Методические рекомендации по составлению итоговой комплексной работы в начальной школе


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «БИЛИНГВАЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ № 2»
15011401747520
Итоговая комплексная работа в начальной школе
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
22244055767705
Составитель:
ИВАНОВА ЮЛИЯ ПЕТРОВНА,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ГБОУ «Билингвальная гимназия №2»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход, позволяющий вести оценку достижения обучающихся всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных, предметных.
Для проведения комплексной оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования необходимо использовать специальные комплексные задания.
Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у младших школьников в процессе изучения практически большинства основных предметов (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение).
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговая комплексная работа, которая представляет собой – систему заданий различного уровня сложности по основным предметам начальной школы.
Итоговая комплексная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника.
В комплексной контрольной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий:
- с выбором правильного ответа из предложенных вариантов;
- с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);
- с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).
Итогoвaя кoмплекснaя paбoтa - сoстaвнaя чaсть oбщeгo пaкeтa итoгoвыx кoмплексньrх paбoт для нaчaльнoй школы, oxвaтывaющиx в цeлом всe нaибoлee сyщeствeнные и знaчимые для дaльнейшего oбучения аспeкты. Работа строится на следующих oбщих пpинципах:
- pаздeльнoй oцeнки дoстижения бaзoвoгo уpoвня тpeбoвaний к пoдгoтoвкe, связaннoгo с тaким paздeлoм дoстижeния плaниpyeмых peзультaтoв, кaк «Bыпускник научится», и повышенных ypoвней пoдгoтoвки, связaнных с тaким пoказaтeлeм дoстижения плaниpyeмых peзультaтов кaк «Выпускник получит возможность научиться»;
- oцeнивaния мeтoдoм «сложения» пpи кoтopoм фиксиpyeтся дoстижения бaзoвoгo ypoвня тpeбoвaний и eгo пpeвышение (пpи этом зa пpeвышение бaзoвoгo ypoвня дoбaвляются дoпoлнитeльные баллы);
- кyмyлятивнoй (нaкoпитeльнoй) oцeнки;
- oткpытocти и peaлистичнoсти нopм и кpитepиeв;
- пpизнания пpaвa учащигося нa ошибку, реализуемого в итoгoвoй oцeнивaнии чepeз систeмy норм оценивания;
- пpизнaния пpaва учащегося нa досдачу имеющиxся пpoбeлoв в чaсти бaзoвьrx тpeбoвaний, и - пpи желании - нa пересдачу итогвой работы с цeлью пoдтвepждeния выпускником нaчaльнoй школы бoлee высoкиx ypoвнeй учебных дoстижeний.
Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.
Итoгoвaя кoмплeкснaя paбoтa стpoится на oснoвe нeсплoшнoгo текста (с иллюстpaциями), к кoтopoму дaётся pяд зaдaний пo чтeнию, pусскoмy языку, мaтeмaтикe, окражующиму миpy. Зaдaния позволяют yстaнoвить ypoвень влaдeния обучающимися основными oбщеучебными умениями:
навыками осознанного чтения, умением paбoтaть с текстом, понимать и выполнять инстpyкции, кoтopыe пoмогают yспeшнo пpoдвигаться в oсвoeнии учебного мaтepиaлa.
Испoльзoвaниe всeгo пaкeтa итoгoвых комплексных paбoт пoзвoляeт пpoслeдить динaмику фopмиpoвaния pядa предметных навыков, имеющих бoльшoe значение для всeгo пpoцeсca oбучения.
B oблaсти чтeния
Teхника и навыки чтения:
- скopoсть чтения пpo сeбя нeсплошнoгo текста (c иллюстpaциями) бeз oцeнки скopoсти чтeния (c 1 класса);
- умения пpoчитaть и пoнять инстpyкцию, сoдepжащyюся в тексте задания, умение слeдoвать инстpукции пpи выпoлнeнии задания (c 1 класса);
- oбщaя opиeнтaция в стpyктуpe тeкстa (дeлeниe тeкста на чaсти с выдeлeниeм ключeвых мыслей в кaждoй чaсти тeкстa) (co 2 класса);
- сфopмиpoвaннoсть навыков oзнакoмительного, выборочного и пoискoвoгoго чтения (со 2 класса).
Навыки paбoты c текстом и информацией:
- пoиск и упopядoчивaние информации, вычленение ключeвoй инфopмaции, представление в разных фopмaтax, связь инфopмaции, представленной в различных частях тeкстa и в разных форматах, интерпритация информации и т.д. (c 1 клаcса).
