Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (сельскохозяйственный труд) для 8 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ УРЕНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




«Согласовано»
Руководитель МО
______Соловьева О.П.

Протокол № 1 от
« 31 » августа 2015г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______Коротина Т. В.

« 31 » августа 2015 г.

«Утверждаю»
Директор МКОУ УСКОШ-И VIIIвида ____________Шагина Н.В.

Приказ № 94 от
« 31 » августа 2015 г.










Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (сельскохозяйственный труд) для 8 класса





Автор-составитель:
Колобова Наталья Николаевна






Урень
2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
- региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области;
- учебный план МКОУ Уренской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат VIII вида;
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, 5-9 классы, Сборник 2, Москва, «Владос», 2012 год;
- «Сельскохозяйственный труд» учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 8 класс, автор-составитель Е. А. Ковалёва, Москва «Просвещение», 2010 год.

Структура документа.

Рабочая программа включает 5 разделов: пояснительную записку, тематический план, основное содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний обучающихся, список литературы.
Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах, а также и в ЛПХ. Её цель – допрофессиональная подготовка учащихся коррекционных школ VIII вида.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:
Сообщение учащимся знаний, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских хозяйствах.
Формирование правильного понимания и отношения к домашним животным, овощным и плодово-ягодным растениям, почве, удобрениям.
Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

Коррекционно-воспитательные:
Воспитание бережного отношения к природе, растениям, животным.
Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных.
Формирование здорового образа жизни.
Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
Воспитание положительных качеств, таких как честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
Развитие и коррекция познавательной деятельности учащихся.
Развитие и коррекция устной и письменной речи.
Развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы на уроках сельскохозяйственного труда.

При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.
Основные межпредметные связи.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения, естествознания, математики, изобразительного искусства, трудового обучения.
Учебным планом предусмотрено количество уроков трудового обучения в 8 классе –4 часа в неделю.

Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсии, лабораторные работы, уроки с использованием ИКТ и другим наглядным материалом. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагается практическая работа, для этого есть пришкольный участок, где выращиваются овощи, плодово-ягодные культуры.

Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа в виде тестов или контрольных работ.

Во всех классах с учащимися проводится инструктаж по технике безопасности.

Содержание программы учебного предмета

1. Овощеводство – 20 часов.
Сроки уборки семенников редиса и укропа. Дозревание семян. Условия их хранения. Сроки уборки капусты ранних и поздних сортов. Причины разрыва кочана на корню и влияние этого явления на его сохранность. Способы уборки капусты. Переработка капусты и зимнее хранение кочанов.
Срезка засохших стеблей редиса и укропа под корень. Подвешивание пучков стеблей в проветриваемом помещении. Обмолот и очистка семян зимой.
Уборка кочанов, удаление верхних листьев. Отбор кочанов на первоочередное потребление и переработку. Отбор на корню кочанов для зимнего хранения, удаление из почвы вместе с корнями, подвешивание за кочерыгу в хранилище.

2. Садоводство – 12 часов.
Продолжительность жизни и урожайность ягодного кустарника. Влияние плодородия почвы и погоды на урожай ягод. Размножение смородины отводками и черенками. Размножение малины корневыми отпрысками. Выращивание посадочного материала смородины из черенков. Сроки заготовки черенков. Сроки и способы посадки малины и смородины. Высокорослые и карликовые плодовые деревья: виды, их распространение в местных условиях. Понятие о приствольном круге плодового дерева. Осенние меры борьбы с вредителями плодового сада. Правила перекопки приствольного круга и внесения в него удобрения.
Подготовка почвы под посадку малины. Разметка линий рядов. Выкапывание канавки по линии ряда. Выкапывание корневых отпрысков малины на старых посадках. Установка стеблей в канавку, расправка корней, засыпка почвой, уплотнение. Подготовка почвы под посадку черенков смородины. Вырезка сухих ветвей. Перекопка приствольных кругов у плодовых деревьев и внесение минеральных удобрений.

