Конспект урока литературного чтения по теме: И. А. Крылов. Басня

Урок литературного чтения в 3 классе, разработанный учителем начальных классов Семёновой Раисой Александровной

Тема урока: Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни.
Цель: Познакомить с басней И.А.Крылова «Слон и Моська»
Задачи:
- Уметь определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).
- Учить анализировать басню с точки зрения авторской идеи.
- Способствовать развитию речи, обогащению активного словаря учащихся.
- Содействовать воспитанию интереса к творчеству И. А. Крылова.

Предметные умения:

- Уточнить понятия «басня», «мораль».
- Уметь выбирать нужную смысловую интонацию при чтении.
- Уметь характеризовать героев басни.

Метапредметные умения:
Постановка и формулирование проблемы, выделение цели, работа по плану, умение выражать свои мысли.

Планируемые достижения:

Знать признаки басни, умение выделять в басне мораль, уметь давать характеристику персонажам басни.



1. Орг. момент
Звенит звонок и весел, и горласт
И радостью душа переполняется
И каждый раз, для каждого из нас
Чудесные уроки начинаются.

– Народная  пословица  гласит: «Чтение – лучшее учение».  Согласны ли вы с этой народной пословицей?
-Что для вас значит урок чтения?
-Что нового и интересного вы ждёте от  нашего  урока чтения?


2. Актуализа-
ция знаний
- Посмотрите внимательно на экран. - Чей портрет вы видите?
- Что можно сказать об этом человеке по внешнему виду (доброе открытое лицо, проницательные мудрые глаза).
-Что вы знаете об этом великом человеке?
- Трудно представить себе человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского баснописца начала 19 века. Мои помощники познакомят нас с краткой биографией Ивана Крылова.

3. Постановка учебной задачи

1-йученик: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.
2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.
3-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.
Что такое басня? (басня – короткий нравоучительный рассказ, в иносказательной форме, изображающий людей и их поступки).
Как вы понимаете слово «нравоучительный»?
3.Соотнесите басню с моралью.
( Показ слайдов с иллюстрациями к басням «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Лебедь , Щука и Рак»)
1. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна,
Да только всё не впрок.
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ( Ворона и лисица)
2. Ты всё пела – это дело,
Так иди же попляши. (Стрекоза и муравей)
3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт . (Лебедь, щука и рак)
Показ иллюстрации к басне «Слон и Моська»
- А какова мораль к этой басне? (Ситуация затруднения)
Почему мы не можем это сделать? (Мы не работали над этой басней)
4.Какую учебную задачу мы поставим? (Познакомиться с басней и определить к ней мораль.)

Вспомним эталон работы над баснями.
1. Автор, название.
2. Действующие лица и их характеристика.
3.Работа над содержанием басни.
4.Работа над выразительностью.
5.Мораль басни.


4. Работа с басней до чтения.
1. Прочитайте название басни.
2.Чему может научить басня с таким названием?
Кого видите на иллюстрации?
Предположите, какой разговор могут вести герои басни?


5. Работа с басней во время чтения

Прочитайте самостоятельно басню.
Оправдались ли ваши предположения?

б) Словарная работа.
1. Многие слова и выражения вам непонятны, почему?

ЗЕВАКИ - люди которые слоняются по улицам
без дела
НАПОКАЗ - обращает внимание для вида
ЗАБИЯКА - человек, который любит
затевать ссоры.
ОТКОЛЕ – откуда
ШАВКА – непородистая собака
ДИКОВИНКА – странная, удивительная
вещь или явление.

б) Вторичное чтение.
Поближе познакомимся с языком басни, объясним слова и выражения:
- отколе ни возьмись
- метаться
- срамиться
- возиться
- вот то-то мне и духу придаёт

в) Самостоятельная работа по вопросам (в парах) с проверкой.
- Назовите действующих лиц басни.
- Как ведёт себя Моська?
- Как Слон отнёсся к нападению Моськи?
- Какой вы представляете Моську? А слона?
- Почему Крылов назвал собаку Моська, а не Дружок?
- Какой вы представляете Шавку?

г) Выборочное чтение.
- Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське?
- За что Шавка осуждает Моську?
- Прочитайте, зачем Моська напала на Слона? (что она без драки)
- Что высмеивает И.А.Крылов в басне?
- Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.
- Какова мораль басни? Есть ли здесь поучение?
Давайте попробуем сами сочинить поучение к этой басне.
(Работа в группе). Проверка.


Чтение басни мастером художественного слова.
-Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова И.Ильинский.
- Послушайте с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?
Грамзапись
- Мы тоже поучимся читать басню выразительно.
е) Работа над выразительным чтением басни.
Возьмите простой карандаш, поставьте логическое ударение, обозначьте паузы, действующих лиц.
Чтение по ролям.

Рефлексия.
- Какова мораль этой басни? (Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!)
- Когда в жизни можно употребить эти слова?
( Эти слова можно употребить тогда, когда человек берётся за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

- Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?
- Какова цель басни?(Осмеяние человеческих пороков)
- Современны ли басни в наши дни?
- Почему сюжеты не устаревают?
- Напишите коротко на сердечке, чему учат нас басни Крылова?
(Дети прикрепляют «сердечки» к портрету И.А.Крылова.)

Поэты, к сожалению, как и все люди, не бессмертны, уходят из жизни. Но их произведения и имена живут вечно: в книгах, памятниках, названиях улиц, переулков. Ещё 12 мая 1855 года в Летнем Саду был открыт памятник “Дедушке Крылову” (Слайд)
В Твери на улице Бебеля поставили памятник И.А. Крылову, так как там он провел свои детские годы. (Слайд)

Домашнее задание: на «5» – подготовить рассказ об
И.А. Крылове или выучить басню;
на « 4»- выразительно читать басню.

Заканчиваем урок стихами П.А. Вяземского
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль
И не забудут этой были,
Пока по – русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.