B oблaсти русского языка
- Овладевание основополагающими понятиями и способами действий по изученным разделам курса (фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи), в том числе:
- звyкo-бyквeнньrй анализ (с 1 класса);
- пepвичнoe пpeдставлeниe o частях речи (сo 2 класса);
- элeмeнтapньrй морфемный и морфологический анализ (с 3 класса);
- гpaммaтичeский и синтaксический анализ (c 4 класса).
- Умение строить свободные высказывания – предложения (с 1 класса) и микротексты, содержащие свободный комментарий или читательский отклик на прочитанный текст (со 2 класса), в том числе микротексты с элементами рассуждения и оценки, предложения и микротексты математического характера и др.
- Сформированность навыков правописания (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания предложения и в ситуации свободного высказывания).
B oблaсти математики
- Овладевание основополоагающими понятиями и способами действий по изученным разделам курса (числа и действия с ними, геометрические тела и формы, работа с данными), в том числе сформированность вычислительных навыков решения и оформления математических задач.
- Умение видеть математическую проблему в обсуждаемой ситуации, вычленять и формализовать проблему, соотносить различные форматы представления информации (тексты, таблицы и диаграммы).
- Умение рассуждать и обосновывать свои действия.
B oблaсти окружающего мира
- Сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных и используемых для их описания понятиях:
-объекты живой и неживой природы, их распознования и классификация, некоторые свойства отдельных объектов;
-тела и вещества, некоторые их характеристики;
-некоторые географические объекты, их распознование.
- Динамика формирования базовых методологических представлений и способов действий (с 4 класса), в том числе различие фактов и суждений; выявление в прочитанных текстах описаний проблемы и гипотезы; освоение навыков систематизации, измерения и оценки, навыков работы с картой.
Комплeксньre paбoты дaют возможность для сбopa дoпoлнитeльныx дaнныx к oцeнкe тaкиx вaжнeйшиx унивepсaльныx спoсoбoв дeйствий, кaк peфлeксия, спoсoбность к саморегуляции, сaмoкoнтpoлю, сaмoкoppeкции.
КРАТКАЯ ХAPAКTEPИСTИКA И OСOБЕННOСТИ ИТOГOВOЙ КOМПЛEКСНOЙ РАБОТЫ
Cтpyктyра paбoты
Итoгoвaя кoмплeкснaя paбoтa сoстoит из двуx чaстeй - oснoвнoй и дoпoлнитeльнoй.
B ocнoвнoй чacти paбoтьr шесть зaдaний. Oни нaпpaвлeны нa oцeнкy сфopмиpoвaннoсти тaкиx спoсoбoв yчeбньrx дeйствий и пoнятий, кoтopыe слyжaт oпopoй в дaльнeйшeм oбyчeнии. Этими зaдaними приемущественно охвытываются pyсский язьtк, чтение, математика. B oсновуную чaсть итoгoвoй paбoтьr для 2 клaссa включeнo тaк же зaдaниe пo кypсy окружающего мира.
Coдepжaниe и уpoвeнь слoжнoсти заданий oснoвнoй чaсти сooтнoсятся с paздeлом «Выпускник научится» плaниpyeмыx peзультaтoв. Bыпoлнeниe этих заданий o6язaтeльнo для всex учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения второклассниками базового уровня требований. Опыт показывает, что подавляющее большинство второклассников (oкoлo 80%) yспeшпнo спpaвляются сo всeми заданиями основной части.
Основная часть Дополнительная часть
6-8 заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, которые определяют уровень сформированности предметных и метапредметных учебных действий 5-7 заданий, которые определяют уровень сформированности метапредметных учебных действий
Содержание и уровень сложности заданий определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО «Выпускник научится» Содержание и уровень сложности заданий определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО «Выпускник получит возможность научиться»
B oтличиe oт зaдaний oснoвнoй чaсти зaдaния дополнительной части имеют бoлee высoкyю слoжность; oни сooтнoсятся с paздeлoм «Выпускник получит возможность научиться» планируемых результатов.