3. Животноводство – 56 часов.
Виды крупного рогатого скота. Раздельное содержание разных видов крупного рогатого скота. Внешнее строение коровы и некоторые особенности крупного рогатого скота.
Коровник как основное помещение молочно – товарной фермы. Оборудование коровника на школьной ферме. Способы удаления навоза, поение животных и раздача кормов. Телятник, моечное и молочное отделения, машинное отделение, помещение для приготовления кормов, навозохранилище, силосные башни, траншеи, площадки для хранения грубых кормов в коллективном хозяйстве.
Правила безопасности при уборке стойл, проходов и кормушек, раздаче корма, выпуске коров на выгульный двор или пастбище. Меры и правила электро – и пожаробезопасности при работе на молочной ферме.
Стойловое содержание коровы. Оборудование стойла. Чистка коровы, инструменты и приспособления для этого. Правила безопасной работы инструментами и приспособлениями.
Виды и характеристика корма для коровы.
Корма даваемые без обработки. Машины и приспособления для обработки кормов.
Дойный и сухостойный периоды в жизни коровы. Сухостой запуск коровы. Нормы и рационы кормления дойных и сухостойных коров. Особенности кормления коровы, находящейся в сухостое, и новотельной коровы.
Строение вымени коровы. Формы сосков. Режим доения. Правила ручного доения. Посуда для молока. Приспособление для учета надоя молока. Приспособления для процеживания и охлаждения молока. Моющие средства для ухода за молочной посудой. Правила мойки и сушки молочной посуды.

4. Овощеводство – 12 часов.
Значение парника и теплицы в овощеводстве. Устройство и обогрев теплицы весенней и зимней. Тепличные грунты весенние работы в парнике и теплице.
Строение и биологические особенности растения томата. Сорта томатов. Необходимость рассады для выращивания растений томата как в открытом, так и в защищенном грунте. Сроки посева семян в ящики. Сроки посева семян салата для получения рассады. Способы посадки рассады салата. Уход за рассадой в ящики и за растениям в теплице.
Подготовка весенней теплицы к работе. Заполнение посевных ящиков земляной смесью. Посев семян томата полив. Подготовка ящиков к посеву. Посев семян салата. Уход за всходами.

5. Садоводство – 12 часов.
Сроки посадки черенков черной смородины. Правила посадки. Расстояния между черенками при посадке. Уход за посаженными черенками. Признаки благополучной перезимовки посаженных осенью молодых растений. Высокорослые и карликовые плодовые деревья. Ширина междурядий и расстояния в ряду между деревьями с большим объемом кроны, с кроной средних размеров и карликовыми.
Рыхление вскопанной осенью почвы разметка рядов, полив. Обрезка подмерзших верхушек стеблей. Подкормка растений. Разметка посадочных ям. Выкопка посадочных ям. Установка саженца на холмик и подвязка его к колу.

6. Овощеводство – 18 часов.
Сроки высадки рассады томатов в открытый грунт или под временное пленочное укрытие. Расстояния между рядами и между растениями в ряду. Перегной как лучшее органическое удобрение под томаты. Способы устройства временного пленочного укрытия для рассады. Строение растения огурца. Условия произрастания растений огурца. Сорта огурцов для открытого грунта, для потребления в свежем виде и для заготовки на зиму. Сроки посева семян огурца в открытый грунт. Способы посева. Выращивание огурца на утепленных гребнях и грядках.
Разметка посадки рассады томатов. Выкопка лунок по разметке. Внесение перегноя в лунки, полив. Посадка рассады в лунки, полив. Первоначальный уход за растениями. Подготовка почвы под огурцы. Углубление посевных борозд, внесение в них перегноя. Намачивание и посев семян. Прореживание всходов, поливы и подкормки.

Итого: 130 часов.
Учебно-тематический план

№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Количество часов




теоретические
Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение)

1
Овощеводство
20
8
12-практических работ

2
Садоводство
12
6
6-практических работ

3
Животноводство
56
56


4
Овощеводство
12
6
5-практических работ; 1-контрольная работа

5
Садоводство
12
8
4-практических работы

6
Овощеводство
18
7
10-практических работ; 1-контрольная работа


Итого:
130
91
39



Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения сельскохозяйственного труда учащиеся должны
знать:
сроки уборки капусты;
ягодные кустарники и плодовые деревья нашей местности;
виды крупного рогатого скота;
правила безопасности при уходе за крупным рогатым скотом;
виды и характеристики кормов для коров;
нормы и рационы кормления;
правила ручного доения;
значение парников и теплиц;
строение и особенности томата;
сроки и правила посадки ягодных кустарников и плодовых деревьев;
сроки высадки рассады томатов;
сроки и способы посева семян огурцов.
уметь:
выращивать малину и смородину;
распознавать стати коровы;
распознавать корма для коровы;
выращивать томаты;
выращивать салат;
выращивать огурцы.







