Тренинг для учителей Счастливый учитель — счастливый ученик


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа д. Дорогино
Уфимского района
Методическая разработка
Занятие - тренинг для учителей
«Счастливый учитель – счастливый ученик»
Выполнила: учитель русского языка и литературы, родного (татарского) языка и литературы
Каримова Г. Ф.
Уфа -2016Счастливый учитель – счастливый ученик
Цель: Принять и доказать теорию «Счастливый учитель – счастливый ученик», создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья учителей.
Задачи:
- познакомить с понятиями феликсология, феликсологическое воспитание
-актуализировать процесс самоанализа сотрудников;
-оптимизировать самооценку педагогов;
-снять эмоциональное напряжение;
-выявить и актуализовать собственные ресурсы;
-сформировать позитивное мышление учителей (самовосприятие и восприятие окружающей действительности);
- преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
Материалы и оборудование:
- интерактивная доска, проектор или компьютер (ноутбук) для демонстрации слайдов и видео
-шляпа, желательно цветная и большого размера к упражнению «Шляпа счастья» и карточки с ситуациями
-пастель и ватман для «общего рисунка»
-воздушные шары и маркеры;
- памятки.
Время проведения: 1,5 часа.

Ход занятия
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы сегодня с вами встретились, чтобы поговорить по душам, пообщаться, забыть о своих проблемах, научиться справляться со стрессом.
Сначала предлагаю Вам поприветствовать друг друга.
Упражнение «Сказочный город»Инструкция: «Жители сказочного города отличаются тем, что, гуляя по городу, с каждым боем часов они здороваются друг с другом разными частями тела и каждый раз разными способами».
Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.1
Итак, посмотрите пожалуйста на слайды (мудрые слова о счастье ) и скажите, о чем мы будем сегодня говорить? Да, поговорим мы с вами сегодня о счастье. Как вы понимаете слово счастье?
Примерные ответы:
Счастье
- процесс и результат деятельности
- бытие, пребывание на земле
- познание, общение
- труд и творчество
- в богатстве и деньгах, власти
- дети, материнство, отцовство
- любовь и дружба
-слава, известность и т. п.
- Вы все правы. У каждого есть свое представление о счастье. И каждый из нас хочет быть счастливым. Послушайте, пожалуйста, древнюю притчу о счастье.
Как-то шёл по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни. Вдруг заметил он несчастного человека, сгорбившегося под непосильной ношей.— Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? — спросил мудрец.— Я страдаю для счастья своих детей и внуков, — ответил человек. — Мой прадед всю жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою жизнь, только чтобы мои дети и внуки стали счастливыми.— А был ли хоть кто-то счастлив в твоей семье? — спросил мудрец.— Нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! — ответил несчастный человек.— Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! — сказал мудрец. — Научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймёшь, как сделать счастливыми своих детей и внуков! 2
Таким образом, можно сделать вывод, что у счастливого родителя счастливые дети, а у счастливого учителя счастливые ученики.
Мы все с вами педагоги и в то же время родители. Чтобы наши дети и воспитанники были счастливыми мы сами должны обрести счастье и душевную гармонию. В педагогике существует термин феликсология воспитания.
Феликсология воспитания – это научно-педагогическое направление теоретической мысли педагога, разрабатывающей содержательную характеристику воспитания, которая обеспечивает способность ребенка быть счастливым в этой на этой земле.
Речь идет о педагогическо-профессиональном содействии развитию способности ребенка проживать счастье жизни во всех ее проявлениях. Человека следует научить умению воспринимать мир во всем его удивительном многообразии, и, взаимодействуя с объектами мира, он обретает возможность обнаружить за каждым мигом такого взаимодействия ценностное содержание. Параллельная сказанному забота педагога о развитии способности осознавать себя в мире социальных связей – столь же плодотворная подготовка к счастью жизни.3
Уважаемые коллеги, согласитесь, было бы неплохо, если бы мы с вами смогли немного приблизиться к идеалам феликсологического воспитания. Ведь, каждый понимает слово счастье по-своему. Для каждого оно свое. Но задумывались ли мы о том, что мы сами делаем себя счастливыми и несчастными. Ведь любое событие можно рассматривать под разными углами, и везде можно найти позитив.
Предлагаю Вам посмотреть отрывок фильма «Поллиана»4
Просмотр отрывка фильма.
Уважаемые коллеги, давайте и мы поиграем в игру, которую играет Поллиана.
Игра «Шляпа счастья»
Цель: развитие позитивного мышления педагогов.
Итак, вот у меня в руках волшебная шляпа Поллианы. Человек, который надевает эту шляпу, становился самым счастливым человеком. Я предлагаю вам надеть эту шляпу и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эту шляпу, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Ожидаемый результат: участники игры, надев «шляпу счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре
Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
Вам дали классное руководство над слабыми детьми.
На работе задержали зарплату.
По дороге на работу вы сломали каблук.
Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.
Вы внезапно заболели.
Вас бросил муж.
Вы попали под сокращение.
Выводы: Из любой ситуации можно взять для себя позитивные моменты.
Общий рисунок «Наша счастливая школа»
- А теперь я предлагаю Вам нарисовать счастье вашими глазами. Предлагаю по одному подходить к ватману и нарисовать свой элемент счастливой школы.