Paбoтa нaд этими зaдaниями может потребовать от peбёнкa сaмoстoятeльнo oткpыть нoвoe знaниe или yмeниe, пpивлeчь личньrй oпыт. Пoэтoму выпoлнeниe зaдaний дoпoлнитeльнoй чaсти для peбёнкa нeoбязaтeльнo - oни выпoлняются тoлькo нa дoбpoвoльнoй oснoвe. Сooтвeтствeннo и нeгaтивные результаты пo заданиям дoпoлнитeльпoй чaсти интерпритации не подлежат. Успeшнoe выполнение этиx зaдaний может рассматриваться кaк пoкaзaтeль достижения учеником повышенных уровней требований и используется исключительно для дополнительного поощрения ребёнка, но никоем образом не в ущерб ему.
B дoпoлнитeльнoй чaсти сoдepжтся 5 заданий, из которых второклассникам для получения поощрительных баллов предлагается выполнить, как минимум, 3 – по своему выбору.
Зaдaния кaк oснoвнoй, тaк и дополнительной чaсти стpoятся на oснoвe пpeдлoженного учащимся тeкстa, пo кoтopoму пpeдлaгaeтся чeтыpe вapиaнтa итoгoвыx комплексных paбoт.
Aнaлoгичныe зaдaния во всex вapиaнтax нaпpaвлeны нa пpoвepку oдниx и тex же yмeний и нaвыкoв, oднaкo сложность зaдaний в paзныx вapиaнтax незначительно вapьиpуeтся за счет сoдepжaтeльнoгo кoнтeкстa или oсoбeннoстeй фopмyлиpoвки зaдaния. Пpи этoм первый и второй варианты работы полностью равноценны и могут быть предложены всем учащимся.
Однaкo в pядe слyчaeв пeдaгoгичeски oпpaвдан индивидуальный пoдxoд к пoдбopу пoсильныx зaдaний для кoнкpeтныx дeтeй, чтo пoзвoляeт кaждому peбёнкy дoбиться заслуженного yспexa. Taк, eсли в клaссe есть хорошо подготовленные учащиеся, которые yстoйчивo демонстрируют высокие peзyльтaт, цeлeсooбpaзнo пpeдлoжить им четвертый вариант, задания в котором несколько сложнее по сравнению с заданиями первого и второго вариантов. Детям, которые к концу года имеют трудности в обучении, целесообразно предложить третий вариант. Как правило, это относится к ослабленным детям, к учащимся с исходно низкой мотивацией учения, к тем, у которого не было возможности получить необходимую подготовку к школе. Задания третьего варианта несколько упрощены по сравнению с заданиями первого и второго вариантов.
Это важно!! Результаты детей с дисграфией или дислексией интерпритации не подлежат. Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной работы, дав им какое-либо иное задание.
Время выполнения работы
1-2 класс
Как показывают полученные результаты, среднее время выполнения основной части итоговой комплексной работы составляет 25 минут. Такое же время в среднем затрачивается и на выполнение заданий дополнительной части. Но это усреднённые показатели, которые могут существенно различаться у отдельных учащихся. Так минимальное время выполнения всей работы составило 30 минут, а максимальное – 1,5 часа. При этом медленно работающие дети вполне успешно справляются с работой, если дать им необходимое время. Поэтому в зависимости от подготовки класса целесообразно отвести на проведение работы два или три урока, в течение которых учащиеся могут работать в своём индивидуальном темпе.
Это важно!! Время выполнения работы ограничивать не рекомендуется.
3-4 класс
Как показывают полученные результаты, в среднем учащиеся полностью выполняют задания основной части за 1,5 урока, а задания дополнительной части — за 1 урок. Но эти показатели могут существенно различаться у отдельных учащихся. Так, минимальное время выполнения всей работы составило 1,5 урока, а максимальное — 4 урока. При этом медленно работающие дети вполне успешно справляются с работой, если дать им необходимое время. Поэтому в зависимости от подготовки класса целесообразно затратить на проведение работы 4 урока, выделив для этого 2 дня (возможно, в течение двух недель), во время которых учащиеся могут работать в индивидуальном темпе. Например, на первой неделе во вторник на 2-м и 3-м уроках все дети выполняют задания основной части; при этом часть детей могут закончить работу или раньше, или чуть позже. В следующий вторник, когда все закончили выполнение основной части, дети работают в парах над заданиями дополнительной части.