Календарно-тематическое планирование

Уроков сельскохозяйственного труда в 8 классе
Всего 130 часов, 4 часа в неделю

Раздел
Наименование темы
Всего часов
дата




план
факт


1



1
2
3





1

2


3
4





1

2

3

4

5


1


2

3

4





I четверть.
Вводное занятие. Охрана и труд. Спецодежда.
Овощеводство.
Уборка семенников редиса и укропа.
Сроки уборки семенников.
Дозревание семян.
Условия их хранения.
Практические работы. Срезка засохших стеблей редиса и укропа. Подвешивание пучков стеблей в проветриваемом помещении.
Уборка капусты.
Сроки уборки капусты ранних и поздних сортов.
Причины разрыва кочана на корню и влияние этого явления на его сохранность.
Способы уборки капусты.
Переработка капусты и зимнее хранение кочанов.
Практические работы. Уборка кочанов, удаление верхних листьев.
Садоводство.
Малина и смородина.
Продолжительность жизни и урожайность ягодного кустарника.
Влияние плодородия почвы и погоды на урожай ягод.
Размножение смородины отводками и черенками.
Размножение малины корневыми отпрысками.
Сроки и способы посадки малины и смородины.
Осенний уход за плодовыми деревьями.
Высокорослые и карликовые плодовые деревья: виды, их распространение в местных условиях.
Понятие о приствольном круге плодового дерева.
Осенние меры борьбы с вредителями плодового сада.
Правила перекопки приствольного круга и внесения в него удобрения.
Практическое повторение. Уборка послеурожайных остатков, заготовка перегноя, торфа и дерновой земли.

32
1



1
1
1
6




1

1


1
1

6



1



1

1




1




1

1

6


05.09



05.09
07.09
07.09
12.09
14.09
19.09


21.09

21.09


26.09
26.09

28.09
03.10
05.10

10.10



10.10

12.10




12.10




17.10

17.10

19.10
24.10
26.10





1


2

3


1


2

3







1



2



1

2


3

4


1



2


II четверть.
Животноводство.
Крупный рогатый скот.
Виды крупного рогатого скота (коровы, быки-производители, молодняк разного возраста).
Раздельное содержание ранних видов крупного рогатого скота.
Внешнее строение коровы и некоторые особенности крупного рогатого скота.
Молочно-товарная ферма.
Коровник- как основное помещение молочно-товарной фермы. Оборудование коровника.
Способы удаления навоза, поение животных и раздача кормов.
Телятник, моечное и молочное отделения, машинное отделение, помещение для приготовления кормов, навозохранилище, силосные башни, траншеи, площадки для хранения грубых кормов в кол-ном хоз-ве.
Меры безопасности при уходе за крупным рогатым скотом.
Правила безопасности при уборке стойл, проходов и кормушек, раздаче корма, выпуске коров на выгульный двор или пастбище.
Меры и правила электро и пожаробезопасности при работе на молочной ферме.
Уход за коровами зимой.
Стойловое содержание коровы, оборудование стойла.
Способы раздачи кормов, поения животного и удаления навоза на разных фермах.
Чистка коровы, инструменты и приспособления для этого.
Правила безопасной работы инструментами и приспособлениями.
Корма для коровы.
Виды и характеристика корма для коровы (грубые, сочные, концентрированные, зерновой, отходы технических производств, комбикорма).
Подготовка кормов к скармливанию корове.

30


2


2

2


2




4







2



2



1

1


1

1


8



2




09.11


14.11

16.11


21.11




23.11
28.11






30.11



05.12



07.12

07.12.


12.12

12.12


14.12
19.12
21.12, 26.12
28.12







1

2
3

4

5

6
7




1
2
3
4

5

6
7


1

2

3


1
2

3
4

5
6
7
8
III четверть.
Животноводство.
Кормление сухостойной и дойной коров зимой.
Дойный и сухостойный периоды в жизни коровы.
Сухостой (запуск) коровы.
Нормы и рационы кормления дойных и сухостойных коров.
Особенности кормления сухостойных коров.
Особенности кормления новотельной коровы.
Очередность раздачи кормов.
Рационы кормления коров на школьной ферме и в других животноводческих хозяйствах.
Ручное доение коровы и учет надоя молока.
Строение вымени коровы.
Формы сосков.
Режим доения. Правила ручного доения.
Додаивание и массаж вымени. Скорость доения.
Посуда для молока. Подготовка коровы к доению. Понятие о припуске молока.
Значение полного выдаивания коровы. Приспособления для учета надоя молока.
Первичная обработка молока и уход за молочной посудой.
Приспособления для процеживания и охлаждения молока.
Моющие средства для ухода за молочной посудой.
Правила мойки и сушки молочной посуды.
Овощеводство.
Защищенный грунт.
Практические работы. Подготовка парника к работе.
Выращивание рассады томатов.
Практические работы. Заполнение посевных ящиков земляной смесью. Посев семян томата, полив.
Выращивание кочанного салата в теплице. Контрольная работа.
Практические работы. Закладка парника.

