Документ Педагогический опыт учителя ИЗО Фешиной Марины Васильевны


Обобщение педагогического опыта работы
учителя изобразительного искусства
МБОУ «СОШ №10» Рузаевского муниципального района
Фешиной Марины Васильевны
“Нужно любить то, что делаешь,
и тогда труд возвышается
до творчества”.
М. Горький.
«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее,
если им дают возможность самостоятельно
исследовать основы изучаемого материала.»Питер Клайн Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь.
Конфуций
Тема педагогического опыта: «Развитие эстетической восприимчивости детей творческих способностей».
Мой педагогический стаж 26 лет. Работаю учителем изобразительного искусства 5 лет. За это время я испытывала потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребенок и родители не определяли ценность личности только успехами в учебе.
Актуальность и перспективность опыта.

Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем, важные проблемы. Как вовлечь ребенка в активный творческий трудовой процесс. Как воспитать убеждением в необходимости трудится, с уважением относится к любому виду общественно полезного труда, дать трудовые навыки и умения и на этой основе сформировать потребность в труде. Ведь сочетание физического и умственного труда обогащает человека, делает его более развитым, творческим, деятельным. Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом?
Современное общество испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания, поэтому труд отличительное качество человека. Материальные результаты труда чрезвычайно важны для человека, но не менее важное значение имеет внутренняя, духовная, животворная сила, труда, которая служит источником человеческого достоинства и счастья. Животворную силу труда нельзя купить. Она принадлежит тем, кто трудится. Свободный, общественно значимый, творческий труд способствует развитию всей личности человека. Человек не трудящийся деградирует, теряет человеческий облик. Разными видами изобразительного искусства, своим личным примером создаю условия для создания образовательной среды, обеспечивающей развитие и реализацию трудовой деятельности учащихся, обеспечивающей подготовку выпускников школы к жизни в условиях современного общества, обусловленного процессами глобальной информатизации, в необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях.
Использую разнообразные виды работы. Дети также с удовольствием занимаются различными видами изобразительного искусства (аппликация, живопись, графика, скульптура (лепка), техника «декупаж», витраж, рисование картин шерстью, плетение браслетов, декоративно прикладное искусство) На своих уроках применяю нетрадиционные формы работы: викторины, уроки-путешествия, уроки-мастерские, уроки-кроссворды, когда проходят родительские собрания, делаем выставку работ учащихся, что позволяет разнообразить учебную деятельность учащихся.
Таким образом, актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников трудовых навыков, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса к труду, творчеству, усадив детей за парты, усвоение знаний не произойдет.
Я стараюсь не возвышаться над учеником, а быть на равных - это привлекает и создает уютную, располагающую к работе, общению обстановку. И конечно поддержать, подбодрить в процессе работы словесно оценить «молодец», «ты всё можешь».
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование   выдвигаемых принципов и приемов).

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно-значимых качеств школьников.
В связи с этим новизна моего опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, в использовании педагогических инноваций в процессе обучения изобразительному искусству, в творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.
В каждом уроке должна быть интрига, изюминка (принцип интереса);
-хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий.
Его условия:
• теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться - по способностям;
• принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;
• принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;
• принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);
• принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;
• мышление должно главенствовать над памятью.
Проделана следующая работа:
1) внесены изменения в календарно-тематическое планирование в соответствии с Программой, Образовательным минимумом, Государственным стандартом, Концепцией модернизации образования;
2) проанализированы методические рекомендации;
3) в организацию учебного трудового процесса введены элементы личностно-ориентированного изучения предмета, исследовательской работы.
4)большое внимание уделяется работе декоративно прикладного искусства.
Формирование социально-значимых качеств:
-трудовая деятельность, как средство физического и духовного развития;
- формирование профессиональных знаний, умения и навыков, быть способным активным членом общества;
- потребность овладения в условиях профильной школы навыками
работы с информацией;
- практическая реализация личностно-ориентированного подхода вобучение и воспитание учащихся;
Личностно - ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения, методы и приемы/технологии обучения), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды. Цель такого обучения - признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности.
Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребёнок учится, как проходит его становление. Он стремится путём размышлений, поиска, анализа жизненного и духовного опыта понять смысл своей профессии. Цель – это осознанное предвосхищение результата деятельности (то, ради чего).
Наличие теоретической базы опыта