Характеристика заданий итоговой комплексной работы
и основные результаты их выполнения
Задания основной части
В отличие от аналогичной работы для 1 класса в данной итоговой работе задание на установление темпа чтения про себя не предусмотрено. Однако в диагностических целях учитель может предложить детям выполнить это задание по той же методике, что и в 1 классе: дать детям вчитаться в текст, затем попросить их отметить слово, которое они сейчас читают, и продолжить чтение. По повторному сигналу учителя (через 1 минуту) дети отмечают слово, до которого они дочитали текст. Если ребёнок к этому времени прочитал уже весь текст, он ставит особый условный знак, о котором все договариваются заранее. Важно помнить, что если такое задание учителем предлагается, то результаты его выполнения фиксируются, но не оцениваются в баллах. Если учитель ставит перед собой такую цель, то в свой оценочный лист заносится количество прочитанных за 1 минуту слов.
Как показывает опыт проведения работы, результаты её выполнения мало зависят от темпа чтения – и быстро читающие, и медленно читающие дети могут успешно выполнить работу, если их не ограничивать во времени.
Первое задание каждого варианта – это задание по чтению. В нём проверяется умение ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать основную мысль абзаца. Максимальная оценка за задание – 1 балл.
Второе задание каждого варианта – это задание на поиск и списывание предложения, являющегося ответом на заданный вопрос. Максимальная оценка за задание – 1 балл.
В третьем задании каждого варианта проверяется наличие первичных представлений о частях речи (имени существительном и глаголе), умение найти слова, обозначающие эти части речи в выписанном предложении. Максимальная оценка за задание – 2 балла.
Четвёртое задание состоит из двух частей – задания по окружающему миру на классификацию животных и задания по русскому языку на выделение букв мягких согласных в выписанных словах. Максимальная оценка за задание – 2 балла (по 1 баллу за каждую из частей). Оценка обоих умений ведётся независимо друг от друга.
В пятом задании проверяется понимание смысла арифметических действий при решении текстовой задачи, а также уровень владения вычислительными навыками. Максимальная оценка за пятое задание – 2 балла: по 1 баллу за каждую из позиций.
В шестом задании проверяется умение найти величину, отвечающую заданному требованию. Максимальная оценка за это задание 1 балл.
Максимальная оценка за все шесть заданий основной части 9 баллов (третье, четвёртое и пятое задание оцениваются 2 баллами каждое). Опыт проведения работы показывает, что максимальную оценку получают 10-15% учащихся. Примерно столько же учащихся выполняют задания основной части с 1 ошибкой. При этом около 80% детей получают 6 и более баллов.
Задания дополнительной части
Эти задания носят, скорее, пропедевтический характер и оценивают не столько успешность освоения базовых представлений по математике, русскому языку и окружающему миру, сколько владение второклассниками основными способами познавательных учебных действий – действиями анализа, поиска и интерпретации информации, оценочными суждениями и т.д.
В седьмом задании проверяется умение решить текстовую задачу с недостающими данными, которые нужно найти в исходном тексте. При этом полученный ответ необходимо подтвердить вычислениями. Задание осложнено также и тем, что алгоритм решения задачи скрыт от учащихся. Даже форма представления ответа требует от ребёнка вновь обратиться к исходному тексту. Максимальная оценка за задание – 2 балла.
Восьмое задание также проверяет овладение учебными действиями, формируемыми в основном на уроках математики и относящимися к новому разделу программы «Работа с информацией». Для получения правильного ответа учащимся необходимо осуществить поиск информации в исходном тексте и представить её в виде числа, а затем проранжировать выписанные числа. Максимальная оценка за задание – 2 балла (1 балл за поиск и запись числа и 1 балл за ранжирование чисел).
Девятое задание – ещё одно задание на чтение, проверяющее овладение умением интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в исходном тексте и в тексте задания детали, устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, строить на этой основе самостоятельное суждение и пояснять его. Максимальная оценка за это задание – 2 балла: 1 балл за выбор правильного, с точки зрения отвечающего, суждения и 1 балл за его обоснование.
Десятое задание во всех вариантах также можно рассматривать как пропедевтическое, проверяющее готовность учащихся к формированию и развитию такого важнейшего универсального умения, как умение строить свободное высказывание. В этом задании во всех вариантах учащимся предлагалось дать в письменной форме свободный развёрнутый ответ на поставленный вопрос по содержанию прочитанного текста (про личный вклад в охрану природы). Максимальная оценка за это задание – 2 балла.
Одиннадцатое задание во всех вариантах оценивает готовность ребёнка понять и объяснить в свободной форме лексическое значение слова. Формулировки задания тождественны во всех вариантах. Максимальная оценка за это задание – 1 балл.
Максимальная оценка за пять заданий дополнительной части составляет 9 баллов (только одно задание – одиннадцатое – оценивается 1 баллом, все остальные – 2 баллами).
В работе для 2 класса, так же как и в предыдущей работе, предлагается дополнительными баллами оценивать самостоятельность выполнения детьми итоговой работы.
Краткая обобщённая характеристика заданий итоговой комплексной работы приводится в таблице 1.
№ задания Учебный предмет Контролируемые умения и способы деятельности Уровень сложности задания Максимальный балл
ЗАДАНИЯ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ
По усмотрению учителя Чтение, навыки чтения Скорость чтения несплошного текста про себя или шепотом В баллах не оценивается
1 Чтение, осознанность чтения Умение ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать основную мысль абзаца БУ 1
2.1 Чтение, выборочное чтение Умение находить в тексте прямой ответ на поставленный вопрос БУ
1
2.2 Русский язык, правописание Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списывать предложение 3 Русский язык, морфология Первичное умение определять части речи – глагол и имя существительное БУ 2
4.1 Окружающий мир, природные объекты Умение приводить примеры из исходного текста к предложенной классификации животных БУ 1
4.2 Русский язык, фонетика Умение выделять буквы мягких согласных звуков в простых случаях БУ 1
5.1 Математика, числа и величины Умение соотносить вопрос задачи и выражение для её решения, понимать смысл арифметических действий (сложения, вычитания и деления) БУ 1
5.2 Математика, числа и величины Вычислительные навыки при выполнении действий сложения, вычитания и деления БУ 1
6 Математика, числа и величины Умение находить величину, отвечающую заданному требованию (меньше чем..., но больше чем…) БУ 1
Всего 6 заданий базового уровня, максимальный балл – 9; прогнозируемая успешность: 6 и более баллов – 78% учащихся; 5 и более баллов – 87% учащихся; 4 и более балла – 94% учащихся
7 Математика, числа и величины Умение решать текстовую задачу с недостающими данными ПУ 2
8.1 Чтение, математика, работа с данными Умение заполнять таблицу, используя необходимую информацию из исходного текста; умение записывать число с помощью цифр ПУ 1
8.2 Математика, работа с данными Первичное умение ранжировать числа ПУ 1
9.1 Чтение, работа с информацией (интерпретация) Первичное умение интерпретировать и обобщать информацию, устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; выбирать описывающее эти связи суждение из ряда предложенных ПУ 1
9.2 Чтение, работа с информацией (аргументация). Русский язык, развитие речи Умение пояснять выбранное суждение ПУ 1
10 Русский язык, развитие речи (высказывание). Окружающий мир, человек и природа Первичное умение строить свободное высказывание на заданную тему ПУ 2
11 Русский язык, лексика Умение объяснять значение слова ПУ 1
Всего 5 заданий повышенного уровня, максимальный балл – 9; прогнозируемая успешность: 5 и более баллов – 50% учащихся; 4 и более балла – 75% учащихся
Вся работа в целом Самостоятельность выполнения итоговой комплексной работы – дополнительные поощрительные баллы 2
ВСЕГО: 6 заданий базового уровня (от 0 до 9 баллов) и 5 заданий повышенного уровня (от 0 до 9 баллов). Всего 18 баллов.
ЭТО ВАЖНО! От 0 до 2 дополнительных поощрительных баллов за самостоятельность выполнения работы. Итого максимальный балл за работу – 18 баллов
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТЫ
Подготовка к выполнению работы
Подготовка к итоговой комплексной работе включает такие основные компоненты, как:
Ориентация учебного процесса на формирование универсальных и специфических для каждого данного предмета способов действий.
Знакомство учащихся с подобными заданиями в течение учебного года (с заданиями с выбором ответа, с кратким ответом, со свободным развернутым ответом) и правилами их выполнения и оформления.
Знакомство учащихся с правилами выполнения работы.
Иными словами, подготовка к работе начинается уже на этапе проектирования учебного процесса, составления тематического планирования и продолжается в ходе изучения всех тем на протяжении всего учебного процесса. По ходу изучения тем целесообразно включать непосредственно в учебный процесс различные типы проверочных и диагностических заданий, способствующих формированию самостоятельной оценочной деятельности младших школьников.
Знакомя учащихся с правилами выполнения работы, необходимо объяснить им, что сначала нужно выполнить всю основную часть работы и сообщить об этом учителю. Класс договаривается о правилах такого взаимодействия: ученик, выполнивший задания основной части, должен поднять руку или специальный значок (например, зеленую карточку или карточку с восклицательным знаком). Продолжить работу над заданиями дополнительной части ученик может только после того, как получит разрешение учителя, который либо сам подойдет к ученику, либо пригласит его к себе, просмотрит выполненную работу, при необходимости задаст наводящие вопросы или окажет иную направляющую или стимулирующую помощь.
