Урок Окружающий Мир. 1 класс. По теме: Где зимуют птицы.

-Здравствуйте ребята.
Организационный момент. Психологический настрой: -Я сегодня на уроке ничего не упущу, (дети выполняют наклоны головы вперёд, назад, влево, вправо) -Всё усвою, всё запомню и в копилку (упражнение «Шапка») -Положу!» (берутся за голову)

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·о общего в строении птиц? (Есть клюв, голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги). Слайд3 -Ребята, а каких птиц вы знаете? (Ответы учащихся). -В разных странах живут разные птицы. Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе  много. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит
III. Изучение нового материала. -Какой сейчас месяц? (февраль) -Какое время года? (зима) слайд4 зимы     -Какие изменения произошли в природе с приходом зимы? (Ответы учащихся). -Вот вы сказали, что все птицы улетели, а разве зимой нет птиц? -Как называют птиц, которые зимуют с нами? (Ответы учащихся). Слайд 5 «Зимующие птицы»
-Правильно, ребята!
-Но кроме зимующих птиц, есть и другие, например: ласточка, журавль, скворец. А где они проводят зиму? (Ответы учащихся).
- Поэтому их называют перелетными.
Слайд 6: «Перелетные птицы»
-Итак, ключевыми словами нашего урока будут слова: зимующие и перелетные. (повесить на доску слова)
- Ребята, кто с нам
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·


·
·
·
·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ная часть.
Зимующие птицы. -Давайте поговорим с вами о зимующих птицах.
-Почему эти птицы не улетают от нас зимой? (Ответы учащихся).
-Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.
-Как можно помочь птицам зимой?
- Не может наш Муравьишка без загадок. Вот и сегодня ему не терпится их вам загадать. По голосу и описанию узнайте птицу.
Отгадывание загадок: < 7,8,9,10 слайд>    
Голос – 2 щелчка мышкой. Дети слушают несколько секунд, я читаю, после ответов детей – фото.
1. Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют. Не боится он простуды: С первым снегом тут как тут. (Снегирь)
2. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синичка)
3. Серый, маленький, смешной Я ему насыплю крошки, Отгоню подальше кошку. Ты чирикай веселей, Мой хороший (Воробей)
4. Кто в берете ярко-красном, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
- Молодцы, ребята!
Физминутка (включить пение синички)
-А сейчас отдохнем. Станьте рядом со своим местом и повторяйте за мной.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)  Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)  Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)  Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)  Вот присела на минутку, (Присели.)  Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)  И с дорожки на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)  Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)  Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 
2. Перелётные птицы.
-Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В теплые края). -Как называют этих птиц? (Перелетные.) -Почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой). -Каких перелётных птиц вы знаете? (Ответы учащихся).
Работа в группах:
- Ребята, а сейчас поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. (ответы детей)
Запомни и соблюдай простые правила:
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
-Первый ряд – первая группа, подойдите к первой парте. Вторая группа – к последней , а 3 –к первой парте.
-Возьмите конверт с заданием для каждой группы. Откройте конверт и разделите этих птиц на зимующих и перелётных.
-Началом к работе будет пение птиц. Включить музыку.
-А сейчас внимание на экран. Проверим вашу работу. Слайд 11
-Посмотрите, так ли у вас?
-Ребята, а вы знаете, куда улетают наши птицы? (Ответы учащихся).
-Ученые выяснили, что маленькие пташки Слайд12 ласточки и стрижи (щелчок) улетают в тропическую Африку.(щелчок)показать указкой на доске.
- Слайд 13А журавли, например, (щелчок) в Индию и другие жаркие страны. (щелчок)
-Как же удалось ученым узнать, куда улетают перелетные птицы? (Возможно, кто-то из детей даст верный ответ)
- Слайд 14Ученые узнали об этом, надевая на лапки птицам кольца.
- Слайд 15 На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица.
-Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.
-Не только кольца надевают на лапки птиц, но и маленькие радиопередатчики. Такой передатчик укрепляют на теле птицы, а затем по радиосигналу определяют, где она находится. -Подумайте, почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы учащихся). -А как вы думаете, почему они возвращаются обратно, если там тепло и много пищи? (Ответы учащихся)
- Да, птицы возвращаются домой, потому что на юге становится меньше корма и здесь их дом, где они выведут новых птенцов.
-В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов: < 16 слайд> 1. Например, в XVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают на Луну. Добираются туда будто за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды. 2. А вот ласточки вообще будто бы никуда не летят зимуют под водой, зарывшись в ил. 3. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Маленькие же и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. Выключить слайд.
-Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края, как ни далек, как ни труден птичий путь, летят все они самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают порой тысячи километров.


3. Работа в парах. Задание «Мозаика».
- А сейчас проверим, хорошо ли вы знаете птиц? Я раздам каждой паре конверт с разрезанными картинками. Вам необходимо собрать изображение птицы и отгадать ее название.
( синица, скворец, воробей, ласточка,журавль, снегирь, дятел)

Учащиеся называют, а учитель на доске находит эту птицу и спрашивает в какую группу мы ее отнесем. На доске две таблички: зимующие и перелетные; и ниже картинки всех птиц. Или сама , или дети?

- Вся жизнь человека связана с птицами, про птиц слагают стихи и песни, с ними ассоциируются мечты о свободе и счастье. А сколько пословиц и поговорок, различных выражений, связанных с птицами, например, говорят: свободный, как птица; гордый, как орел; поет, как соловей; красива, как лебедь; каркает, как ворона. Аист символизирует начало жизни, журавлиный клин навевает осеннюю тоску. А грач – предвестник весны. Примеров можно приводить бесконечно.
Птицы, как сама природа: яркие, красивые, красочные, звучащие на разные голоса.
Давайте любить и оберегать наших пернатых друзей!



Игра «Третий лишний»
-Давайте поиграем в игру «Третий лишний».
-Внимательно посмотрите на картинки птиц, ответьте, какая лишняя. -Внимание на экран! < 17,18,19,20 слайд>
IV. Самостоятельная работа.
4V. Вывод по уроку.
На какие две группы мы разделили птиц? (Ответы учащихся). Где зимуют птицы? Почему некоторые улетают в тёплые края? А как вы думаете, почему они возвращаются обратно, если там тепло и много пищи? (Ответы учащихся).
VI. Рефлексия. У вас лежат две птички: красная и жёлтая. Если вы всё запомнили на уроке и сделали свою работу самостоятельно, то возьмите красную птичку. Если вам было трудно, и вы выполнили свою работу с помощью компьютера, тогда возьмите жёлтую птичку.
















15