Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся группы риска


Обучающиеся «группы риска» Психолого-педагогическоесопровождение Понятие «группы риска» появилось еще в советский период, именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие, позволяло выделять категорию людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.группа риска группа рискаОбучающиеся:дети-сироты, опекаемые с ОВЗ, инвалидыконфликтные, - агрессивные;- акцентуированные;- с асоциальным поведением;- делинквентным поведением Появлению трудных подростков способствует отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между семьями разных поколений .Поведение:конфликтное, - агрессивное;- акцентуированное;- деструктивное;- асоциальное;- делинквентное;- аддиктивное;- дезадаптивное. Фактор риска – это связь между характеристикой индивида, группы или среды и повышенной вероятностью нарушений в определенный момент времени.ФАКТОРЫ РИСКА:Индивидуальные факторы рискаНизкая самооценкаАгрессивностьПоложительные установки по отношению к наркотикамПлохая успеваемостьНарушения поведенияЗастенчивость ФАКТОРЫ РИСКА:Семейные факторы рискаКонфликты в семье Стиль воспитанияБезнадзорность Отсутствие дисциплиныФизическое, психологическое, сексуальное насилие в семьеРодители, употребляющие алкоголь и наркотикиРодители-инвалиды Родители судимые, осужденныеФакторы риска в группе сверстниковДавление сверстниковДрузья, употребляющие алкоголь, наркотики, спайсыНежелание учиться, пропуски занятийНизкая успеваемостьПроблемы в общении с педагогами, одногруппниками Факторы риска:(классификация Беличевой) медико-социальные (отягощенная наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);2) социально - экономические (низкий материальный уровень семьи, плохие жилищные условия);3) социально-демографические (неполные; многодетные; повторный брак);4) социально-психологические (искаженный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, моральная безответственность родителей, жестокость);5) криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи). Семьи группы риска(классификации) категории семей: неполные семьи (отсутствие матери, отца);семьи беженцев, вынужденных переселенцев;малообеспеченные семьи, безработные;семьи с детьми-инвалидами, родителями-инвалидами;многодетные семьи; семьи, усыновившие детей, опекающие детей;неблагополучные семьи, которые в силу определенных обстоятельств подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что является причиной дезадаптации детей и взрослых; семьи с пьющими родителями, родителями-наркоманами. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, проблемы трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические и др. семьи беженцев, вынужденных переселенцев;малообеспеченные семьи;семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой;семьи, воспитывающие детей инвалидов;неполные семьи;семьи военнослужащих срочной службы;семьи безработных;семьи военнослужащих - контрактников;семьи, проживающие в неблагополучных регионах;семьи, где родители долго не получают заработную плату; семьи с неблагоприятной атмосферой, конфликтные, с недостатком воспитательных ресурсов.С.В. Тетерский, Алмазов Б.Н. выделяют семьи, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненных затруднений и нуждаются в помощи со стороны и судебной системы, системы социальной защиты и социального обслуживания:Семьи группы риска(классификации) Необходима психолого-педагогическая, реабилитационная, правовая, а так же социально - педагогическая помощь. Основная цель вида профессиональной деятельности:Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступленияПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; Психологическая профилактика нарушения поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптацииПсихологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних