Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (сельскохозяйственный труд) для 6 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ УРЕНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


«Согласовано»
Руководитель МО
______Соловьева О.П.

Протокол № 1 от
« 31 » августа 2015г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______Коротина Т. В.

« 31 » августа 2015 г.

«Утверждаю»
Директор МКОУ УСКОШ-И VIIIвида ____________Шагина Н.В.

Приказ № 94 от
« 31 » августа 2015 г.









Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (сельскохозяйственный труд) для 6 класса












Автор-составитель:
Колобова Наталья Николаевна









Урень
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка

Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
- региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области;
- учебный план МКОУ Уренской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат VIII вида;
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, 5-9 классы, Сборник 2, Москва, «Владос», 2012 год;
- «Сельскохозяйственный труд» учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 6 класс, автор-составитель Е. А. Ковалёва, Москва «Просвещение», 2016 год.

Структура документа.

Рабочая программа включает 5 разделов: пояснительную записку, тематический план, основное содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний обучающихся, список литературы.
Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах, а также и в ЛПХ. Её цель – допрофессиональная подготовка учащихся коррекционных школ VIII вида.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:
Сообщение учащимся знаний, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских хозяйствах.
Формирование правильного понимания и отношения к домашним животным, овощным и плодово-ягодным растениям, почве, удобрениям.
Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

Коррекционно-воспитательные:
Воспитание бережного отношения к природе, растениям, животным.
Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных.
Формирование здорового образа жизни.
Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
Воспитание положительных качеств, таких как честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

Коррекционно-развивающие:
Развитие и коррекция познавательной деятельности учащихся.
Развитие и коррекция устной и письменной речи.
Развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы на уроках сельскохозяйственного труда.

При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.
Основные межпредметные связи.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения, естествознания, математики, изобразительного искусства, трудового обучения.
Учебным планом предусмотрено количество уроков трудового обучения в 6 классе – 2 часа в неделю.

Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсии, лабораторные работы, уроки с использованием ИКТ и другим наглядным материалом. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагается практическая работа, для этого есть пришкольный участок, где выращиваются овощи, плодово-ягодные культуры.

Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа в виде тестов или контрольных работ.

Во всех классах с учащимися проводится инструктаж по технике безопасности.


Содержание программы учебного предмета

1. Уборка картофеля- 6 часов.
Сроки уборки картофеля. Правила выкопки клубней без повреждений. Выкопка клубней картофеля. Сбор клубней и их просушка. Закладка клубней на хранение в тару.

2. Почва и ее обработка- 4 часа.
Общее представление о почве и пахотном слое. Значение почвы для выращивания растений. Удобрение почвы. Обработка почвы с помощью лопаты. Правила вскапывания почвы лопатой. Требования к качеству вскапывания. Выбор лопаты. Осмотр участка и определение направления борозд. Прокладывание первой борозды. Соблюдение глубины вскапывания и слитности борозд.
3. Посадка чеснока- 5 часов.
Требования к обработке почвы под чеснок. Сроки посадки чеснока. Подготовка посадочного материала. Способы посадки, глубина заделки чеснока. Разметка участка или гряд под чеснок. Вскапывание участка. Рыхление и выравнивание участка граблями. Разметка рядков с помощью веревки и колышков. Посадка чеснока в рядки.

4. Осенний уход за ягодными кустарниками- 3 часа.
Ягодные кустарники, распространенные в местных условиях. Необходимость обработки почвы при уходе за ягодными кустарниками. Правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников. Глубина вскапывания. Вскапывание почвы вокруг ягодных кустарников лопатой.

5. Домашняя птица- 6 часов.
Виды домашней птицы: куры, гуси, утки, индейки. Птица, преимущественно разводимая в местных условиях. Содержание птицы в коллективных, фермерских и индивидуальных хозяйствах. Помещение для содержания птицы в школьном или фермерском хозяйстве. Оборудование птичника в зависимости от вида птицы. Уход за птичником. Содержание птицы с вольным и ограниченным выгулом. Безвыгульное содержание птицы.

6. Органические удобрения- 8 часов.
Общее представление об удобрениях. Виды органических удобрений. Виды навоза. Значение органических удобрений для удобрения почвы и получения высоких урожаев растений. Правила хранения навоза. Хранение птичьего помета. Получение компоста. Компосты из птичьего помета. Устройство навозохранилища. Закладка компоста.

7. Овцы и козы- 11 часов.
Овцы и козы в крестьянских хозяйствах. Местные породы овец и коз. Козы, разводимые для получения молока, и козы, разводимые для получения пуха. Разница между ними. Скотный двор в крестьянском хозяйстве. Содержание овец и коз на соломенных подстилках. Удаление соломистого навоза со скотного двора после перевода овец и коз на летнее содержание. Устройство кормушек на выгульном дворе. Сено из степных трав и разнотравья как наиболее предпочтительный корм для овец и коз. Зерновые корма для овец и коз. Сочные корма для овец и коз ( тыква, кабачки, свекла, морковь). Нормы кормления взрослых овец, и коз, и ягнят, и козлят.

8. Овощные и основные полевые культуры- 11 часов.
Общее представление об овощах и овощных культурах. Группы и характеристика овощных культур ( корнеплоды, капустные и луковичные овощные культуры, плодовые и зеленные овощные культуры). Необходимость потребления разнообразных овощей. Культуры, относящиеся к полевым(пшеница и другие зерновые, подсолнечник, сахарная свекла). Продукция из полевых культур, ее значение. Полевые культуры, выращиваемые в местных условиях. Подробное ознакомление с основными полевыми культурами, распространенными в местных условиях: строение растений, особенности продуктивных частей, использование. Кормовые культуры и кормовые травы, выращиваемые в местных условиях. Классификация овощных культур. Определение полевых культур по продуктивным частям и внешнему виду.

9. Выращивание семян лука и столовых корнеплодов- 16 часов.
Выбор луковиц и корнеплодов моркови и свеклы для высадки на семенном участке. Выбор места для семенного участка. Подращивание корнеплодов моркови и свеклы в теплице или в комнатных условиях. Подготовка почвы. Уход за высадками корнеплодов и лука. Подготовка почвы под столовые корнеплоды. Сроки и способы посева. Уход за растениями(прополка, прореживание, рыхление междурядий).
Отбор корнеплодов моркови и свеклы для посадки. Вскапывание почвы на семенном участке, удобрение перегноем. Выкопка лунок, внесение в них перегноя. Высадка в лунки подращенных корнеплодов. Посадка лука на семена. Полив растений и рыхление почвы.
Подготовка почвы с помощью ручных орудий труда. Разметка борозд. Раскладка семян моркови и свеклы в посевные рядки. Заделка семян. Прополка в рядках после всходов. Рыхление междурядий. Прореживание растений.

Итого: 70 часов.



Учебно-тематический план


№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Количество часов




теоретические
Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение)

1
Уборка картофеля
6
2
4-практические работы

2
Почва и ее обработка
4
2
2-практические работы

3
Посадка чеснока
5
2
3-практические работы

4
Осенний уход за ягодными кустарниками
3
2
1-практическая работа

5
Домашняя птица
6
6


6
Органические удобрения
8
6
2-практические работы

7
Овцы и козы
11
11


8
Овощные и основные полевые культуры
11
11


9
U°Выращивание семян лука и столовых корнеплодов
16
7
8-практических работ; 1-контрольная работа

10
Итого:
70
49
21



Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения сельскохозяйственного труда учащиеся должны
знать:
Сроки и правила уборки картофеля;
Правила вскапывания почвы лопатой;
Правила ухода за ягодными кустарниками;
Сроки и способы посадки чеснока;
Виды домашней птицы и уход за ними;
Виды и правила хранения органического удобрения;
Породы овец и коз и уход за ними;
Группы и характеристики овощных и полевых культур;
Выращивание семян лука столовых корнеплодов;
уметь:
Работать лопатой;
Выращивать чеснок;
Распознавать виды органического удобрения;
Распознавать разнопродуктивных коз;
Ухаживать за овцой и козой;
Распознавать овощи и полевые культуры;
Проводить разметку участка согласно способу посева;
Выращивать морковь и свеклу;
Распознавать виды лука;
Выращивать лук.