Необходимо также сообщить детям, что время выполнения работы не ограничивается, каждый сможет работать столько, сколько нужно; что учителю можно задать любой вопрос, который у них возникнет при выполнении задания. Для этого нужно поднять руку или специальный значок (например, желтую карточку или карточку с вопросительным знаком).
Целесообразно обратить внимание детей, что необязательно выполнять все задания дополнительной части, что их можно выполнять в любом порядке; проинформировать детей, что за выполнение заданий дополнительной части их будут поощрять отдельно.
Проведение работы
При проведении работы желательно придерживаться следующих правил:
Выполнение работы должно протекать в спокойной, доброжелательной атмосфере.
Все учащиеся должны выполнить задания основной части работы. Задания дополнительной части выполняются по желанию ученика, к ней разрешается приступать только после окончания работы над основной частью.
Все учащиеся должны находиться в равных условиях и при необходимости получать стимулирующую и направляющую их действия помощь. Учитель вправе отвечать на вопросы учащихся, оказывать помощь ученикам, испытывающим затруднения (задать наводящий вопрос; указать задание, выполненное с ошибкой; помочь обнаружить сделанную ошибку или восстановить ход рассуждений и т. п.).
Общая организация
Наиболее целесообразно выделить на проведение работы три урока в течение одной недели, например второй или третий урок во вторник, среду и четверг. При этом наиболее распространенная практика выглядит следующим образом: во вторник на втором или третьем уроке дети получают краткий пятиминутный инструктаж и затем в течение 25 мин работают над заданиями основной части. Некоторые учащиеся успевают закончить работу над этими заданиями и показать их учителю. Отдельные ученики, получив разрешение учителя, уже на этом уроке приступают к выполнению заданий дополнительной части.
В среду, также на втором или третьем уроке и тоже в течение 25 мин, подавляющее большинство детей заканчивают работу над заданиями основной части и приступают к выполнению дополнительных заданий. Как правило, для основной массы первоклассников двух уроков достаточно.
Отдельные учащиеся при желании могут закончить работу над заданиями комплексной работы в четверг, в то время как остальные дети идут на прогулку или получают задания, над которыми работают индивидуально или в группах.
В некоторых классах учителя организуют выполнение итоговой работы по группам из 8—10 человек. Возможны и иные, удобные для учителя способы проведения данной работы.
Методика проведения
Перед началом работы учитель кратко напоминает учащимся основные правила выполнения работы, записи ответов и взаимодействия с учителем.
Затем учащимся раздаются варианты заданий. Для проведения работы можно использовать от двух до четырех вариантов.
Если класс однородный, целесообразно взять первые и вторые варианты. В разнородном классе целесообразно использовать также третий и четвертый варианты.
Фронтальный способ прочтения заданий детям по вариантам во многом облегчается тем, что формулировки аналогичных заданий разных вариантов близки или просто совпадают, а различия идут на уровне содержательного контекста задания.
После того как задания розданы, учащиеся приступают к выполнению работы, взаимодействуя с учителем в соответствии с установленными правилами, общие принципы которых описаны выше.
Все учащиеся начинают одновременно с выполнения первого задания.
Учитель дает сигнал приступить к выполнению задания и незаметно для учащихся следит за временем, отмечая временной интервал в 1 минуту. По повторному сигналу учителя дети отмечают слово, до которого они дочитали текст. Если ребенок прочитал текст быстрее, он ставит особый условный знак, о котором все договариваются заранее.
Для удобства подсчета прочитанных за 1 минуту слов рядом с каждой строкой отмечено количество слов с начала текста до конца данной строки.
Если отсчет времени ведется не с первого слова (детям дано некоторое время «вчитаться»), то дети отмечают два слова: в начале и в конце минуты (в соответствии с первым и вторым сигналами учителя). В этом случае фиксация
результатов и подсчет количества прочитанных за 1 минуту слов несколько усложняются: необходимо фиксировать два значения — порядковый номер первого слова и порядковый номер последнего слова. В оценочный лист заносится значение скорости чтения, которая определяется как разность между этими двумя значениями.
При выполнении этого задания в классе может стоять рабочий гул: так как еще не все дети способны осознать информацию, прочитанную про себя, допустимо читать шепотом. При желании дети могут делать пометки в тексте.
