Консультация Что такое авторитет?


«Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка».
«Что такое авторитет родителей?» - этот вопрос волнует многих из вас. Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его Авторитет - одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребёнка не только целенаправленным воздействием взрослых её членов, но и всем образом жизни. Отношения в семейном коллективе требуют взаимопонимания, ответственности, умения организовать отношения на принципах равенства, товарищества, уважения.
В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитываются чувство любви, сопереживания, радости. Именно добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость, жизнерадостность. Больше положительных эмоций – вот о чем, должны заботиться в семье с первых дней появления ребенка. Если отношения в семье не сложились, в семье возникают ссоры, взаимные упреки на глазах детей, то авторитета родителей в такой семье не бывает.
Однако любовь и уважение в семье – это не единственные условия, способствующая образования авторитета родителей. Много также зависит от личных качеств отца и матери. Отношения их друг другу, к работе, радость трудовым успехам – все это не остается незамеченным для ребенка. Если у отца и матери нет авторитета, то такой сильный воспитательный эффект, как любовь к детям, теряет силу. Обычно это выражается в непослушании ребенка, невыполнением требований взрослых. Начинается открытая и скрытая борьба с ребенком, в которой родители, как правило, сдают позиции (еще говорят «ребенок сел на голову»). Бывает, в таких случаях родители начинают применять физическую силу – отрицательная сила такого воздействия общеизвестна. Как быть? Заслужить авторитет у детей очень трудно: искусственность поведения отца или матери ребенок тонко чувствует. Невозможно пробудить у ребенка уважение к себе, навязывая ему свои позиции: «Я – мать», «Я – отец». Такие призывы не получают отклика в душе ребенка. Существует множество примеров, когда отец или мать требуя уважения к себе, элементарно не уважают своего ребенка. Авторитет складывается и из таких мелочей. Пообещав несколько раз ребенку сходить с ним погулять или в зоопарк, сославшись на неотложные дела, мы не задумываемся как это важно для ребенка выполнить свое обещание, в противном случае в следующий раз он перестает верить нам, надеется. Поэтому так важно и необходимо предъявлять к нам высокую требовательность. Даже единожды невыполненное обещание надо суметь объяснить. Очень важно для ребенка кем работают его мама и папа, ценят ли их на работе, какова значимость их труда. Дети с гордостью рассказывают о своих родителях в детском саду. Родители, обсуждая свои дела, считают, что ребенок еще мал, чтобы понимать, что говорят взрослые. Однако, дети, занимаясь своим делом, реагируют на наши разговоры. Если даже они не понимают содержание сказанного, то всегда улавливают тон, отношение к тому или иному событию, человеку. Если родители готовы, стремятся помочь чужой беде, горю, то и дети растут отзывчивыми, чуткими. Положительно влияет на авторитет совместный с ребенком труд по обслуживанию и организации семейного быта. Благоприятно воздействует на детей праздничные хлопоты по уборке квартиры, встреча гостей. Дети с удовольствием в меру своих сил включается в эти приготовления. Укрепляют авторитет родителей и совместные прогулки, походы в лес, посещение театров, цирка, общие игры, развлечениях. В таких случаях ребенок чувствует себя полноправным членом семьи, где его не только понимают, но и приобщают к семейным делам, делят с ним радости и заботы.
Важно, чтобы все старшие были единодушны в своих требованиях к ребенку. Если, предположим, мама сказала, то бабушка должна поддержать, а папа напомнить и т. п. Совершают большую ошибку те родители, которые, которые воспитывают по принципу: «Будешь слушаться - куплю». В таких семьях идет купля-продажа отношений: «Ты мне, я тебе». Успех такого воспитания сомнителен. Нам, взрослым, надо почаще смотреть на себя глазами ребенка, анализировать свои действия и поступки.
Иногда можно слышать от родителей, что сейчас такая жизнь, иначе ему будет трудно в жизни. Зло, как правило, не рождает добро. Следовательно, исходная точка добра и зла заключается в нас самих, во взрослых членах семьи. Если родители понимают интересы, запросы ребенка, то авторитет их повышается. Иногда мы отвечаем на детские вопросы необдуманно. Правильно поступают те родители, которые терпеливо объясняют вопрос, удовлетворяя детскую любознательность. Это лишь укрепляет авторитет отца или матери. Неправильно поступают взрослые, когда дают ребенку возможность проявлять заботу о каждом члене семьи. Ребенка угостили: он делится с родителями, а они отказываются, ссылаясь на то, что конфеты не любят, не хотят. Постепенно ребенок к этому привыкает. Так у ребенка вырабатывается позиция: «Я особый, а взрослым не обязательно
Далеко не все родители понимают значение своего авторитета в воспитании детей и далеко не всегда педагогически оправданными являются действия и поступки по установлению авторитета. К сожалению, со многими из них можно встретиться и сегодня.Авторитет подавления. Особенно часто прибегают к нему отцы. По каждому поводу такой отец раздражается, сердится, повышает голос, а нередко хватается и за ремень. При таком отцовском терроре положение матери в семье сводится к нулю, дети вырастают либо забитыми, безвольными, либо самодурами, мстящими за свое подавленное детство.Авторитет чванства – родители на каждом шагу кичатся своими заслугами, высокомерны в отношениях с другими людьми. Как правило, и дети начинают чваниться перед своими товарищами: «Вот я скажу своему папе, он тебе задаст!» или «А ты знаешь, кто мой папа?» и т. д. При таком лжеавторитете дети вырастают хвастливыми, не умеющими самокритично отнестись к своему поведению.Авторитет педантизма – родители держат детей в повиновении на приказах, распоряжениях. В семье не советуются с детьми, не считаются с их мнением. Дети из таких семей не умеют проявить самостоятельность, инициативу, постоянно ждут, чьих бы то ни было распоряжений.Авторитет резонерства, при котором родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. По каждому поводу родители начинают длинные и скучные речи, подчас одни и те же. Дети привыкают к ним, не реагируют на них, часто озлобляются и перестают слушать и уважать родителей.Самым распространенным видом ложных авторитетов считается ложный авторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребенка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери создает в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.Разновидность этого вида авторитета – ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети командуют родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, предъявляющего непомерные претензии и требования, мало дающего обществу и семье, не признающего запретов.Другой разновидностью ложного авторитета является тип семейного воспитания, ложным авторитетом подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю...» – часто слышат воспитатели разговоры матери с ребенком. В такой семье растет ребенок, который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя. Он из всего постарается извлечь пользу.
Итак, авторитет зависит от нас самих, он заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим, к