Календарно-тематическое планирование

Уроков сельскохозяйственного труда в 6 классе
Всего 70 часов, 2 часа в неделю

Раздел
Наименование темы
Всего часов
дата




план
факт


1
2

3






1

2

3
4
5
6
















1


2

3

4




1
2
3

I четверть.
Вводное занятие. Охрана труда. Спецодежда.
Уборка картофеля.
Сроки уборки картофеля. Правила окопки клубней без повреждений.
Практические работы.
Выкопка клубней картофеля. Сбор клубней и их просушка. Закладка клубней на хранение в тару.
Почва и ее обработка.
Общее представление о почве и пахотном слое.
Значение почвы для выращивания растений.
Удобрение почвы.
Обработка почвы с помощью лопаты.
Правила вскапывания почвы лопатой.
Требования к качеству вскапывания.
Практические работы.
Выбор лопаты.
Осмотр участка и определение направления борозд. Прокладывание первой борозды.
Соблюдение глубины вскапывания и слитности борозд.
Подготовка почвы под посадку чеснока.
Требования к обработке почвы под чеснок.
Практические работы.
Разметка, вскапывание, рыхление и выравнивание участка.
Осенний уход за ягодными кустарниками.
Ягодные кустарники, распространённые в местных условиях.
Необходимость обработки почвы при уходе за ягодными кустарниками.
Правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников.
Глубина вскапывания.
Практические работы.
Вскапывание почвы вокруг ягодных кустарников лопатой.
Посадка чеснока.
Сроки посадки чеснока.
Подготовка посадочного материала.
Способы посадки, глубина заделки чеснока.
Практические работы.
Разметка рядков с помощью веревки и колышков. Посадка чеснока в рядки.
Уборка овощей и картофеля. Обработка почвы с помощью ручного инвентаря.

18
1


1

4
2 2


1




1


2






1



2




1




1



1


1



1

03.09


03.09


10.09
17.09


24.09




24.09


01.10






08.10



15.10




08.10




22.10



22.10


29.10



29.10




1

2

3



1


2

3
4

5

1
2
3
4



1
2
3
4
5
II четверть.
Домашняя птица.
Виды домашней птицы: куры, гуси, утки, индейки.
Птица, преимущественно разводимая в местных условиях.
Содержание птицы в коллективных, фермерских и индивидуальных хозяйствах.
Содержание домашней птицы.
Помещение для содержания птицы в школьном или фермерском хозяйстве.
Оборудование птичника в зависимости от вида птицы.
Уход за птичником.
Содержание птицы с вольным и ограниченным выгулом.
Безвыгульное содержание птицы.
Органические удобрения.
Общее представление об удобрениях.
Виды органических удобрений.
Виды навоза.
Значение органических удобрений для удобрения почвы и получения высоких урожаев растений
Заготовка навоза.
Правила хранения навоза.
Хранение птичьего помета.
Получение компоста.
Компосты из птичьего помета.
Устройство навозохранилища.
Практические работы.
Заготовка навоза и компоста.

