Урок по биологии Плоды и семена. (6 класс)

Технологическая карта урока
Учитель: Андреевская Анна Алексеевна
Предмет: Биология
Класс: 6 класс
Тип урока: изучение нового материала
Тема урока: «Плоды и семена».
Цель урока: Изучение строения и разнообразия плодов и семян.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать знания у учащихся о плодах и семенах, их строении и разнообразии.
Развивающие:
- совершенствовать умения сравнивать, анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
- формировать бережное отношение к объектам живой природы.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: определения терминов «плод», «семя»;
Уметь: различать строение плодов и семян.
Личностные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;
Метапредметные: формирование умения извлекать информацию из различных источников, представлять информацию в виде схемы. Умение обобщать и классифицировать по признакам, определять уровень знания - незнания, контролировать процесс и результаты своей деятельности.вносить коррективы в выполненную работу.

Методы урока:
- по характеру познавательной деятельности обучающихся частично-поисковый;
- по источникам знаний – словесный, наглядный, информационный, объяснительно- иллюстративный, наглядный, проблемный.

Материалы и оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук 1 на группу, презентация, магниты, раздаточный материал, фломастеры, плоды (натуральные объекты), семена (натуральные объекты), иллюстрации плодов, иллюстрации семян, коллекция плодов и семян, распечатки текста, стикеры в форме яблока 4 разных цветов, корзина.
№ п/п
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД

1
Организационный момент
(1 минута)
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка.
Подготовка к уроку.
Мотивация на работу. Создать доброжелательную, атмосферу.

Учитель приветствует
обучающихся, создает
эмоциональный настрой.
Слайд 1

Готовятся к уроку
Психологический настрой.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Регулятивные УУД: контроль готовности к уроку;
Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок.
Коммуникативные УУД: взаимодействие обучающихся друг с другом и учителем.

2
Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока:

- постановка учебной задачи;





- актуализация знаний;
(5 минуты)

Стимулировать познавательный интерес.
Развивать способность целеполагания.

Вывод на тему урока.
Ребята, предположите, что лежит в корзинке? (варианты ответов)
Отгадайте загадку.
Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь - гладко,
А откусишь - сладко. (Яблоко)
Проверка: Это яблоко!
Определение темы урока
Как еще мы можем назвать яблоко. (варианты ответов детей). Это - ПЛОД. Все вы ели яблоко. А что у него внутри? (варианты ответов). Учитель разрезает яблоко. Семечки! Чем являются семечки?
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте тему нашего урока.
Постановка цели
Какую цель мы можем поставить перед собой?
4. Сообщение нового материала
Решение учебной задачи Знакомство с понятием «плод», «семена».
Организация групповой работы.
Сегодня мы с вами работаем с картой урока.

Назовите способы поиска информации.
Слушают, выполняют, отвечают на вопросы. Высказывают предположения.









Формулируют тему урока; «Плоды и семена». .








Формулируют цель: изучить строение плодов и семян.




Учащиеся вытаскивают из корзинки по одному яблоку и объединяются в группы по цвету.

Записывают в карту урока (число, тема)

- прочитать в книге (учебнике, энциклопедия;
- посмотреть в Интернете;
- спросить у людей.
Коммуникативные УУД:, умение формулировать и высказывать собственное мнение.
Регулятивные УУД: делать выводы, обобщать, умение слушать, наблюдать за деятельностью других.
Личностные УУД: формирование мотивации к обучению целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные УУД: Самостоятельное выделение и формулирование темы и цели урока.







Коммуникативные УУД:, формирование умения работать в команде.

3
Организация восприятия и осмысление учащимися нового материала.
- решение учебной задачи
- усвоение новых знаний
























- первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала
(15 минут)
Ввести понятия плод. Познакомиться с типами плодов.

Каждая группа собирает информацию, обрабатывает и готовится представить её одноклассникам.
На выполнение работы отводится 5 минут.


Представление результатов работы групп.
Обобщение:
Конечным этапом развития цветка, как генеративного органа, является образование плода. По образному выражению американского ботаника А. Имса, плод – это «зрелый цветок». Давайте запишем определение в карту урока.
Огромное разнообразие плодов, как и цветов, стеблей, является результатом длительной эволюции, адаптации, то есть приспособления к условиям существования.

)Возьмите текст №1. Прочитайте его, обсудите в группе и подпишите составные части плода, а так же запишите его функцию. (приложение 1)

Проверка выполненного задания.
Давайте подумаем, какие бывают плоды? (сочные, много косточек или мало, красивые, большие и т.д.) Достаньте изображения различных плодов из конверта № 2. Выделите общий признак, а лишние уберите. Подготовьте ответ с опорой на схемы, рисунки, таблицы, аппликации. Вы можете использовать любые ресурсы. На выполнение этой работы вам дается 7 минут.
Защита ответов.

