения, сжатия или смятия, сдвига или среза, кручения, изгиба. Устойчивость материалов к деформациям

2


Лабораторное занятие:
Проверка законов трения
Определение модуля сдвига при испытании на кручение
4



Практическое занятие:
Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений. Определение перемещений.
Расчет заклепочного соединения
Расчет балок на прочность и жесткость.
8



Самостоятельная работа обучающихся
Домашняя работа:
1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Введение. Основные понятия технической механики» (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
12


Тема 1.2.
Детали и механизмы машин
Содержание учебного материала
16



1
Основы кинематики
Понятие детали, кинематического звена, кинематической пары. Виды кинематических пар. Наименования и условные обозначения кинематических пар. Понятие кинематической цепи, механизма машины. Понятие кинематической схемы, ее элементы, их условные обозначения.

2


2.
Детали и их соединения
Понятие о деталях вращательного движения и корпусных деталях, осях, валах. Неразъемные: и разъемные соединения деталей. Подшипники: устройство, назначение, виды. Муфты: устройство, назначение.

2


3
Основные виды механических передач
Классификация и виды передач. Устройство, назначение, применение, преимущества и недостатки фрикционных, ременных, цилиндрических и конических зубчатых, цепных, червячных передач. Кинематические и динамические характеристики передач.

2


4
Смазочные материалы
Назначение и роль смазочных материалов в технике. Виды смазочных материалов. Основные