Коучинг на тему Постановка вопросов


Постановка вопросов
План коучинга №3 Модуль Новые подходы в преподавании и обученииТема занятияПостановка толстых и тонких вопросовЦель занятия Раскрыть понятие «Толстые и тонкие вопросы»
Задачи занятияОзнакомить с мнениями авторов о диалоге,
Результат обучения Учителя умеют задавать на урокахтолстые и тонкие вопросыОсновные ключевые идеиВопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка«Инициатива-ответ –последующее действие (ИОД)
Деление на 3 группыДеление на группы при помощи геометрических фигурТренинг-разминка«Кувшин счастья»
Группы становятся в один общий круг, ведущий по середине и показывает движения, которые повторяет участники коучинга. Все счастье, находящееся в кувшине переворачиваем себе на голову, для того, чтобы нам всегда способствовала удачаПсихологический настройМы будем сегодня задавать друг другу вопросы, у нас получитьсяМатериал для работыТолстые и тонкие вопросы-Текст из РуководстваРомашка Блума шесть лепестков — шесть типов вопросовРабота с постерамиПостер с изображением мальчика со слономЗадаем 5 тонких и 5 толстых вопросовПостеры ходят по кругу, группы добавляют вопросы.
«Выступление спикера» Обсуждение постеровЗавершение коучингаРефлексия « Горячий стул»
Ресурсы коучингаТеоретический материал: «Постановка вопросов
» Постановка вопросов
Результатами исследований установлено, что основой традиционноц модели постановки вопросов в классе, зачастую является формула «инициатива-ответ-последующее действие»
К примеру: Учитель: Сколько костей в теле человека?
Ученик: 206
Учитель: Отлично.
Данная модель является типичной для многих классов, в которых учитель является и инициатором, и контролирующим беседу субъектом(Мерсер). При таких условиях не предоставляется возможность для ведения диалогической беседы, содейсвующей обучению.
Существуют 2 типа беседы: вопросы низкого порядка (закрытые или толстые) и вопросы высокого порядка (открытые или тонкие). Вопросы низкого порядка направлены только на запоминание и ответы на них оцениваются как правильные и неправильные.Вопросы высокого порядка направлены на воспитание уменияученика применять, реорганизовывать, пополнять, оценивать и анализировать информацию. Вопрсы необходимо формулировать в соответствии с потребностями обучения учеников, вопрсы можно дифференцировать, учитывая возможности учеников. Существуют различные техники постановки вопросовв целях оказания всесторонней поддержки обучению учеников, таких как: побуждение(необходимы для получения первоначального ответа и оказания помощи в его корректировке-подсказка, возвращение к пройденному материалу), апробирование( для содействия ученикам в предоставлении ими более полных ответов ясном выражении мыслей), переориентация( « Кто нибудь может помочь?»).
Слушать и отвечать ученикам
Важны не только первоначальные вопросы учителей, но и те вопросы, которые возникают после внимательного ознакомления с ответами учеников. В диалогической беседе вопросы учеников столь же важны, как и вопросы учителя на них, и ответы на них. Рэгг и Браун(2001) предлагают несколько типов реакции на ответы:
-игнорировать ответ, переводть внимание на другого ученика
-признавать ответ, брать его за основу
-дословно повторять ответ для концентрации внимания
-перефразировать ответ для придания большей ясности
-похвалить ответ (прямо или косвенноили внести в него коррективы)
-побуждать учеников к поиску дальнейшей информации
-помогать ученикам в акцентировании внимания на важных аспектах.
Харгвис и Гэлтон(2002) обнаружили, что в среднем учитель ждет около 2-х секунд перед тем, как, либо повторить вопрос, перефразировав адресовав его другому ученику, либо уточнить его. Харгвис и Гэлтон утверждают, что мгновенной и инстиктивной реакцией должно быть стремление оценить, повторить или переформулировать ответ. Увеличение объема времени ожидания с трех до семи секунд может привести к увеличению следующих параметров:
-продолжительности ответов учеников
-количество добровольных ответов
-частота вопросов уеников-количество ответов от менее способных учкеников-взаимодействие по типу «ученик-ученик»
-частота дискуссионных ответов
В заключении необзодимо отметить, что для установления уровня знаний и незнаний учеников необходимы хорошо развитые коммуникативные навыкии чувство сопереживания учителя.
РОМАШКА БЛУМА
Итак, шесть лепестков — шесть типов вопросов.
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.
Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
"Тонкие” вопросы "Толстые” вопросы
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.
Кто? (Кто автор рассказа «Злоумышленник»?)
Что?
Когда?
Как звать ...?
Было ли ...? Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Дайте три объяснения, почему...?Объясните, почему...?
Почему, вы думаете ...?
Почему вы считаете ...?
В чём различие ...?
Фото « Работа учителей на коучинге»