Рабочая программа по учебной дисциплине основы технической механики и слесарных работ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 4"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 03. ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ
И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ
ПО ПРОФЕСИИ СПО: 13.01.10.Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
срок реализации 2014-2015 гг.
Долинск, 2014
Программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО по профессии 140446.03. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования и комплекта примерной ОПОП по профессии 140446.03. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, рекомендованного к использованию в учебном процессе Экспертно-методическим советом по профессиональному образованию МО СО, протокол № 7 от 09.10.2013 г.
Организация-разработчик: ГБОУ «Профессиональное училище № 18»
Разработчик: Р.Ф. Замалдинова, преподаватель основ технической механики
и слесарных работ

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
3.условия реализации программы учебной дисциплины
12
4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1.паспорт ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 03. ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ
1.1.Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС), в соответствии с ФГОС СПО по профессии 140446.03. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования по укрупненной группе направлений подготовки 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника.
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих; по программам переподготовки рабочих, служащих; по программам повышения квалификации рабочих, служащих, в энергетической отрасли.
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение студентами профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
-выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки;
-изготовлять приспособления для сборки и ремонта;
-выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта;
-принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу;
-производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала;
-настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты;
-проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования;
-производить техническое обслуживание электрооборудования согласно технологическим картам;
-выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае обнаружения его неисправностей.
В результате освоения учебной дисциплины студент
должен уметь:
- выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
- пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
- собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
- читать кинематические схемы;
должен знать:
- виды износа и деформации деталей и узлов;
- виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
- виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых длясмазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;
- кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
- назначение и классификацию подшипников;
- основные типы смазочных устройств;
- принципы организации слесарных работ;
- трение, его виды, роль трения в технике;
- устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
- виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента - 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 60 часов;
самостоятельной работы студента - 30 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 03. ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 90
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 60
в том числе: практические занятия 24
Самостоятельная работа студента 30
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 03 «ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов Объем часов Уровень освоения
Тема 1.1.
Типовые детали машин и способы их соединения Содержание 4 2
1 Общие сведения о соединениях деталей машин. Сборочные единицы. 1 2 Разъемные соединения: резьбовые соединения. 1 3 Соединения, служащие для передачи соединяемых деталей. 1 4 Неразъемные соединения. 1 Тема 1.2.
Механизмы преобразования движения и передачи вращательного движения.
Содержание 14 2
1 Понятие о машинах и механизмах, деталях машин 1 2 Детали и сборочные единицы передач. Валы и оси. 1 3 Передачи с гибкой связью. Ременные и цепные передачи. 1 4 Фрикционные жесткие передачи. Зубчатые и червячные передачи. 1 5 Механизмы преобразования вращательного движения. 1 6 Кулисные и храповые механизмы. 1 Практические работы 8 7-8 № 1 «Изучение устройства ременной передачи». 2 9-10 № 2 «Изучение устройства зубчатой передачи». 2 11-12 № 3 «Определение передаточного отношения передач вращения». 2 13-14 № 4 «Изучение устройства винтового механизма» 2 Тема 1.3. Основы слесарных работ Содержание 25 2
1 Назначение и сущность слесарной обработки. Охрана труда и техника безопасности. 1 2 Разметка. Виды, инструменты, подготовка деталей к разметке. 1 3 Нанесение разметочных рисок. 1 4 Рубка, правка. Определение, назначение, инструменты, применение 1 5 Гибка металлов. Определение, назначение, инструменты, применение 1 6 Резка металлов Определение, назначение, инструменты. 1 7 Резка металлов. Приёмы применения. 1 8 Опиливание металлов Определение, инструменты, применение 1 9 Сверление. Определение, инструменты, применение 1 10 Зенкование. Определение, инструменты, применение 1 11 Развертывание отверстий. Определение, инструменты, применение 1 12 Нарезание резьбы Определение, виды, инструменты, применение 1 13 Клепка. Определение, инструменты, применение 1 14 Пайка. Определение, инструменты, применение 1 15 Припои. Определение, инструменты, применение 1 Практические работы 10 16-18 № 5«Нанесение разметочных линий на плоской фигуре» 3 19-21 № 6 «Определение деформаций растяжения и сжатия» 3 22-25 №7 «Выбор диаметра отверстий под резьбу». 4 Тема 1.4. Слесарно-сборочные работы Содержание 16 2
1 Значение слесарно-сборочных работ для электромонтёров 1 2-3 Технологическая документация на сборку. 2 4 Технология сборки разъёмных соединений. Инструменты. 1 5 Технология сборки разъёмных соединений. 1 6-7 Приёмы сборки неразъёмных соединений. 2 8-9 Понятие о видах сборки типовых деталей и узлов. 2 10 Последовательность сборки механизмов. 1 Практические работы 6 11-16 № 8 «Ознакомление с контрольно-измерительных инструментов» Зачет. 6 1 Дифференцированный зачет 1 Внеаудиторная самостоятельная работа № темы ВСР Наименование Кол-во часов 1 Составление таблицы « Условные обозначения элементов кинематических схем». 2 2 Составить презентацию «Основные элементы и устройства, из которых состоят средства измерения» 4 3 Составить презентацию «Перечень деталей общего назначения» 4 4 Составить технологическую карту разметки экрана заточного станка. 2 5 Составить перечень режущего слесарного инструмента с эскизами. 2 6 Составить опорный конспект: преимущества клеевых соединений перед паяными и заклепочными. 1 7 Составить опорный конспект: подшипники качения область применения и особенности. 1 8 Составить опорный конспект: подшипники скольжения: область применения и особенности. 1 9 Составить опорный конспект: Замер угломером углов меньше 90º. 1 10 Составить опорный конспект: Роль передачи винт -гайка и трещоточного механизма в работе микрометрических инструментов. 1 11 Составить опорный конспект: Назначение индикаторов. 1 12 Составить таблицу «Типичные ошибки при прорубании канавок, причины их появления и способы предупреждения» 2 13 Составить технологическую карту для выполнения плоскостной разметки 2 14 Составить технологическую карту для выполнения рубки металла. 2 15 Составит технологическую карту для выполнения сверления отверстий диаметром 6 мм. 2 16 Составить технологическую карту для выполнения пайки алюминиевых проводов. 2 Всего: 30 Итого: 90 3.условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия слесарно-механической мастерской.
Оборудование:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Техническая механика», «Слесарные
работы»;
Технические средства обучения:
- компьютер
- мультимедиапроектор.
Оборудование мастерской:
по количеству студентов:
- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;
- параллельные поворотные тиски;
- комплект рабочих инструментов;
- измерительный и разметочный инструмент;
на мастерскую:
- сверлильные станки;
- стационарные роликовые гибочные станки;
- заточные станки;
- электроточила;
- рычажные и стуловые ножницы;
- вытяжная и приточная вентиляция.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб.пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2012.
Дополнительные источники:
Багдасарова Т.А. Допуски, посадки и технические измерения. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2009.
Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб.пособие для проф. техн. училищ. – М.: 1982
Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2008.
Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2007..
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: Тестирование
Результаты выполнения практических занятий
Дифференцированный зачет
выполнение основных слесарных работ при техническом обслуживании и ремонте оборудования; пользование инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования; сборка конструкции из деталей по чертежам и схемам; чтение кинематических схем; Знания: виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования; устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования; кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач; трение, его виды, роль трения в технике; назначение и классификацию подшипников; виды износа деталей и узлов основные типы смазочных материалов правила техники безопасности при слесарных работах