·Заполнение пропусков- 4 мин
1 группа: ищет информацию в учебнике;
2 группа: ищет информацию в Интернете;
3 группа: выходит за пределы класса и опрашивает взрослых в школе.
4 группа:



Записывают определение «плод».










Учащиеся читают текст, обсуждают его в группе, выделяют основные составляющие плода и его главные функции, подписывают составные части плода, выписывают функцию.

ЗАПИСАТЬ на лист: Плод состоит из: околоплодника, семязачатков из которых в последствии образуются семена. Функция плода- защита семян и их распространение.

Работают с карточками, выделяют общие признаки плодов, оформляют свой ответ в виде схемы, рисунка, таблицы, аппликации. Учащиеся заполняют пропуски в тексте
«Виды плодов», опираясь на ответы выступающих, используя слова для справок
Представление работы.
Познавательные УУД:
формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текста. Умение представлять информацию в виде схемы. Умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:
обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, умение слушать и понимать других.


















Регулятивные УУД:
действовать по инструкциям, содержащимся в источниках информации, контролировать процесс и результаты своей деятельности.


Личностные УУД:
смыслообразование установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

4
Физкультминутка
( 2 минута)
Снять усталость и напряжение;
«Физкультминутка» видеоролик
Дети вместе с учителем встают около своих мест. Выполняют упражнения.
Личностные УУД:
умение преодолеть свои сомнения

5
Организация восприятия и осмысление учащимися нового материала.
(10 минут)

Познакомиться с понятием семя и строением семян.
Объяснение главной функции плода: защита и распространение семян. Давайте теперь поговорим о семенах.
Как вы думаете все ли семена одинаковые или они разные?
Ответить на этот вопрос вам поможет коллекция семян. (рассматривают коллекцию). Определите по каким признакам они отличаются
Зрелые семена различаются по форме, величине, окраске, внутреннему строению.
Работа с учебником на странице 122 и прочитать последний абзац до конца и подписать части зрелого семени (семенная кожура, питательная запасающая ткань и зародыш). Соедините понятия «семя», «семядоли» и «зародыш» с их определением, используя цветные карандаши. На работу - 5 минут
Учащиеся рассматривают коллекции семян. Ответы на поставленный вопрос.








Учащиеся читают текст и выполняют задание на карте урока.
Познавательные УУД:
умение извлекать информацию из текста. умение устанавливать аналогии и соответствия, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска




проверить достижение цели занятия
Обобщение материала: Вы познакомились с понятиями «плод» и «семя», проверьте записи в карте урока, при необходимости внесите изменения.
Проверяют работу выполненную в начале урока, исправляют ошибки. Каждая группа поясняет правильный и неправильный выбор.
Коммуникативные УУД: умение  выражать свои мысли в соответствии  задачей, умение делать выводы, умение формулировать собственное мнение.
Познавательное УУД: умение сопоставлять предшествующие знания с полученной информацией
Регулятивные УУД: оценка-выделения и осознания обучающимися того, что уже усвоено и подлежит усвоению

6
Подведение итогов.
- диагностика результатов урока

(5 минут)
Установить соответствие между поставленной целью урока и результатами.
Организовать самооценку обучающимися собственной учебной деятельности.
Обобщение
Сегодня мы с вами познакомились с очень важными понятиями, без которых цветковые растения не смогли бы распространяться на нашей планете.
Достигли ли мы поставленной цели и задачи урока?
1) Незаконченное предложение
- Сегодня я узнал
- Теперь я смогу











Ответы учащихся
Регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в подведении итогов деятельности.




7
Домашнее задание
(4 минуты)
инструктаж по его выполнению
Запись в дневник домашнего задания. Комментарии по его выполнению.
Учебник: стр. 122-123, ТТ стр. 47
Записывают домашнее задание.
Личностные УУД: формирование ответственного отношения к обучению.

8
Рефлексия.
Самоценивание достижения цели
(3 минуты)
Организовать самооценку обучающимися собственной учебной деятельности
Рефлексия.
Эмоциональная
Нарисуйте на стикере (форма яблока) смайлик, отражающий ваше состояние на уроке и прикрепите его на нашу яблоню



Слушают. Подводят итоги.
Выбирают трафарет яблока, рисуют смайлик, прикрепляют его на яблоню на доске.
Регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в подведении итогов деятельности.


Заголовок 215