Презентация по внедрению инклюзивного образования Инклюзивное образование


Подготовила учитель начальных классовМОУ «Помарская СОШ»Волжского муниципального района Республики Марий ЭлСтепанова И.И. МОУ «Помарская СОШ»«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.Цель инклюзивного образования — создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.Задачи инклюзивного образования - создание условий для освоения обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом и эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в общеобразовательном учреждении с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития; - формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование в России По данным министра здравоохранения и социального развития численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах. Численность детей, впервые признанных инвалидами, - 67 121 человек. 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% - умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения. «В целях реализации права каждого человека на образование…создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья….в том числе посредством организации инклюзивного образования»Пункт 5 статьи 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Международная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: Всемирная декларация об образовании для всех (Рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей) Джомтьен, Тайланд  от  09.03.1990 Всемирная программа действий в отношении инвалидов Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН  от  03.12.1982 Всеобщая Декларация прав человека Принята Генеральной Ассамблеей ООН от  10.12.1948 Декларация Генеральной Ассамблеей ООН о правах умственно отсталых лиц Принята Генеральной Ассамблеей ООН  от  20.12.1971 Декларация ООН о правах инвалидов Провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи  от  09.12.1975 Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи  от  13.12.2006 Конвенция ООН о правах ребенка Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН  от  20.11.1989 Рекомендация N R (92) 6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов Принята Комитетом министров Совета Европы  от  09.04.1992 Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями Саламанка, Испания  от  10.06.1994 Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ от 01 августа 2013 года N 29-ЗОБ ОБРАЗОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ (в ред. законов Республики Марий Эл от 23.10.2013 N 46-З, от 18.08.2014 N 33-З, от 29.12.2014 N 67-З, от 02.03.2015 N 11-З, от 17.12.2015 N 56-З, от 29.02.2016 N 6-З)Проект постановления Правительства Республики Марий Эл"Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл на проведение мероприятий по формированию в Республике Марий Эл сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов" (сентябрь 2015 г.) Концепция инклюзивного образования Долгосрочная стратегия, рассматриваемая как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом.В основе практики этого вида обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого обучающегося.Акцент на разработку индивидуальной образовательной программы.Не вытесняет традиционные формы эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними. Восемь принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Модель инклюзивного образования Администрация школы Педагогический коллектив школы Учитель инклюзивного класса Ребенок + Родители Предметно- развивающая среда: Образовательное учреждение при организации инклюзивного обучения: Оказывает психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, которая включает в себя: - психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; - коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь; - помощь обучающимся в профориентации 2) Реализует основные общеобразовательные программы, обеспечивающие совместное обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития. 3) Организует проведение мероприятий по формированию благоприятного психологического климата для лиц с ОВЗ в образовательной организации. 4) Обеспечивает специальную помощь обучающимся, включённым в интегрированное обучение (при необходимости обеспечивает наличие учителя-дефектолога, других специальных педагогов ). 5) Следует рекомендациям (при наличии), содержащимся в Заключение районной психолого-медико-педагогической комиссии. Из опыта работы школы Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ введены в штатное расписание ОУ дополнительные педагогические ставки (учитель-логопед, педагог-психолог, социальные педагоги). Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками. В школе нет инвалидов-колясечников Существующие проблемы: Архитектурная недоступность школДети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемымиБольшинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классахРодители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки Перспективы: Увеличение общего количества образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья;Сокращение контингента обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях; Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным, в котором партнеры работают вместе. Вывод: Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала. Спасибо за внимание!