Статья Педагогическое взаимодействие с родителями


Название работы: «Педагогическое взаимодействие с родителями»
Стреж Ольга Семеновна, социальный педагог
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Кодинская средняя общеобразовательная школа №4»
Кежемского района Красноярского края
Рекомендации к использованию: данный материал может быть использован для работы на МО классных руководителей.
«Если приложить все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее воспитание, то в итоге обеспечивается более безопасный и человечный мир вокруг»
Л.Б.Шнейдер
Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослого в тупик. И родители время от времени совершают ошибки. По тому, как семья влияет на ребенка, можно сделать вывод, в какой обстановке он растет: благоприятной, противоречивой, неблагополучной. Нормы поведения, характер взаимоотношений между людьми, ценностные ориентации ребенок усваивает, прежде всего, в семье. Если его любят, считаются, с ним, разговаривают, играют - то он открыт для общения, энергичен, любознателен, здоров, счастлив, активно происходит развитие интеллекта, чувств, воли. Но, к сожалению, далеко не всегда так, а чаще совсем не так формируется личность ребенка. Главная наша задача – укрепление системы профилактики, обеспечение прав и законных интересов, социально – педагогическая поддержка учащихся. Самые замечательные учителя - это родители. Основные воспитательные функции семьи: - успешная социализация детей; - обеспечение психологического комфорта; - сохранение стабильного эмоционального благополучия ребенка. Основная цель школы в отношении родителей заключается в том, что педагогический коллектив, наделенный определенными полномочиями по обучению и воспитанию детей, должен стремиться научить родителей быть наиболее полезными для своих детей в этот сложный для них период. Эта цель конкретизируется множеством задач, реализация которых зависит от многих факторов, в числе которых можно выделить особенности образовательного учреждения, его местонахождение, наполняемость классов, специфика педагогического коллектива и др. Среди задач научения родителей можно выделить следующие: - Переориентация родительских установок, в зависимости от новых потребностей ребенка. - Формирование умений жить жизнью детского сообщества. - Формирование готовности родителей к педагогическому просвещению. - Формирование положительных установок на сотрудничество школы и семьи. Решение этих задач требует от педагогического коллектива слаженных действий. В основе своей родители готовы принять новый статус ребенка и действовать совместно с педагогическим коллективом по его адаптации к школьной жизни. Каким образом осуществляется совместная работа семьи и школы?Прежде всего, через известные формы: коллективные и индивидуальные. К коллективным, можно отнести такие формы работы с родителями, как общешкольные и классные родительские собрания, педагогические конференции, деловые игры, мастер-классы, день открытых дверей, участие в подготовке и проведении классных мероприятий, родительские лектории и пр. К индивидуальным формам мы относим, прежде всего, индивидуальные консультации и посещение учителем или воспитателем семей. Психолого-педагогическое просвещение родителей: открытые уроки, мастер-классы; подготовка и проведение классных мероприятий; педагогические конференции; родительские собрания; родительский лекторий; создание библиотечки для родителей; представление положительного примера; размещение материалов в СМИ, журналах; индивидуальные консультации; посещение семей на дому; взаимодействие через сайт класса. Индивидуальная работа с родителями. Индивидуальная работа с родителями дает возможность обсудить интересующие их проблемы. Самая распространенная форма — индивидуальные консультации. Это особая форма работы с отдельными родителями. Консультация дает возможность каждому родителю почувствовать себя участником учебно-воспитательного процесса. Сама обстановка располагает к откровенности. Содержание консультации может быть любым, но главное для родителей — получить ответы на все вопросы, касающиеся обучения и воспитания ребенка. Инициаторами консультаций могут быть как учителя, так и родители. Если родители активно интересуются различными нюансами школьной жизни своего ребенка, то это только положительно отзовется на адаптации ребенка к школьной жизни, поскольку учитель и родители совместно найдут решение всех проблем ребенка. На консультации можно приходить с заранее составленными вопросами, а можно и спонтанно поговорить с учителем. Способы изучения семьи: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; анализ материалов детского творчества; посещение семьи на дому. Социальная диагностика семьи: по структуре (полная, неполная); по материальной обеспеченности; по социально-правовой устойчивости; по взаимоотношениям; по семейной ориентации. Основные диагностические методики: - Методика КРС (кинетический рисунок семьи); - Опросник АСВ (анализ семейного воспитания); - Опросник ОРО (родительского отношения) А. Варга, В. Столика; - Измерение родительских установок и реакций Е.Шефера; - Методика диагностики супружеских отношений В.