Конспект урока Тема: Решение задач. Схематическая модель. Знакомство с диаграммой. математика 3 класс


Тема: Решение задач. Схематическая модель. Знакомство с диаграммой.
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: знакомство с линейными и столбчатыми диаграммами как одним из способов представления информации
Задачи:
Познакомить с понятиями линейная и столбчатая диаграмма
Учиться читать и записывать информацию с помощью диаграмм
Развивать логику мышления, формировать умения работать с информацией, развивать интерес к предмету
Воспитывать чувства товарищества
УУД
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
преобразовывать информацию из одной формы в другую
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
– в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
Коммуникативные УУД
оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
Личностные результаты:
придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей
в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Оборудование: презентация для интерактивной доски, схемы диаграмм, иллюстрации.
Орг. момент.
- Поздоровайтесь друг с другом кивком головы, пальчиками, локотками.
- Садитесь, настройтесь на работу.
- Прочитайте девиз урока: «Незнание – путь к познанию»
- Как вы понимаете эти слова?
- Готовы узнать новое?
Минутка чистописания.
- Пропишите цифру 5, сохраняя закономерность:
5 10 5 15 5 20
Актуализация опорных знаний.
- Выполните вычисления, запишите ответ:
5*7 6*9 4*4 2*9 7*3 4*6 8*8 5*6 9*8
- Один человек выполняет работу у доски. Проверка: называем ответ, если результат правильный – переворачивает карточку с числом.
- Прочитать получившееся слово: ДИАГРАММА.
- Кто уже знаком с этим словом?
-Знаете, что оно обозначает?

Постановка цели и задач урока.
- Определите тему нашего урока. (Знакомство с диаграммой)
- Какие задачи на урок мы поставим:
1) Узнать, что такое …
2) Научиться составлять …
3)
Самооценка:
-У вас на парте лист самооценки. После выполнения задания оцените себя, постройте прямую линию в соответствии с оценкой (демонстрация на доске).
61658540640005
450850209550085280511430004
4527552298700045275531750003
2
4432306667500
№1 № 2 №3 №4 №5
Изучение нового материала.
- Давайте рассмотрим, что такое диаграмма.
1) – Сколько в нашем классе мальчиков?
- Сколько девочек?
- Как на схеме показать?
468630-17145_________
46863090805_____
- Какие вопросы можно составить к задаче?
(На сколько мальчиков больше, чем девочек? Сколько всего человек в классе?)- Количество девочек и мальчиков можно изобразить с помощью другой схемы – диаграммы:

- Вертикальная линия показывает – о ком или о чем я даю данные. На горизонтальной линии – показано количество.
- Эта диаграмма называется линейной.
2) Решите задачу: Вадим ниже Влада, а Вова выше Арсения, но ниже Вадима. Кто самый высокий в классе?
- Если изобразить решение задачи схемой – столбики будут показатели роста мальчиков.

- Чтобы у нас получилась диаграмма, как вы думаете, чего не хватает? (данных)
- Такая диаграмма называется столбчатая.
3) В нашем классе на конец четверти был 1 отличник, 12 человек – учатся на «4 и 5», у остальных ребят есть «3». Сколько ребят с тройками?
- Если изобразить наш класс в виде круга, как можно показать количество отличников, хорошистов и ударников?
- Как вы думаете, как называется такая диаграмма? (Круговая)
- На уроке окр.мира мы встречались уже с круговой диаграммой. Кто помнит?
(Состав воздуха)
- Кто запомнил, с какими диаграммами мы познакомились? (линейная, столбчатая и круговая). Есть еще разные виды диаграмм.
- А можете ли вы сказать теперь, что такое диаграмма?
ДИАГРАММА Это чертёж или схема, которая показывает соотношения между различными величинами.
– Как же используют диаграмму при решении задач?
- Откройте учебник на стр. 90 и прочитайте задачу №274.
- Догадайтесь, какому из двух рисунков соответствует данный текст.
- Пользуясь данной диаграммой ответьте на вопросы. Запишите решения в тетрадь.
- Какие еще вопросы можно составить к данной диаграмме?
- Составьте текст задачи ко второй диаграмме.
- В учебнике перед вами столбчатая диаграмма.

- Вот, например, как будет выглядеть условие нашей задачи в виде кольцевой диаграммы… (слайд)
- Чем на диаграмме отличается информация о возрасте членов семьи? (цветом)
- А как по диаграмме определить, кто старше или младше?
- Значит, на диаграмме разные информации отличаются по двум признакам. Каким? (размером и цветом)
- Ребята, а как будет выглядеть наше условие к задаче в виде других диаграмм?
Задание№3:
выяснить, как будет выглядеть условие нашей задачи в виде других диаграмм.
Определите, где на диаграмме обозначены члены семьи и подпишите их в рамочках.
- Вы будете работать в парах. Какое основное правило работы в парах вы знаете?

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. По одному представителю пары к доске…(проверка по сигнальным карточкам). Самооценка.
- Итак, со сколькими видами диаграмм мы познакомились?
Физкультминутка.
- У вас на столах лежат карточки с выражениями. Внимательно посмотрите на пример, найдите ответ.
. Из них вы должны выбрать только один подходящий к числу. Для 1-го ряда это число…... По команде последние парты бегут к первой на своем ряду и прикрепляют только нужный пример к заготовке, после них бегут 3-и парты и прикрепляют свои подходящие примеры, далее вторые парты и в конце первые парты прикрепляют свои примеры и встают напротив своего ряда с заготовкой. Понятно?
Закрепление изученного.
- Вы будете работать в группах. Какое основное правило работы в группах вы знаете?

Провести исследование. Изучить данные в таблице. Построить столбчатую диаграмму. (ширина столбика 1 клеточка)
Группа 1 Группа 2
Выявленные заболевания Количество
учащихся
нарушение осанки 10
нарушение зрения 3
практически
здоровы 7
Состояние облачности в ноябре 2014 г. Количество
дней
пасмурно 10
переменная облачность 15
ясно 5

Животный мир Продолжительность жизни
ласточка
9 лет
летучая мышь
5 лет
белка 7 лет
Композитор Количество опер
С. С. Прокофьев
11
П.И. Чайковский 10
М.И. Глинка 2
Планеты солнечной системы Количество спутников
« Марс»
2
«Нептун» 8
«Юпитер» 16
Результаты контрольной работы по математике Количество
учащихся
«5» 7
«4» 9
«3» 4

- Подходит к концу наш урок. Достигли ли мы с вами поставленной цели?
-Смогли ли мы её достигнуть?
- Почему вы так считаете? Какие задачи мы выполнили?
- -Поможет ли вам эта тема в жизни? Как?
Обратите внимание на свой лист самооценки. На что он похож ( диаграмма) . такой вид диаграммы называется линейный. Оцените свою работу на уроке.
Врачи кардиологи каждый день встречаются с диаграммой ( это схема работы нашего сердца). Посмотрите как работает сердце музыканта. (видеоролик).