Статья Методы эффективного взаимодействия учащихся на уроке

МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
Любое образовательное учреждение нацелено на высокий уровень качества образования учащихся. Каждый педагог стремится «вооружиться» всевозможными приемами, формами, методами, направленными на вовлечение учащихся в учебную деятельность, повышение их познавательного интереса и улучшение качества образования. Одним из наиболее приемлемых и действенных приемов эффективного взаимодействия учащихся на уроке считаю работу в парах.
Работа в парах – это одна из форм сотрудничества учащихся. Эту форму можно использовать на любом этапе урока независимо от степени изученности темы. Например, на этапе актуализации знаний ученики работают в парах, проговаривая правило по составленной модели (1-ый вариант рассказывает второму, 2-ой – первому). Эту же самую форму можно предложить и на этапе контроля, когда правило уже выучено и идет проверка знаний (1-ый вариант проверяет знание материала у второго варианта и наоборот). Для учащихся с высоким уровнем обучения проверка проходит без использования записей в тетради или учебнике.
Другой вариант работы в паре – у доски (на рефлексивно-оценочном этапе), когда один ученик становится рецензентом другого. Отвечающий выполняет устное или письменное задание, а рецензент комментирует ответ, исправляет недочеты или ошибки отвечающего (если такие есть). Оценивание работы обоих учащихся осуществляется учителем.
Еще один вариант работы в паре – вопросно-ответная форма – используется также на рефлексивно-оценочном этапе. Учитель предлагает материал по изучаемой теме (например, слова с изучаемой орфограммой), учащиеся друг другу задают вопрос: «Почему данные слова (на выбор учащихся) записаны так (например, с НН)?» и друг другу же отвечают, опираясь на изученное правило. При этом ученики обращаются друг к другу по имени, что «смягчает» напряжение и уравнивает их позиции (нет ощущения «сильный-слабый»).
Таким образом, прием работы в паре способствует познавательной активности, взаимодействию учащихся на уроке, мотивирует на изучение учебного материала, тем самым повышая качественный уровень образования каждого учащегося лично и учебного заведения в целом.
e/Screen Nail_bd0100609719a180њ/Extension ListScreen nailPresized image for LCD display/Screen Nail_bd0100609719a180i/Screen Nail_bd0100609719a180