Тестовые задания по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Миражи – удивительные оптические обманы, возникающие в пустыне, – не игра воображения: их можно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой. (2)Эти оптические обманы возникают потому, что в пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом. (3)<> путешественники видят мерцающую впереди воду, а на самом деле эта вода – искажённое отражение неба в нижнем слое горячего воздуха.




Начало формы
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
 

  
 1) 
Миражи невозможно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой, потому что это игра воображения, оптический обман.

  
 2) 
Чаще всего путешественники видят в пустыне мерцающую впереди воду, которая является искажённым отражением неба в нижнем слое горячего воздуха.

  
 3) 
Миражи – оптические обманы, возникающие в пустыне, – являются результатом особого преломления солнечных лучей перегретым воздухом.

  
 4) 
В пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом, в результате чего возникают оптические обманы, именуемые миражами.

  
 5) 
Оптические обманы – миражи – возникают в результате преломления перегретого воздуха.



Конец формы




Начало формы
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Наоборот,
Однако
Так как
Например,
Несмотря на это,
 



Конец формы




Начало формы
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЖНИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено  в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
НИЖНИЙ, -яя, -ее.

  
 1) 
Расположенный внизу. Нижняя ступенька.

  
 2) 
Расположенный близко к устью, к низменным местам. Нижнее течение реки.

  
 3) 
Об одежде: носимый под платьем или непосредственно на теле. Нижнее бельё.

  
 4) 
Образующий низший предел диапазона голоса или инструмента (спец.). Н. регистр.



Конец формы





4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
пОняла
бОроду
аэропОрты
красИвейший
докумЕнт
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
На выставке редкостей был представлен старинный КОСТНЫЙ ларец  с резьбой по всей поверхности.
Долина сменилась трясиной, где росли кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ берёзки.
Андрей приютил племянника, ОДЕЛ и обул его, помог найти работу.
ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники.
Во сне человек способен не только РАЗЛИЧАТЬ речь, но и отвечать на вопросы.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 
поднялся более ВЫШЕ
ПОЕЗЖАЙ вперёд
ЧЕТВЕРО саней
ПОПРОБУЕМ решить
нет ВРЕМЕНИ
7.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


  
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
 
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) 
Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам России.

Б) 
Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

В) 
По словам Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» Саврасова.

Г) 
У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.

Д) 
Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.


   
1) 
неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) 
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) 
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) 
ошибка в построении предложения с однородными членами

5) 
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) 
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) 
неправильное построение предложения с косвенной речью





Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д








8. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
г..мназист
к..сательная
д..ликатес
усм..рённый
эл..мент
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
бе..связный, ра..жать
пр..брежный, пр..вык
по..шивка, о..дышался
от..звал, р..зослал
пр..город, пр..града
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
эмал..вый
бессонн..ца
податл..вый
удоста..ваться
виновн..к



11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
(они) закро..т
мысл..щий (человек)
заряжа..щий (пушку)
(флаги) ре..т
(хорошо) понима..щий
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Местами свет вовсе (НЕ)ПРОНИКАЛ под густой навес сосновых ветвей.
(НЕ)ХОЧЕТСЯ о людях думать плохо.
Впереди показались (НЕ)ЯСНЫЕ очертания огромных деревьев.
Далеко (НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.
У каждого писателя есть единственная, главная, (НЕ)НАПИСАННАЯ ещё книга.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Призвание поэта – творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим дано оценить его творения.
Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.
(В)ВИДУ скорого окончания плавания настроение команды улучшилось, ТАК(ЧТО) последние дни путешествия пролетели незаметно.
Наполеон по своему долгому опыту войны хорошо знал, что значило сражение, не выигранное (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ восьми часов, (ПО)ЭТОМУ  в исходе дела не сомневался.
Нелегко (ПОД)ЧАС объяснить, чем же ВСЁ(ТАКИ) настоящие стихи отличаются от рифмованных строк.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Светлые стены изыска(1)ых пропорций, отдела(2)ые керамической плиткой, увенча(3)ы декоративным майоликовым поясом с причудливым изображением орхидей


15.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУзапятую. Запишите номера этих предложений.

