Зтапы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи


ЭТАПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.
В последнее время в нашем обществе, так же как и во всем мире, возрастает количество детей с отклонениями в речевом развитии, что связано с целым рядом экологических, социальных, психологических факторов. Трудности, с которыми сталкиваются дети с проблемами в речевом развитии, настолько серьезны, что для многих становятся труднопреодолимыми, или непреодолимыми вообще. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие примирения со своим положением и преодоление психологического дискомфорта, а в дальнейшем затруднения в обучении, участие в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи. Поэтому вопросы психолого-педагогического сопровождения становятся основополагающими в жизни этих детей и они должны находиться в поле зрения психолого-педагогического сопровождения, в котором учитываются их психологические и физические особенности и возможности.
Впервые термин «сопровождение» предложен в работах Г. Бардиер, Н.Розман, Т.Чередниковой. Особую популярность понятие сопровождение приобрело в последние годы. Многие используют близкие по смыслу слова, например, содействие. Привлекательность данной идеи объясняется тем, что она действительно дает возможность организовать психолого-педагогичес-кую деятельность как «свою» практику со всеми внутренними целями и ценностями. Но эффективнее всего подход к сопровождению как к системе деятельности психологов, педагогов, родителей, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий для детей с проблема-ми в развитии речи, от которых зависит улучшение их состояния и усуспеш-ность адаптации в образовательном процессе.
Авторы, исследующие проблему сопровождения, предлагают различные этапы его реализации. Так, М.Р. Битянова выделяет три этапа психологического сопровождения.
Э.М. Александровская рассматривает технологию сопровождения ребенка организуемую в пять этапов.
Л.М. Шипицина, Е.И. Казакова и М.А.Жданова выделяют две группы этапов сопровождения, которые направлены на помощь ребенку в системе специального образования.
Основываясь на анализе литературы и собственной практической деятельности А.П. Овчарова разработала этапы сопровождения ребенка с проблемами в речевом развитии в среде массового образовательного учреждения.
Первый этап – подготовительный. Административная группа службы совместно с администрацией учреждения обеспечивают нормативно-правовые, экономические, материально-технические, научно- методические, социально-психологические и другие условия, необходимые для организа-ции процесса сопровождения. Специалисты сопровождения подбирают необходимый диагностический инструментарий, согласуя его методологи-ческие позиции, комплексность и объем, вырабатывают план и сроки прове-дения диагностики. Знакомят родителей детей с целями, задачами, и механизмами сопровождения детей в образовательной среде. Проводят консультирование с педагогическим составом.
Второй этап – психолого-педагогической диагностики. Включает в себя предварительную психологическую диагностику детей с речевыми пробле-мами, которая будет служить основанием для педагогической диагностики.
В процессе психологической диагностики решаются следующие задачи: выявление особенностей психического развития; выявление нарушений психического развития, определение ведущего нарушения , его причин и со-отношения первичного и вторичного нарушений; выявление сильных сторон его развития; квалификация проблем и резервов семейной ситуации разви-тия ребенка. При этом используются такие методы, как психолого-педагоги-ческое тестирование детей с речевой патологией, беседа.
Результатом психологической диагностики является: определение структуры и глубины имеющихся нарушений речевого развития; составление прогноза речевого развития на основе соотнесения выявленных нарушений и резервов развития.
В ходе педагогической диагностики решаются задачи: оценка уровня раз-вития ребенка и его реального возраста соответственно основным линиям психического развития; определение особенностей развития по важнейшим линиям развития данного возраста, выраженность отличий от календарного возраста; выявление проявлений нарушений развития на основе полученных диагностических данных. Используются методы: педагогическое тестирова-ние; анкетирование родителей ребенка; наблюдение за ребенком; предварительная постановка диагностической задачи для углубленной ди-агностики. В ходе вторичного диагностического этапа специалистами фиксируются имеющиеся у ребенка проблемы в здоровье, развитии, обуче-нии и воспитании, а также его потенциальные возможности, личностные достижения. При необходимости проводят углубленное медицинское об-следование. Диагностический этап может осуществляться в ходе наблюдения, а также при изучении анамнеза и другой, имеющейся на него документации.
Третий этап – аналитический. Включает в себя анализ полученной информации и совместный поиск специалистами причин возникновения данных проблем и их дифференцирование. Причины могут быть установле-ны в ходе анализа документов, а также результатов психолого-педегогичес-кой диагностики (определение уровня развития ребенка и характера развития; составление профиля речевого развития ребенка; выявление детей, имеющих значительные отклонения в речевом и общем развитии от возрастной нормы и нуждающихся в углубленном обследовании; предварительная постановка диагностической задачи для углубленной диагностики); индивидуального или группового собеседования, как с самими детьми, так и с их родителями, обсуждение конкретных ситуаций. При этом важно искать причину, которую выявляет результат психолого-педагогичес-кого обследования. На основе анализа определяется, какого рода необходимо организовать помощь и поддержку. В результате аналитического этапа составляются заключения и рекомендации.
Четвертый этап – коррекционный, в ходе которого осуществляется коррекционная работа в соответствии с выявленными проблемами. Используются специальные методики, направленные на коррекцию речи, а также познавательной сферы: развитие внимания, памяти, наглядно- образного мышления и т.д. Устранение предпосылок акустической дисграфии включает развитие фонематического восприятия. При артикуляционно-акустической дисграфии ведется специальная работа по устранению дефектов звуков речи и коррекция фонематического восприятия. Для устранения оптической дисграфии используются следующие развивающие упражнения: отработка понятий «правый» и «левый», усвоение пространственных отношений, выполнение упражнений с геометрическим материалом, работа с рисунками, узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Разработанная данная система упражнений позволяет устранить предпосылки дисграфии.
Пятый этап – завершающий. На этом этапе, по мере необходимости, осуществлятся консультирование родителей, детей, проводится повторная диагностика, осмысливается приобретенный детьми новый опыт, новые отношения, делаются выводы. На основании обобщения результатов и систематизации полученной информации вносятся необходимые корректировки в план программы деятельности сопровождающих, раз-рабатываются организационно-содержательные научно-методические рекомендации по сопровождению детей с речевыми отклонениями.
Все этапы условны. Их количество может меняться в зависимости от глубины и характера речевого отклонения. Переход к каждому последующему этапу, являющимся продолжением предыдущего, не имеет четкого временного характера и возможен при условии достижения ребенком промежуточных результатов, без которых цель психолого-педагогической помощи достигнута быть не может.
.