14

1

1

1



1


1


1



1

1
1



1
1

1

2



12.11

12.11

19.11



19.11


26.11


26.11



03.12

03.12
10.12



10.12
17.12

17.12

24.12





1

2
3

4

5

1

2

3

4


5


1

2
3

4


1

2




3


1


2
3



4



1

2

3

4

5

6



III четверть
Овцы и козы.
Овцы и козы в крестьянских хозяйствах.
Местные породы овец и коз.
Козы, разводимые для получения молока.
Козы, разводимые для получения пуха.
Разница между ними.
Содержание овец и коз зимой.
Скотный двор в крестьянском хозяйстве.
Обязательное наличие выгульного двора.
Содержание овец и коз на соломенных подстилках.
Удаление соломистого навоза со скотного двора после перевода овец и коз на летнее содержание.
Устройство кормушек на выгульном дворе.
Корм для овец и коз.
Сено из степных трав и разнотравья – наиболее предпочтительный корм.
Зерновые корма для овец и коз.
Сочные корма для овец и коз (тыква, кабачки, свекла, морковь).
Нормы кормления взрослых овец и коз; ягнят и козлят.
Овощные культуры.
Общее представление об овощах и овощных культурах.
Группы и характеристика овощных культур (корнеплоды, капустные и луковичные овощные культуры, плодовые и зеленные овощные культуры).
Необходимость потребления разнообразных овощей.
Основные полевые культуры.
Культуры, относящиеся к полевым (пшеница и другие зерновые, подсолнечник, сахарная свекла).
Продукция из полевых культур.
Полевые культуры, выращиваемые в местных условиях.
(Подр-е ознакомление с основными полевыми культурами).
Кормовые культуры и кормовые травы, выращиваемые в местных условиях.
Столовые корнеплоды.
Морковь и свекла - столовые корнеплоды.
Морковь и свекла – двулетние растения.
Строение растений моркови и свеклы 1-го и 2-го года жизни.
Строение корнеплодов моркови и свеклы.
Стандартные размеры корнеплодов моркови и свеклы.
Определение стандартных столовых корнеплодов.

22

2


2

2



1





1





1

1
1




1

1




1


1


1
1



1



1

1

1



1






14.01


21.01

28.01



04.02





04.02





11.02

11.02
18.02




18.02

25.02




25.02


03.03


03.03
10.03



10.03



17.03

17.03

24.03



24.03







1


2
3


4
5












1

2
3












1
2
3

4
5

6
7
8
9
10



IV четверть.
Выращивание семян лука и столовых корнеплодов.
Выбор луковиц и корнеплодов моркови и свеклы для высадки на семенном участке.
Выбор места для семенного участка.
Подращивание корнеплодов моркови и свеклы в теплице или в комнатных условиях.
Подготовка почвы.
Уход за высадками корнеплодов и лука.
Практические работы.
Отбор корнеплодов моркови и свеклы для посадки, подготовка горшков, насыпка в них почвы, смешанной с перегноем, посадка в горшки корнеплодов и установка их на светлое и теплое место, вскапывание почвы, удобрение перегноем, высадка корнеплодов, посадка лука на семена, полив растений и рыхление почвы.
Выращивание столовых корнеплодов.
Подготовка почвы под столовые корнеплоды.
Сроки и способы посева.
Уход за растениями (прополка, прореживание, рыхление междурядий).
Практические работы.
Подготовка почвы, разметка борозд, раскладка семян моркови и свеклы в посевные рядки, заделка семян, прополка в рядках после всходов, рыхление, прореживание.


Выращивание репчатого лука и лука-севка.
Особенности роста и развития лука.
Виды лука.
Условия хранения лука-севка для получения качественного урожая.
Лук однолетний.
Получение репчатого лука с помощью рассады.
Подготовка лука-севка к посадке.
Способы посадки лука-севка.
Способы посева лука-чернушки.
Уход за посадкой и посевом лука.
Контрольная работа.
Практические работы.
Подготовка почвы, посадка и посев лука, посадка картофеля.


16


1



1





2










1


1


2









1



1



1


1
4
2
2



70



07.04



07.04





14.04










21.04


21.04


28.04









05.05



05.05



12.05


12.05

19.05
26.05















Формы и средства контроля

Критерии оценивания ответа по сельскохозяйственному труду
Критерии оценивания устного ответа:

Отметку «5» - заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать, приводить примеры из жизни домашних животных и сельскохозяйственной продукции.
 «4» - есть небольшие недочёты по содержанию ответа. 
 «3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
 «2» - есть серьёзные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.  
Критерии оценивания письменных работ:

 «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.
 «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание  основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
 «3» - работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.
 «2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.












УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


№ п/п
Тип пособия
Автор
Наименование
Издательство, год


Учебник
Е.А. Ковалева
Сельскохозяйственный труд 6 класс
Москва «Просвещение», 2016.


Рабочая
тетрадь





Литература для учителя
В.В. Воронкова
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов, сборник №2
Москва Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» 2012


Наглядный материал

Таблицы, мультимедийные презентации, муляжи



Раздаточный материал

Карточки, альбомы, шаблоны



15