План-конспект урока — деловой игры по ОБЖ БУДЬ ЗДОРОВ !



ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА-ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «БУДЬ ЗДОРОВ!»

Преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ г. Астрахани , учитель высшей категории Дегтярёв А.И.

Цели урока:
1. Рассмотреть факторы риска различных заболеваний и пути их профилактики.
2. Закрепить знания ранее изученного материала.

Вопросы урока:
1. Основные факторы риска широко распространённых заболеваний.
2. Пути профилактики заболеваний.

Учебно-методическое сопровождение урока
Конспект урока.
Таблица с перечнем вопросов разного уровня сложности.
Видеофильм «Первая медицинская помощь при травмах».
Список литературы задания на дом.

Форма урока – игры: ДЕЛОВАЯ ИГРА.
Время: 2часа (80 мин.)




ПОДГОТОВКА К ИГРЕ.

Учащиеся избирают ведущего и его помощников, которым поручается подготовить всё необходимое для проведение игры:
Список вопросов различной сложности.
Оформление класса.
Разработка плана действий.
Перечень вопросов – предлагается. (смотри таблицу.) Он может быть подкорректирован с учётом подготовленности учащихся. Простых вопросов должно быть больше чем сложных, так как не все участники игры могут дойти до финала. В ходе игры контролируются корректность задаваемых вопросов, определяется оценка каждому учащемуся за занятие.

ХОД УРОКА – ИГРЫ

1. На первом этапе – жеребьёвка. Всем учащимся, не входящим в оргкомитет, предлагается расположить в правильной последовательности этапы оказания помощи больному с обмороком:
- уложить или усадить больного с головой, наклонённой
вниз;
- расстегнуть стесняющую одежду;
- обеспечить приток свежего воздуха;
- побрызгать лицо прохладной водой;
- дать понюхать ватку, смоченную раствором
нашатырного спирта.
Можно провести жеребьёвку путём ответа на короткие вопросы. Например: «Какое вещество, обладающее антисептическими свойствами, должно храниться в домашней аптечке? (йод, бриллиантовая зелень).
Далее игроку предлагается ряд вопросов нарастающей сложности (последовательно раскладываются билеты) с тремя «несгораемыми баллами»- «удовлетворительно», «хорошо», «отлично», т. е. оценки «3», «4», «5», которые потом будут выставлены в журнал. Можно прикрепить вопросы (билеты) к специальной таблице, которая будет висеть у классной доски.
В процессе соревнования игрок может использовать три подсказки: «помощь друга», помощь зала» и «подсказка компьютера». В случае неправильного ответа на одном из этапов игры учащийся получает соответствующую оценку («несгораемые баллы») и переходит на своё место. Путём дальнейшей жеребьёвки или по решению оргкомитета выбирается новый игрок, и игра продолжается.
3. По итогам игры все ученики получают оценки:
- ведущий – за ведение игры и эрудицию;
- организационный комитет – за корректность и
продуманность вопросов;
- игрок- за успехи в игре;
- друг – за подсказку;
- зал – за ответы в процессе жеребьёвки и помощь игроку.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Уровень сложности,
оценка

Вопрос и варианты ответов к нему

Правильный
ответ



1.«Удовлетворительно»
1. Какой микроэлемент обычно добавляют в зубную пасту для профилактики кариеса?




а) железо, б) кальций,
в) фтор, г) магний.
в



2. Назовите важнейший фактор риска возникновения злокачественных опухолей (рака) лёгких:
а) железо, б) кальций,
в) фтор, г) магний.
3. Назовите витамин, который помогает при цинге (скорбуте)?
а) витамин В1, б)витамин Е, в) витамин А, г) витамин С.
4. Фактором риска возникновение какого заболевания является повышенная масса тела (ожирение)?
а)язвенная болезнь желудка, б) сахарный диабет,
в) тиреотоксикоз
(повышенная функция щитовидной железы)
5. Образование какого витамина способствует пребывание на солнце.
а) витамин Е, б) витамин С, в) витамин Д , витамин В6.

а


г



б




в








в

2. «Хорошо»
6. Какой продукт ежедневного пищевого рациона при избыточном употреблении может привести к возникновению артериальной гипертонии (повышению артериального давления)
и отёкам:
а) сахар, б) перец, в) соль, г) горчица

7. Назовите основную причину врождённого снижения интеллекта:
а) недостаток солнечного света, б) дефицит йода,
в) жёсткая вода,
г) гиподинамия (малоподвижный образ жизни) матери во время беременности.


8. Фактором риска возникновения какого заболевания является пониженная масса тела (похудание)?
а) сахарный диабет,
б) артериальная гипертония (повышение артериального давления), в) остеопороз (дефицит кальция в костной ткани).
9. Дефицит какого витамина часто встречается у вегетарианцев?
а) витамин В1,
б) витамин В12,
в) витамин С, г) витамин В2

10. Из предложенного списка выберите вариант, не являющийся фактором риска заболеваний:
а) гиподинамия (малоподвижный образ жизни), б) ожирение
(повышенная масса тела), в) частое употребление овощей и фруктов,
г) курение.







б









в












б









в







в

3. «Отлично»
11. Из какой пищи лучше усваивается железо, необходимое для образования гемоглобина в крови?
а) из животной (печень, кровяная колбаса и т.д.)
б) из растительной
(яблоки, гранаты и др.)


12. При употреблении воды какой жёсткости чаще возникает артериальная гипертония (повышенное артериальное давление)?
а) при употреблении жёсткой воды (имеющей повышенную минерализа-цию),
б) при употреблении мягкой воды (близкой по составу к дистиллированной).

13.Какой вид спорта из предложенных в наибольшей степени способствует формированию правильной осанки?
а) борьба, б) плавание,
в) шахматы, г) гольф.
14. Какое повседневное мероприятие позволяет получить три пользы:
* добиться очищения зубов от остатков пищи;
* предупредить возникновение изжоги;
* укрепить жевательные
мышцы?
а) чистка зубов после каждого приёма пищи,
б) использование
полосканий с помощью зубного эликсира,
в) регулярное посещение стоматолога,


г) использование жевательной резинки
в течение 10-15 мин. после каждого приёма пищи.

15. ВИЧ – инфекция никогда не передаётся при:
а) половом контакте без использования средств контрацепции
(презерватив),
б) поцелуе,
в) внутривенных инъекциях
г) рождении ребёнка инфицированной матерью.






а









б













б



















г










б




15