Конспект урока окружающий мир Где зимуют птицы


Урок окружающего мира в 1-м классе.
Тема Где зимуют птицы?
Цель темы
Уточнить знания учащихся о птицах перелетных и зимующих в наших краях;
Задачи Совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию;
Формировать навыки наблюдения в процессе поисково-познавательной деятельности;
Развивать познавательный интерес, эмоциональную сферу учащихся;
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Планируемый результат Знать о многообразии мира зимующих и перелетных птиц.
Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края.
Определять виды зимующих и перелетных птиц на территории школы.
Научиться принимать непосредственное участие в заботе о зимующих птицах.
Основные понятия Понятия: перелетные и зимующие птицы; ученые-орнитологи.
Межпредметные связи Окружающий мир, литературное чтение, технология
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Учебник А. А. Плешаков « Окружающий мир», 1 класс.
Тема: «Где зимуют птицы?»
Методическое пособие, наглядный демонстрационный материал «Птицы зимой» , мультимедийный проектор, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Окружающий мир», документ-камера.
Организация пространства -работа фронтальная,
-самостоятельная работа ,
-работа в парах
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
- Ребята , к нам сегодня на урок пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся друг другу, ведь мы знаем с вами, что улыбки располагают к приятному общению .Настроение ваше улучшилось, а значит и урок окружающего мира у нас будет радостным, добрым и надеюсь очень интересным.
II. Постановка темы, цели урока.
- Урок у нас сегодня необычный. Не покидая класса, мы отправимся в зимний лес. А по дороге я вам расскажу сказку.
-Сошлись как-то вместе четыре художника: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили, кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, поля, луга. Первой взялась за свою волшебную кисть ЗИМА.
(Картина зимнего леса.) Слайд.
- Посмотрите, какую чудесную картину нарисовала Зима. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и леса как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги.
И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется «Здесь был такой-то». Днём идёт снег. Кончится - страницы чистые.
Утром пройдёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали.
-Чьи же следы можно увидеть в лесу?
-Догадались, о ком и о чём будем говорить на уроке? (О птицах.)
Прочитайте тему урока.
- Что нового о птицах вы хотели бы узнать на нашем уроке?
- Сегодня мы поговорим о птицах, которых встречаем в природе.
где они зимуют, и вспомним, как им помочь.
III. Работа над темой урока.
-Ребята, а для чего нам нужны птицы в природе? (Они создают красоту природы, являются санитарами леса.)
- Ребята, давайте вспомним, на какие две группы делятся птицы. (Зимующие и перелётные). (Слайд)
- Подумайте почему некоторых птиц называют зимующими?А каких зимующих птиц вы знаете? Какие зимующие птицы живут в нашем городе? Назовите их. (Слайд зимующих птиц)
- Как вы думаете, что для птиц страшнее голод или холод? Почему?
- Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна.
- А как мы можем помочь нашим птицам пережить долгую холодную зиму? Чем нужно подкармливать птичек? Посмотрите какие виды кормушек можно изготовить вспомните чем можно угощать птиц?(Виды кормушек). Таблица
-На уроке окружающего мира мы выполняли проект «Делаем кормушку своими руками» (Слайд )и стараемся постоянно подкармливать наших младших друзей.
-А кто из вас повесил кормушки возле своего дома? Расскажите, какие птицы прилетают на вашу кормушку?
Ребята предлагают вам Угадать , кто прилетает к нашей кормушке?
1.- Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый……).Воробей
– А вы знаете, почему его так назвали?
Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом: «Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробей уничтожает их посевы. (Слайд 12)
2. Летом я ловила мошек,
Я зимой поем и крошек.
Люблю сало поклевать,
К вам в окошко залетать.
Очень юркая я птица,
А зовут меня…(синица)
3. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Дятел. 
Он древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достает. У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий. С твердыми зазубринами. Им он и достает насекомых. Поэтому и называют его «лесным доктором».
Стихотворение о дятле. – Что ты, дятел,Так стучишь?Целый час в дупле осины,Как привязанный,Торчишь!– Я недаром тут стучу:Червяков достать хочу.Пообедаю на славуИ осину полечу.
4..Я ни дятел, ни синица.
Мне на месте не сидится.
Акробат отличный я,
Встретишь ты зимой меня
Я по дереву стою вниз головой,
Не упаду.
Мои друзья не смогут так.
Узнал меня?
Так кто же я? (Поползень).
5.Прилетели на зимовкуПтицы, что в морозы ловкоСкачут по деревьям, веткамВ красно-огненных жилетках.Не узнать нам их нельзя -Любим птичку – (Снегиря.)
А вот какие советы дали вам зимующие птицы. Прочитаем на слайде
* Не распугивать птиц возле кормушек.
* Чистить снег.
* Стараться подкармливать птиц в одно и то же время.
- Но кроме зимующих птиц есть и другие, например, ласточка, журавль, соловей. (Слайды) А где же они проводят зиму? (Улетают в теплые края. Поэтому их называют перелетными.
А знаете ли вы этих птиц? Сейчас проверим.
- Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Тёмно розовый…(скворец) слайд.
- Угадайте, что за птичка-
Тёмненькая - невеличка.
Беленькая с живота
Хвост раздвинут в два хвоста? (Ласточка) слайд.
- Кто без нот и без свирели,
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежнее?
Кто же это…(соловей) слайд.
ФизминуткаРабота с учебником.
Работа по учебнику (с.16)
Работа в парах
-Рассмотрите рисунок, отметьте синими фишками зимующих птиц, а красными – перелетных.
Проверка на документ-камере.
-Кто правильно разделил птиц на группы? (Самооценка)
Работа в парах с .17
-Предположите, где же зимуют перелётные птицы.
- Как люди узнали, что перелетные птицы улетают на юг?
- Об этом учёные узнали с помощью маленьких колец, которые они надевали на лапки птицам. (Слайд)
-На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал такую птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так учёным удалось узнать, где зимуют птицы.
V. Закрепление
1. Работа в печатной тетради (№1 с.14)
Работа в паре
- Рассмотрите рисунки. Каких птиц вы могли узнать? Соедините линиями изображения и названия птиц. Остальных птиц узнайте с помощью атласа-определителя.
2.Игра «третий лишний» (слайд)
VI. Итог урока.
Вернемся к учебной задаче урока. Мы узнали о том, что птицы зимуют по-разному. Какие названия они получили в зависимости от этого?
Распределите птиц на две группы
- Наш урок подходит к концу, я думаю, что каждый из вас открыл для себя, что-то новое, а главное, вы усвоили, что птицы - наши маленькие друзья и мы должны их беречь и охранять.
VII. Рефлексия
-Оцените свою работу на уроке. Что бы вы еще хотели узнать о птицах?