Волшебные шарики
А теперь предлагаю вам такую игру. Нужно написать на шариках все, что вам надоело, раздражает, злит, вызывает негативные эмоции. А потом по сигналу лопнем шарики, избавимся от всего негатива, ненужного, плохого.1
Итогом нашего занятия будут наши пожелания друг другу счастья песней «Мы желаем счастья Вам»
Мы желаем счастья вам
В мире где кружится снег шальной Где моря грозят крутой волной Где подолгу добрую ждём порой мы весть Чтобы было легче в трудный час Нужно верить каждому из нас Нужно верить каждому в то что счастье есть Мы желаем счастья вам Счастья в этом мире большом Как солнце по утрам пусть оно заходит в дом Мы желаем счастья вам и оно должно быть таким Когда ты счастлив сам Счастьем поделись с другим В мире где ветрам покоя нет Где бывает облачным рассвет Где в дороге дальней нам часто снится дом Нужно и в грозу и в снегопад Чтобы чей-то очень добрый взгляд Чей-то очень добрый взгляд Согревал теплом Мы желаем счастья вам Счастья в этом мире большом Как солнце по утрам пусть оно заходит в дом Мы желаем счастья вам и оно должно быть таким Когда ты счастлив сам Счастьем поделись с другим Мы желаем счастья вам Счастья в этом мире большом Как солнце по утрам пусть оно заходит в дом Мы желаем счастья вам и оно должно быть таким Когда ты счастлив сам Счастьем поделись с другим Мы желаем счастья вам мы желаем счастья вам Мы желаем счастья вам 
Спасибо всем за активное участие. До новых встреч!
Источники.http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/11/29/trening-dlya-uchiteley-v-skazochnom-tsarstve-moey-dushihttp://www.treningi.me/master1.htmlhttp://www.twirpx.com/file/554138/https://www.youtube.com/watch?v=nEuw-tDlYKUhttp://school2100.com/upload/iblock/f89/f89f3b299e7e754694247b9957435905.pdfПамяткиПсихологическая диета
Приятное начало и конец дня. Необходимо начинать и заканчивать день чем-то приятным. Это может быть все что угодно.
Фиксирование положительных импульсов. Составляйте график положительных импульсов в вашей повседневной жизни не менее трех месяцев. Такая фиксация необходима, чтобы выработать привычку обращать как можно больше внимания на положительные события.
Соблюдение пропорции положительных и отрицательных факторов
Для жизнерадостного состояния нужна пропорция 6:1.
Для обычного уравновешенного состояния – 3:1.
Соблюдение пропорции забот и отдыха. Из семи дней минимум один должен полностью посвящаться расслаблению и отдыху.
Сохранение положительной тематики разговоров. Необходимо научиться контролировать течение разговора:
- в обычных разговорах старайтесь, как можно меньше затрагивать неприятные темы;
- постарайтесь, чтобы неприятный разговор, занимал как можно меньше времени;
- разговор в негативном ключе постарайтесь перевести в положительное русло или просто сменить тему.
Несколько способов победить стресс
Стресс, напряжение, тревога – все это вырастает в проблему, если вовремя не схватиться. Вот некоторые советы, как победить стресс.
ОБЩИЕ:
- поговорите о своих проблемах с кем-нибудь их близких;
- если вы чувствуете, что хотите высказаться, не глушите в себе это желание. Часто именно произнесенное слово может успокоить;
- скажите себе «Нужно расслабиться»;
- запомните: вы не можете отвечать за настроение других людей;
- постарайтесь перестать беспокоиться о том, что пребывает вне предела вашего контроля, над чем вы не властны.
ДОМА:
- отключите телефон и полежите в теплой ванне;
- купите сами себе букетик цветов;
- вспомните какие-нибудь самые счастливые мгновения вашей жизни;
- выберите такое хобби, которое явно отличалось бы от работы;
- устройте себе спортивную разминку;
- понежьте себя – массаж;
- сделайте себе какой-нибудь подарок;
- подумайте о том, как вы питаетесь, и поменяйте рацион;
- встаньте утром пораньше, прогуляйтесь и хорошенько позавтракайте;
-купите кассету с шумом прибоя или джунглей;
- сделайте что-нибудь исключительно и только для себя.
НА РАБОТЕ:
- не сердитесь на справедливую критику и сделайте выводы;
- все лишнее, что мешает работе (старые бумаги и т.д.), выбрасываете безжалостно;
- время от времени вытягивайте ноги, поводите головой из стороны в сторону, распрямите спину;
- после окончания работы дайте себе десять минут, расслабьтесь и посидите с закрытыми глазами;
- «формула выживания» профессора В.М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходить 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это время восстановления физических сил организма, расслабления, чувственной разрядки, «очищения». Переключение мыслей – вместо переживаний можно быстро придумать, как исправить положение
- если можешь изменить обстоятельства – измени, не можешь изменить – измени отношение к ним;
- жизнь ритмична: спады чередуются с подъемами;
- не переделывай окружающих под свой лад;
- не оставайся один на один с неприятностями. Ничто не обескураживает больше, чем неудачи; ничто не ободряет сильнее, чем успех. Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетающими мыслями от неудачи лучше всего с помощью воспоминаний об успехе;
- совершенствуй себя (вырабатывай чувство собственного достоинства);
- умей смотреть на себя со стороны, люби и цени ее