Типичные нарушения в поведении подростков группы риска.


Типичные нарушения в поведении подростков "группы риска". Кого педагоги и социальные работники обычно относят к учащимся «группы риска»? (СДВГ, ЗПР, наркоманы, «дети улицы», дети со слабым здоровьем, педагогически запущенные, бесконтрольные, с особенностями в поведении и восприятии и прочее).
Для краткости всех этих детей объединили в одну категорию «дети группы риска».
У школьного психолога своя «группа риска» - это дети с высоким уровнем тревожности, замкнутые, требующие к себе особого внимания.
У социального педагога своя «группа риска» - в неё входят дети склонные к правонарушениям, замеченные в употреблении психоативных веществ, алкоголя, учавствующие в драках и в попытках взять чужое без разрешения, стоящие на внутришкольном учете и учете в ОДН и КДН.
У классного руководителя своя «группа риска» - в ней те дети, которые пропускают уроки, не хотят учиться, не выполняют домашние задания.
А что же такое "риск"?
Риск – это вероятность, возможность опасности.
Мы же в свою очередь, любого ребёнка, который не попадает под определение «идеальный», т.е. беспрекословно не подчиняется нашей воле, относим к «группе риска», не разобравшись до конца в ситуации.
Подростковому возрасту свойственны специфические особенности реагирования на воздействия со стороны взрослых и нарушения поведения.
Каковы же они типичные нарушения поведения у подростков?
1. Реакция отказа - от общения, приёма пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков. В таком состоянии подросток испытывает чувство отчаяния, ему кажется, что с ним чрезмерно строги, наказывают его, он лишен любви и заботы. Внешне такие подростки выглядят подавленными, поникшими, печальными, сторонятся сверстников и учителей, могут пассивно подчиняться требованиям, но сами на контакт не идут.
2. Реакция протеста - дна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная реакция. Возникает, когда в семье конфликтная обстановка, и эта реакция направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним.
Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемлённое самолюбие запрещение чего-либо значимого для подростка. Реакции протеста бывают активными и пассивными.
Пассивные реакции протеста – это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослых, утрата эмоционального контакта с обидчиком и избегание общения с ним.
Активные реакции протеста – выражаются в непослушании, грубости, агрессивном поведении, стремлении делать назло, в причинении вреда обидчику (ложь, кражи, порча имущества...).
Реакция протеста бывает и при повторном браке родителей, когда в семье появляется отчим или мачеха, их дети или если рождается ещё один ребёнок. Это своеобразная детская ревность, соперничество с новым членом семьи.
Подростки начинают употреблять спиртные напитки, ведут себя вызывающе, прогуливают уроки, изменяют свою внешность (красят волосы в яркие цвета, пирсинг, татуировки).
Главная цель такого поведения – привлечь к себе внимание любым способом.
3. Реакция имитации - стремление подражать во всём кому-либо. Подростки выбирают себе кумира и стараются копироварь его в одежде, в поведении, в манере говорить. Когда это положительный герой и стремление к подражанию не доходит до крайностей, то это нормально, как правило, с возрастом это проходит.
Но если это отрицательный герой, то подросток постарается не только копировать его, но и «переплюнуть» во всех отрицательных поступках. Такие дети перестают подчиняться родителям, становятся скрытными, огрызаются, врут.
4. Реакция группирования со сверстниками - стремление к группированию присуще подростковому возрасту. Если лидер – подросток с криминальными наклонностями, то такая группа превращается в банду, защищающую свою территорию.
Многие подростки, из благополучных семей завидуя им, оказывают разные услуги (выполняют домашние задания, дают деньги, покупают сигареты) и их принимают в банду.
Так тихони приобщаются к асоциальным формам поведения. Родители недоумевают, что произошло с ребёнком. Он становится грубым, развязным, скрытным, прогуливает занятия в школе, уносит из дома вещи, крадёт деньги.
5. Делинквентное поведение - под этим термином подразумевают различные поступки, провинности, систематические прогулы школьных занятий, нарушение общественных норм поведения, мелкое хулиганство и мелкое воровство.
Начинается обычно с прогулов занятий, затем следуют драки, хулиганство, отнимание денег и вещей у более слабых, угоны, чтобы «покататься», выпрашивание денег, вызывающее поведение.
Причины такого поведения – недостаток воспитания, безнадзорность, отсутствие контроля и внимания со стороны взрослых.
6. Реакция эмансипации - это борьба подростка за самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться из-под контроля любыми способами.
Чем больше подростка контролируют, тем больше он хочет избавиться от влияния взрослых.
Возникает реакция эмансипации из-за неправильного поведения взрослых, из-за чрезмерной опеки, проявлений деспотизма и требований беспрекословного подчинения.
Возможны различные крайние формы – побеги из дома, бродяжничество.
7. Побеги из дома.
Есть много причин побегов из дома – плохое обращение, унижение, физическое насилие, чрезмерные требования, деспотизм родителей.
Обычно первый побег бывает из-за ссоры, затем подросток на любую неприятность отвечает побегом из дома.
Подростки считают, что родители не принимают их всерьёз, игнорируют их интересы, а убежав из дома, они избавляются от контроля, от обязанностей и принуждений, расценивая свою жизнь, как весёлую и свободную.
8. Дромомания - это склонность к бродяжничеству. Рассматривается психиатрами как один из вариантов заболевания шизофренией. Дромомания – импульсивное влечение, обусловленное психическим заболеванием.
9. Реакции увлечения.
Для многих подростков свойственны различные увлечения и хобби. Патологией являются чрезмерно выраженные увлечения, когда из-за них подросток забрасывает школьные занятия и всё своё время отдаёт хобби. Бывает, что ради пополнения коллекции дети идут на воровство, спекулируют, попрошайничают.
10. Реакции компенсации и гиперкомпенсации - это реакции, с помощью которых подросток пытается скрыть, замаскировать свои слабые стороны.
Проявляются компенсация и гиперкомпенсация в показной браваде, стремлении занимать значимое место в коллективе. Порой подростки нелепо изменяют свой внешний вид, начинают курить и употреблять спиртные напитки напоказ.
Иногда эти реакции проявляются лишь в мечтах (некрасивая девочка представляет себя красавицей, физически слабый мальчик – качком).
Данные реакции чаще всего свойственны подросткам, которым родители уделяют мало внимания, сиротам, детям из неполных семей, а также детям, страдающим комплексом неполноценности из-за физического дефекта или дефекта речи.