Левкович, О.Зуськовой; - Методика РОП (ролевых ожиданий и притязаний в браке); - Опросник Фидлера. Основные типы семей: благополучные (педагогически грамотные, позитивно ориентированные на воспитание детей); неблагополучные (конфликтные, педагогически несостоятельные, аморальные). Причиной возникновения неблагополучных семей очень часто становятся конфликтные ситуации, трудности, с которыми сталкивается семья. Чаще всего это связано со смертью одного из членов социального статуса,  болезнью близкого человека и т.п. На благополучие семьи влияют  длительные трудности. К ним трудностям относятся, например физическая и психическая нагрузка в быту, на работе, трудности в связи с решением жилищных проблем, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи. Источниками возникновения конфликтов могут быть: причины, связанные с этапами жизни семьи, то есть трудности первичные, которые переживаются всеми семьями в более или менее острой форме, адаптация к друг другу, формирование отношений с родственниками на первом этапе; проблемы воспитания и ухода за ребенком ведение трудоемкого домашнего хозяйства на втором. Эти трудности в определенные моменты жизни семьи  приводят к кризисам, последствиями которых могут быть развод, длительная разлука супругов, появление внебрачного ребёнка, которые создают угрозу функционированию семьи (серьёзные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери). Особую роль при этом играет фактор внезапности,  неподготовленности членов семьи к тому или иному событию, ощущение беспомощности.  Отсюда очень часто появление девиантного поведения, которое всегда является результатом нарушения во взаимоотношениях внутри семьи и приводит к увеличению числа неблагополучных семей. Таким образом, безусловно, появление и рост семейного неблагополучия связано прежде всего с социальными, экономическими причинами, а также с психологической обстановкой в семье, с неразрешимыми проблемами родителей и детей, что заставляет множество семей становится дисфункциональными из-за невозможности помощи семье. Задачи в работе с неблагополучной семьей: изменение её статуса; нормализация межличностных отношений, морально-психологического климата; устранение недостатков семейного воспитания. Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к тем «трудным» детям и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных. И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Внешне урегулированные отношения в семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско–родительских отношений. Дети очень часто испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из – за служебной или личной занятости супругов. Методики вхождения в семью (установления первого контакта). Теоретическая основа этого вида деятельности – концепция Г. Бернлера (контакт между педагогом и клиентом понимается как серия интеракций между уровнем сознания и созерцания. - методика контактного взаимодействия Л.Б. Филонова (состоит из 6 этапов); - методика профессора Д.Д. Сноу (состоит из 4 этапов). Эмпатия – педагогическое умение слушать клиента (родителя). Основные правила эмпатии: - слушайте интенсивно и показывайте свою заинтересованность – позой, взглядом, кивками головы и т.д.; - вникайте во внутренний мир другого; - мысленно формулируйте утверждение о том, что происходит в душе другого – каковы его взгляды, чувства, противоречия, отношения, реакции, сосредоточьтесь на внутреннем, а не на внешнем из того, что вам говорят. Психологические особенности социальной работы с семьей: - необходимо понимание того, при каких условиях внешние воздействия переходят во внутренние и роль личности в этом процессе; - обоснованность воздействия; - семья, это система, поэтому педагог должен иметь сходство или обладать эмпатией; - создание эмоционального поля во взаимоотношениях с семьей. Существует множество методов работы социального педагога с неблагополучной семьей, выбор индивидуален. - Метод социометрии – предварительный отбор материала бесед, опроса, анкетирования, оценки кризисного состояния семьи. - Метод мониторинга – отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ ситуации. - Метод генерации настроений – диагностика, анализ причин поступка, поведения, настроения, психического состояния членов семьи. - Метод убеждения – эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив. Заключение. Современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а следовательно, в этом смысле – благополучной.  Основная ответственность за формирование благополучной семьи возлагается на плечи педагогов, и в первую очередь, социальных педагогов. Хочется пожелать и родителям и педагогам – любви, прощения, терпения и мира! Источники:
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: Академия, 2002.
Гуров В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей.- М., 2005;
Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000.
Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: учебное пособие. - М., 2010
Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. М.: Владос - Пресс, 2003.
Шнейдер Л.Б. Семейная психология. М.: Академический проект, 2008.