Обучение реплицированию на английском языке на средней ступени обучения.


ОБУЧЕНИЕ РЕПЛИЦИРОВАНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Ключевые слова: дети среднего школьного возраста, диалогическая речь, реплицирование, обучение реплицированию.
Аннотация. Установлено, что вопрос обучения реплицированию на английском языке на средней ступени обучения – это важная проблема сегодняшнего общества. В данной статье представлено определение понятия реплицирования и выделены основные особенности обучения реплицированию на английском языке на средней ступени обучения.
Постановка проблемы. Наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, требует понимания собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушателя. Одной из основных форм речевого общения и эффективным средством развития и формирования навыков говорения в обучении иностранным языкам является диалогическая речь. К сожалению, разработка методики обучения диалогической речи на иностранном языке до сих пор не закончена. Это серьезно влияет на практику обучения. Речь учащихся характеризуется большим количеством речевых ошибок, преимуществом вопросов и ответов под другими типами реплик, стимулирующих ведение диалога. Выше сказанным и обусловлена актуальность выбранной темы.
Цель исследования заключается в описании особенностей обучения реплицированию на английском языке на средней ступени обучения.
Результаты исследования. Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач сегодняшнего образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, способствует развитию познавательной сферы и является необходимым условием воспитания и обучения.
Особое значение для развития ребенка имеет диалог, с помощью которого формируются и развиваются межличностные отношения, происходит овладение языком. А. Арушанова указывает, что непосредственное участие в диалоге осуществляется посредством диалогической речи, овладение которой является условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми [Цит. по: Бартош 2016: электронный ресурс].
Как отмечают Л.М. Крагшвина [Крагшвина 1997], Л.Г. Шадрина [Шадрина 2012], диалогическая речь имеет специфические особенности, которые заключаются в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога. Поэтому только специальное речевое воспитание способствует овладению диалогической речью.
Е.А. Брызгунова трактует диалогическую речь как такую форму речи, которая создается несколькими говорящими. Автор указывает, что основной отличительной чертой диалога является наличие чередования реплик говорящих, т. е. реплицирование [Брызгунова 1979].
Существуют различные подходы к обучению диалогической речи, из которых можно выделить два основных. Согласно первому – «сверху вниз» – обучение диалогической речи начинается со слушания диалога-образца с его последующим варьированием, а впоследствии и созданием собственных диалогов в аналогичных ситуациях общения. О.П. Пронина называет подход «сверху вниз» «дедуктивным» [Пронина 1990: с. 66-103]. Второй – «снизу вверх» – предполагает путь от усвоения сначала элементов диалога (реплик диалогического единства) до самостоятельного построения диалога на основе предложенной учебной коммуникативной системы, которая не исключает прослушивание диалогов-образцов [Бигич 1999: с. 156]. Путь от диалогического единства к целому диалогу (путь «снизу») в методике также встречается как «индуктивный» и с первых же шагов направляется на обучение взаимодействию, лежащему в основе диалогической речи, становление умений и навыков при таком подходе происходит в процессе общения [Пронина 1990: с. 66-103].
При таком подходе ученые определяют обучение реплицированию подготовительным или нулевым этапом формирования навыков и умений диалогической речи учащихся. Первым этапом формирования навыков и умений диалогической речи является овладение определенными диалогическими единствами. Вторым этапом – овладение микродиалогом, целью которого является научить учеников объединять усвоенные диалогические единства, поддерживать беседу. На третьем этапе учащиеся должны научиться вести диалоги различных функциональных типов, объем которых соответствует требованиям действующей программы для соответствующего класса и типа школы, на основе созданной учителем (описанной в учебнике) коммуникативной ситуации.
На основе представленных выше этапов обучения диалогической речи и принимая во внимание индуктивный подход выделяют следующие основные этапы: этап формирования навыков реплицирования; этап формирования навыков и умений диалогической речи, то есть овладение навыками сочетание реплик в определенные диалогические единства; этап овладения учащимися умениями строить микродиалог; этап развития умений вести диалоги различных функциональных типов [Бигич 1999: с. 156-158].
Итак, реплицирование – это обмен репликами, которые объединены в диалогические единства в плане: структуры; функций; семантики.
Эффективным в процессе обучения реплицированию является интерактивное обучение.
Интерактивное обучение реплицированию на английском языке на средней ступени означает обучение с использованием интерактивных технологий, что предусматривает организацию совместной групповой, коллективной и самостоятельной работы учащихся, направленную на развитие определенных умений. Поскольку, интерактивные технологии обучения – это системная организация процесса обучения, которая включает следующие компоненты: цели и содержание обучения английского диалогической речи, интерактивные методы обучения, средства и формы обучения, основанные на личностно-деятельностном подходе и имеют целью достижения заранее спланированного результата, для каждого этапа обучения английского диалогической речи учащихся средней школы мы выделяем особые интерактивные методы, средства и формы обучения, а также цели и содержание обучения английской диалогической речи.