38



1

1
2

2

2

1
1




1
1
2
2


2

2


2

2

2


2
2

2
2


1
1
2




11.01

11.01
16.01

18.01

23.01

25.01
25.01




30.01
30.01
01.02
06.02


08.02

13.02


15.02

20.02

27.02


29.02
05.03

12.03
14.03


19.03
19.03
21.03








1

2
3

4
5



1




1

2



3

4

5
6


7




1


2

3

4



5


6



1
2
3

4

5

6

7

8


IV четверть.
Садоводство.
Посадка черенков смородины и уход за ними.
Сроки посадки черенков черной смородины.
Правила посадки.
Расстояния между черенками при посадке.
Уход за посаженными черенками.
Практические работы. Рыхление вскопанной осенью почвы.
Весенний уход за молодыми посадками малины.
Признаки благополучной перезимовки посаженных осенью молодых растений.
Практические работы. Подкормка растений и рыхление почвы.
Посадка плодового дерева.
Высокорослые и карликовые плодовые деревья.
Ширина междурядий и расстояния в ряду между деревьями с большим объемом кроны, с кроной средних размеров и карликовыми.
Способы разметки для посадки плодовых деревьев.
Размеры посадочных ям. Правила выкопки посадочных ям.
Внесение удобрений.
Подготовка саженцев к посадке, инструменты и приспособления для посадки саженцев.
Правила безопасного обращения с ними.
Овощеводство.
Высадка рассады томатов в открытый грунт или под временное пленочное укрытие.
Сроки высадки рассады томатов в открытый грунт или под временное пленочное укрытие.
Расстояние между рядами и между растениями в ряду.
Перегной как лучшее органическое удобрение под томаты.
Способы устройства временного пленочного укрытия для рассады.
Практические работы. Разметка посадки рассады томатов.
Выкопка лунок по разметке. Внесение перегноя в лунки, полив. Выборка рассады со стеллажей теплицы. Посадка рассады в лунки, полив. Первоначальный уход за растениями.
Выращивание огурцов в открытом грунте.
Строение растения огурца.
Условия произрастания растений огурца.
Сорта огурцов для открытого грунта, распространенные в местных условиях.
Сорта для потребления в свежем виде и для заготовки на зиму.
Сроки посева семян огурца в открытый грунт.
Способы посева (ширина междурядий и расстояния в рядках).
Выращивание огурца на утепленных гребнях и грядках.
Контрольная работа.
Практические работы. Подготовка почвы (вспашка участка, разметка линий посева, внесение перегноя, посев семян, прореживание всходов, полив, подкормка).
Практическое повторение. Закладка парника, посадка картофеля, уход за рассадой в парнике, высадка рассады томатов.

30



1


1


2



1

2


1

1



1



1
1







1




1



4








1

1



1

1

1

1
4




2



130




04.04


04.04


09.04



11.04

16.04


11.04

18.04



18.04



23.04
23.04







25.04




25.04



30.04
07.05







14.05

14.05



16.05

16.05

21.05

21.05
23.05
28.05



30.05







Формы и средства контроля


Критерии оценивания ответа по сельскохозяйственному труду
Критерии оценивания устного ответа:

Отметку «5» - заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать, приводить примеры из жизни домашних животных и сельскохозяйственной продукции.

 «4» - есть небольшие недочёты по содержанию ответа. 
 «3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
 «2» - есть серьёзные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.  


Критерии оценивания письменных работ:


 «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.
 «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание  основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
 «3» - работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.
 «2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п
Тип пособия
Автор
Наименование
Издательство, год


Учебник
Е.А. Ковалева
Сельскохозяйственный труд 8 класс
Москва «Просвещение», 2010.


Рабочая
тетрадь





Литература для учителя
В.В. Воронкова
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов, сборник №2
Москва Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» 2012


Наглядный материал

Таблицы, мультимедийные презентации



Раздаточный материал

Карточки, альбомы, шаблоны



15