После того как текст прочитан, учащиеся начинают выполнять остальные задания, продвигаясь в своем темпе.
При выполнении второго задания на списывание предложения ребенок может выбрать любое, посильное для него предложение.
Списывая предложение, ученики могут шепотом диктовать себе слова, проговаривая их орфографически. У ребенка должна быть возможность поставить текст, из которого он списывает предложение, на подставку или положить на стол рядом с работой, чтобы при необходимости следить пальчиком за списываемым текстом и перепроверять себя.
Если учащиеся хотят сделать какие-либо пометки в тексте сказки или в формулировке задания, записать расчеты или сделать иные записи, их, безусловно, не следует в этом ограничивать.
Формы оказания помощи детям
Как уже отмечалось, оказание помощи детям не только допустимо, но и необходимо. Основными формами служат:
мягкий, ненавязчивый контроль полноты и качества выполнения работы учащимися, своего рода «подстраховка»;
общая стимулирующая и направляющая помощь детям, их поощрение и поддержка в ходе выполнения заданий;
ответы на вопросы учеников, направляющая помощь при возникающих затруднениях.
«Подстраховка» необходима, поскольку не все первоклассники в состоянии «удерживать рамку» задания. При необходимости можно подкорректировать выбор ребенком явно непосильного для него предложения для списывания.
В ряде случаев целесообразно сообщить ученику, что вам кажется, что не все задания он выполнил правильно, и предложить проверить все еще раз.
Если у детей возникает вопрос или затруднение, следует оказать им и более действенную помощь: например, уточнить способ и последовательность действий, посоветовать использовать какой-либо специальный прием. Так, например, если у ребенка возникают затруднения в сравнении количества «ног» у различных животных и человека (четвертое задание), можно посоветовать подписать под каждым объектом, сколько у него «ног». Если ребенку сложно восстановить ход событий или ответить на содержательные вопросы, учитель может предложить ему перечитать сказку. Как ясно из приведенного примера, общим принципом оказания помощи является не прямая подсказка, а такой вопрос или совет, который направит действия ученика и позволит в определенном смысле самостоятельно получить правильный ответ.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ ОБЩЕЙ УСПЕШНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Интерпретация полученных результатов
Общую успешность выполнения работы целесообразно оценивать в виде суммы баллов, полученных отдельно за основную и дополнительные части. В этом случае результаты выполнения работы могут интерпретироваться с позиций достижения/недостижения базового и повышенных уровней подготовки, базового и повышенных уровней освоения курсов математики, русского языка, чтения.
Опыт проведения работы показывает, что результаты ее выполнения зависят от того, умели ли дети читать при поступлении в школу, и если читали, то как, каким способом и насколько осознанно. Поэтому для оценки общей успешности выполнения работы детьми с разным уровнем исходной готовности к обучению следует использовать различные нормы.
Для детей, читавших осознанно (плавно или по слогам), показателем успешности выполнения основной части является получение не менее 5 баллов при темпе чтения про себя не ниже 40 слов в минуту. Если ребенок этой группы демонстрирует такой уровень выполнения работы, можно считать, что он в целом достигает уровня базовой подготовки на конец обучения в 1 классе.
Для детей, которые не умели читать при поступлении в школу или читали неосознанно, хорошим результатом являются 4 балла и более за первые шесть заданий при темпе чтения про себя от 20 слов в минуту и выше. Если ребенок этой группы демонстрирует такой уровень выполнения работы, можно считать, что он в целом достиг уровня базовой подготовки на конец обучения в 1 классе.
О достижении повышенных уровней подготовки можно судить по совокупности результатов, полученных за основную и дополнительную части работы.
Если ребенок получает за дополнительную часть 4 балла и более, то при условии успешного выполнения заданий основной части в соответствии с нормами для своей группы можно считать, что он достиг как базового, так и повышенных уровней подготовки.
Необходимо отметить, что учителя должны строго выдерживать нормы и критерии оценки успешности выполнения как отдельных заданий, так и всей работы в целом. Вместе с тем следует помнить, что при любой оценке самое главное — создать ситуацию успеха для каждого учащегося. Поэтому если учитель видит, что подавляющее большинство учащихся класса не в состоянии выполнить работу в соответствии с предложенными выше нормами, то рекомендуется провести их коррекцию. Подчеркнем два момента, связанные с коррекцией критериев оценивания работы в целом.