  
 1) 
Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта  и запечатлевается в его лирических строках.

  
 2) 
Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.

  
 3) 
Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.

  
 4) 
В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.

  
 5) 
Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.




16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых  в предложениях должны стоять запятые.
Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Роман М.Ю. Лермонтова (1) по мнению учёных (2) проникнут единством мысли, и потому его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные (3) на мой взгляд (4) повести и несколько не менее превосходных рассказов,  но романа знать не будете.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лето в самом разгаре (1) и (2) если вы побудете подольше в лесу (3) то увидите пеночку (4) которая мелькает среди ветвей.
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25


(1)Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть – всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому.
(11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь – единоборство.
– (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи – ну-ка, кто кого?
(19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть – все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность – тот отмечен.
(22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных.
(25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один – злющий старик, поправлявшийся от тифа.
(28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая,  с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:
– Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет.
(43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией.
(44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.
– (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд.
(49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.
– (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! – бешено зашипел он.
(51)Она побледнела и вся как-то опустилась.
– (52)Но ведь ты же... – растерянно лепетала она. – (53)Ведь ты же всегда интересовался...
– (54)Никогда я не интересовался! – всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. – (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!
(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и  с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.
(По Н.А. Тэффи*)
* Надежда Александровна Тэффи (1872–1952) – русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.




Начало формы
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  
 1) 
Любовь-страсть облагораживает человека, заставляет его быть заботливым, нежным, внимательным.

  
 2) 
Нельзя сказать, что чувство нежности принижает человека.

  
 3) 
Нежность представляется автору в образе женщины, склонившейся  к изголовью.

  
 4) 
Нежность нередко встречается в нашей жизни, она помогает человеку утвердить свою личность.

  
 5) 
Грубость больного мужа обидела, расстроила его заботливую, нежную  и внимательную жену.



Конец формы




Начало формы
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  
 1) 
В предложениях 7–10 содержится рассуждение.

  
 2) 
В предложениях 11–14 представлено повествование.

  
 3) 
В предложении 30 представлено описание.

  
 4) 
В предложениях 44–45 представлено повествование.

  
 5) 
Предложения 57–58 содержат рассуждение.



Конец формы




Начало формы
22. Из предложений 5–10 выпишите антонимы (антонимическую пару).
 



Конец формы




Начало формы
23. Среди предложений 28–34 найдите такое, которое связано с предыдущим  с помощью союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
 



Конец формы




Начало формы
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который ВЫ анализировали, выполняя задания 20 – 23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
 «В тексте анализируется проблема, волнующая людей на протяжении веков. Чтобы выразить своё понимание любви и нежности, автор использует приём – (А)__________ (предложения 2, 3 – 4, 5) и синтаксическое средство – (Б)__________ (в предложениях 1, 9). Создать образ нежной жены писательнице помогает троп – (В)__________  («тревожно-счастливыми глазами» в предложении 30) и синтаксическое средство – (Г)__________ («как трепетная птица» в предложении 29)».


  
Список терминов:

1) 
сравнительный оборот

2) 
эпитет

3) 
разговорные слова

4) 
ряды однородных членов предложения

5) 
противопоставление

6) 
литота

7) 
фразеологизмы

8) 
парцелляция

9) 
риторические вопросы


 



Конец формы

А
Б
В
Г









Начало формы
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Конец формы






Ответы
Вариант 1:
3 4
например
1
поняла
костяной
высоко
2 1 3 6 7
касательная
прибрежный привык
эмалевый
мыслящий
неясные
поэтому поскольку
1 2
3 5
1 3
1 2 3 4
2
1 3 4
2 5
1 3 4
сильный слабый
31
5 4 2 1


15