Теоретическая база опыта основывается на учебниках 5-9классов:
Изобразительное искусство «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» 5 класс, Н. А. Горяева, О. В. Островская : под редакцией Б. М. Неменского 2-е издание, М. Просвещение 2013 г.
Изобразительное искусство «Искусство в жизни человека» 6 класс, Л. А. Неменская: под редакцией Б. М. Неменского 3-е издание, М. Просвещение, 2014 г.
Изобразительное искусство «Дизайн и архитектура» 7 класс, П.С. Питерских, Г.Е. Гуров: под редакцией Б. М. Неменского 2-е издание, М. Просвещение, 2014 г.
Искусство 8-9 класс, Г.П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е.Д.Критская: Г.П. Сергеева, М. Просвещение, 2009 г.
На своих уроках активно применяю ИКТ. Работа осуществляется на разных этапах урока: как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала, как форма закрепления изученного, как форма проверки домашнего задания, как способ проверки знаний в процессе урока.
Индивидуальную работу с учащимися; личностно-орентированные методы обучения. Сочетание использования ИКТ и проектной технологии позволяют эффективно стимулировать познавательную активность школьников на уроках технологии, во внеурочное время, делают уроки и мероприятия яркими, интересными, вносят новизну в обучение.
Выполняя творческие проекты, школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Работу организую в несколько этапов: подготовка, планирование, практическая работа по выполнению проекта, результаты и выводы, создание презентации, защита проектов, оценка результатов.
Представление проектов происходит на школьных и районных олимпиадах, конкурсах.
Использование данной методики дает положительные результаты:
-ребята получают качественно иные знания с использованием новейших информационных технологий;
-активизируется учебная деятельность школьников, повышается мотивация обучения;
-эффектно внедряются информационные технологии в образовательный процесс;
-стимулируется самообразование, формируются навыки самостоятельной, деятельности.
Ведущая педагогическая идея.

«Развитие эстетической восприимчивости детей творческих способностей». Представленный опыт показывает, что педагогическая концепция учителя изобразительного искусства основана на принципах гуманистической педагогики. Актуальность и перспективность опыта обусловлены творческим переосмыслением традиционных методов работы с учётом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся. В поисках новых идей обращаюсь к современным инновационным технологиям: личностно - ориентированному обучению, компьютерным технологиям, исследовательской, проектной деятельности.
Что позволяет учителю творчески решать задачи, поставленные перед современной школой:
- развивать творческие качества, проявлять самостоятельность; - ответственность и последовательность действий в любом деле, и конечно накопление жизненного опыта;
-способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности;
-воспитывать любовь и заботу о членах семьи, уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к природе, трудолюбие, любовь к родному краю.
Оптимальность и эффективность средств

Большую роль в приобретении учащимися прочных и глубоких знаний играет организация учебной деятельности обучающихся на уроках, правильный выбор учителем методов, приемов и средств обучения. На своих уроках стараюсь стимулировать  творческую деятельность и познавательную активность учащихся различными средствами и приёмами. Использую методы познавательного характера, дискуссии, познавательные игры и т.д. Использую следующие виды нестандартных уроков: урок -  игра, соревнование, зачет, КВН, экскурсия, викторина, семинар, консультация.   Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения.
Опыт работы показал, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя.
       Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:
   -  индивидуальной работе - своей задачей считаю не только дать детям определённую сумму знаний, умений и навыков, но и сформировать у них высокую познавательную и творческую активность.       
    -  проектному обучению и  исследовательской работе
    - практическому обучению – в моей педагогической деятельности данная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания на практике.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых)

  Проводимая работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты на муниципальных предметных олимпиадах и конкурсах.
В результате вышеописанных подходов в изучении изобразительного искусства удалось;
-повысить качество знаний учащихся;
-раскрыть всесторонние способности учащихся;
-научить учащихся использовать полученные знания в жизненных ситуациях;
-научить учащихся быть более уверенными в себе;
-учащиеся используют  знания, умения, навыки, полученные в процессе внеурочной деятельности,  в практической деятельности;
-учащиеся нашей школы являются участниками и призёрами многих конкурсов, фестивалей различного уровня.
Проводимая работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Наработанный материал применяю не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Мои ученики работали над творческими проектами и исследованиями из различных областей знаний. Ежегодно участвуют в  школьных и муниципальных научно-практических конференциях с исследовательскими работами.
Возможность тиражирования.
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, мастер-классы, выставки творческих работ. Разработки уроков и внеурочных занятий с использованием ИКТ, проектов, исследовательских работ выложены на школьном и личном сайте.
Для родителей обучающихся провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации.
С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. Ищу в методической литературе, газетах, журналах, интернете новые формы, методы, приемы обучения и воспитания, использую опыт передовых учителей и собственное творчество- всё это помогает мне повысить мотивацию обучения учащихся и решать поставленные задачи.
В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение инновационных технологий, способствующих развитию детского творчества, расширение круга моего участия и моих учеников в различных конкурсах. А так же наблюдать, фиксировать наблюдения, изучать факты, жизненные события, всячески поощрять и поддерживать самостоятельные творческие задумки и начинания учеников.