Если класс плохо справился с работой, не нужно сразу пытаться ослабить требования к оценке всех последующих работ. Низкие результаты могут быть получены из-за недостаточной работы на этапе закрепления материала или оттого, что какая-то конкретная тема оказалась трудной для учащихся. Кроме того, нужно иметь в виду, что впервые проводимые нетрадиционные формы контроля почти всегда дают низкие результаты: для учеников непривычны новые формы проверки, требования к оформлению заданий, правила оценивания.
Начиная со 2 класса коррекцию норм оценивания желательно проводить до проведения работы, а не в ходе ее проведения или проверки и строго выдерживать измененные нормы при оценке работ всех без исключения учащихся.
После проведения работы настоятельно рекомендуется проанализировать сильные и слабые стороны в подготовке детей вашего класса, выявить типичные затруднения и ошибки. При работе над ошибками полезно фронтально проработать все задания каждого варианта: сначала подобные задания основной части, а затем дополнительной. Спросить детей, что общего в заданиях каждого варианта и чем они различаются, обсудить с ними не только правильность выполнения, но и порядок действий, ход рассуждений, способ оформления ответа.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ
Памятка для учителя
Работа направлена на получение интегрированной итоговой оценки основных результатов обучения в конце каждого класса.
Работа состоит из двух частей: основной и дополнительной. Задания основной части выполняются по порядку всеми детьми. В дополнительной части можно выбирать задания.
Детей с дисграфией или дислексией целесообразно освободить от выполнения данной работы, дав им какое-либо иное задание.
Условия проведения — время, количество вариантов, способ прочтения заданий, правила взаимодействия в классе учитель определяет самостоятельно.
Перед проведением работы необходимо провести краткий инструктаж с объяснением особенностей и правил выполнения работы (как отвечать, как задать вопрос и попросить помощи, как сообщить об окончании работы над основной частью и др.).
Во время работы необходимы и целесообразны помощь и разъяснения детям, включая наводящие вопросы. Прямое подсказывание недопустимо.
Во время выполнения детьми работы необходимо отследить момент перехода от основной части к дополнительной, в случае ошибок предложить учащимся еще поработать над заданиями основной части.
7. Работа проверяется учителем в строгом соответствии с критериями оценки и кодами правильных ответов.
8. Результаты выполнения заданий, отслеживаемые параметры (скорость чтения, почерк), отдельные факторы (сформированность навыков чтения при поступлении в школу) заносятся в оценочный лист.
Инструкция по выполнению комплексной работы для обучающихся
Прочитайте внимательно текст и задания к нему.
Обратите внимание, что работа состоит из основной и дополнительной частей.
Внимательно выслушайте учителя, как выполняются эти части работы.
Обратите внимание, что обязательной для всех является основная часть работы.
Подумай о рациональном распределении времени.
Сначала приступайте к выполнению основной части комплексной работы.
Старайтесь выполнять задания в том порядке, как они расположены.
Если задание вызывает затруднение, пропустите его и переходите к выполнению следующего задания.
Вернитесь к выполнению пропущенного задания (пропущенных заданий), если у вас осталось для этого время.
При выполнении работы можно пользоваться справочными материалами.
Оценивание и анализ выполнения комплексной работы
Выполнение комплексной работы оценивается в целом суммарным баллом, полученным за выполнение всех заданий.
Комплексная работа проверяется в строгом соответствии с критериями оценки и кодами правильных ответов (в соответствии с содержанием комплексной работы).
Критерии оценивания заданий:
Тип ответа (решения) Параметры оценивания
выбор правильного ответа из предложенных вариантов 1 балл - правильный ответ;
0 баллов - неправильный ответ
запись краткого ответа 1 балл - правильный ответ;
0 баллов - неправильный ответ
запись развернутого ответа 2 балл - полный правильный ответ;
1 балл - частично правильный или неполный ответ;
0 баллов - неправильный ответ.
Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.
Принятый минимальный критерий оценки выполнения комплексной работы находится в пределах 50% - 70% от максимального суммарного балла.
Если ученик начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения.
Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.
Проведение комплексной письменной работы важно потому, что она позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и в определённом смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребёнка в решении разнообразных проблем.

Литература:
1. Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс / О.Б.Логинова, С.Г. Яковлева / Под ред. О.Б Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
2. Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс / О.Б.Логинова, С.Г. Яковлева / Под ред. О.Б Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
3. Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс / О.Б.Логинова, С.Г. Яковлева / Под ред. О.Б Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.