Эффективность процесса обучения реплицированию на средней ступени зависит от соблюдения поэтапного формирования и развития навыков и умений, а также учитывая психолого-педагогические особенности средних школьников, мы предлагаем выделить следующие этапы обучения: 1) ознакомление с учебным материалом; 2) подготовка к использованию учебного материала; 3) самостоятельное использование материала в пределах предложенных учебных ситуаций.
Это обусловливает выбор методов и средств обучения для каждого этапа интерактивного обучения реплицированию на английском языке и предполагает использование:
метода игровых имитационных упражнений (дает возможность учителю в доступной форме продемонстрировать учебный материал, привлечь учащихся к его обработке и осуществить контроль). Целью таких упражнений, по нашему мнению, является развитие умений и формирование навыков в английской диалогической речи в целом и обучении реплицированию в частности путем привлечения учащихся к имитации общения с помощью приемов кооперативного обучения и, именно для обучения английского диалогической речи средних школьников, использование имитационных мультимедийных моделей как средства обучения;
метода ролевой игры (позволяет в простой игровой форме закрепить учебный материал и проконтролировать учеников). Этап подготовки предусматривает использование ролевой игры, имитирующей реальность назначением ролей и описанием цели игры, в ходе которой участники разыгрывают по ролям определенную ситуацию [Пометун 2004: с. 62]. В нашем исследовании на этом этапе метод ролевой игры реализуется с помощью компьютерной программы, что в таком сочетании означает использование ролевой компьютерной игры. На данном этапе при интерактивном обучении реплицированию можно использовать учебные ролевые компьютерные игры, целью которых является формирование и развитие навыков и умений реплицирования на английском языке;
метода моделирующей игры (предусматривает самостоятельное использование материала в различных ситуациях и контроль со стороны учителя). Этап, который означает самостоятельное употребление усвоенного материала, предусматривает использование моделирующих игр в сочетании с раздаточным материалом. Моделирующая игра в нашем исследовании сочетает черты дидактической и игровой деятельности и моделирует процесс реального общения. По мнению К. Ливингстоуна, в обучении иноязычного устной речи моделирующая игра является прежде всего речевой деятельностью учащихся, в ходе которой они проигрывают различные социальные и межличностные роли и ситуации [Ливингстоун 1988: с. 22].
При создании системы упражнений особенно важно, по нашему мнению, сосредоточить внимание на инструкции к упражнениям. При разработке упражнений системы интерактивного обучения реплицированию на средней ступени необходимо учитывать типологию инструкций, предложенную М.В. Ляховицким [Ляховицкий 1979: с. 92-94], и использовать три типа инструкций (по содержанию упражнения, по способу выполнения упражнения и предупредительные инструкции) в сочетании и врозь.
Итак, целью обучения реплицированию является формирование лексических и грамматических навыков на уровне реплик и развитие умений реплицирования. Цель этапа реализуется в рамках трех групп упражнений, включающих рецептивно-репродуктивные, условно-коммуникативные упражнения.
Таким образом, мы делаем вывод, что обучение реплицированию на средней ступени обучения английскому языку – сложный процесс, требующий внимания и систематического подхода.
Выводы. Обучение реплицированию на средней ступени обучения английскому языку требует особых приемов, поскольку опыт диалогической речи школьников еще недостаточен и речевые навыки и умения требуют дальнейшего развития и совершенствования. Системный подход в обучении реплицированию и интерактивные методы обучения могут способствовать улучшению уровня нормативности речи обучающихся на средней ступени и облегчить приобретение ими умений диалогической речи.
ЛИТЕРАТУРА
Бартош Н.Н. К вопросу о развитии диалогической речи // Молодой ученый. – 2016. – №6. – С. 737-739. URL: http://moluch.ru/archive/110/26934/.
Брызгунова Е.А. Диалог // Русский язык. Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1979. – С. 74–75.
Крагшвина Л.М. Этапы развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. – М, 1997. – С. 86–87.
Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М: Высшая школа, 1988. – 127 с.
Методика обучения иностранным языкам в средних учебных заведениях: учебник / [О.Б. Бигич, Н.О. Бражник, С.В. Гапонова и др.]; под ред. С.Ю. Николаева. – Киев: Ленвит, 1999. – 320 с.
Пометун И.А. Современный урок. Интерактивные техно? Логии обучения: Наук. Метод. пособие / И.О. Пометун, Л.В. Пироженко. – Киев: Издательство А.С.К., 2004. – 192 с.
Пронина О. П. Особенности обучения диалогическому общению. – М.: Наука, 1990. – 157 с.
Теория и практика применения технических средств в обучении иностранным языкам / под ред. М.В.Ляховицкого. – К.: Вища школа, 1979. – С. 92–94.
Шадрина Л.Г. Развиваем связную речь. Методические рекомендации / Л.Г. Шадрина, Е.М. Фомина. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.