Рабочая программа Семейные ценности и традиции русской православной культуры.


Министерство образования Омской области
КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
№______ от ______20__ г.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ
№_____от_______20__ г.
Сазонов С.М._________
Рабочая программа
Семейные ценности и традиции русской православной культуры.
на 2016 – 2019 учебный год
Автор - составитель:
Калюжная С.В.
Шербакуль 2016
Пояснительная записка.
Образовательная программа разработана для учащихся старших классов в возрасте 14-17 лет.
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. N76н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 « О рабочих программах учебных предметов»
Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02.
Цель программы:
Сформировать личность старшеклассника, интегрированного в современное общество и обладающего определенным набором присвоенных семейных духовно-нравственных ценностей и семейных ценностей в православной культуре в частности, готового к освоению роли будущего родителя. 
Задачи программы.
1. сформировать у старшеклассников семейные духовно-нравственных ценности как духовно-нравственный ориентир, отражающий в сознании школьников сущность, понимание этих ценностей, принимаемых ими в качестве стратегических ценностно-целевых жизненных установок и поведенческих ориентиров.а) сформировать абсолютные (заглавные) ценности: любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда, красота, соборность через обращение к национальным традициям православной культуры, произведениям отечественной и мировой литературы.б) формировать общественно-государственные ценности: Родина, гражданственность, свобода и равенство, безопасность, правда, достоинство, мир;в) сформировать культурно-национальные кровные ценности семьи: кровное родство, дети, мать (материнство), отец (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды.2. Создать условия для формирования у учащихся совокупности знаний, представлений и убеждений относительно себя как будущего семьянина, формирования «педагогической компетенции родителей» с точки зрения благополучия своей будущей семьи.
3. Познакомить учащихся с произведениями выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов, кинорежиссеров, которые  своими сочинениями способствуют эмоциональному и оценочному формированию у школьников совокупности знаний, представлений и убеждений относительно себя как будущего семьянина.
4. Способствовать получению и усвоению учащимися опыта продуктивного поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье, таким образом, способствуя, в свою очередь, профилактике  зависимого поведения и предупреждению в будущем конфликтных ситуаций, созданию благоприятного психологического климата в семье воспитанников детского объединения.
Условия реализации программы 
Программа рассчитана на три учебных года. В месяц проводится 4 занятия.
Общая характеристика программы «Семейные ценности и традиции русской православной культуры».
В эпоху глобальных перемен, охвативших все мировое сообщество, в том числе и российский социум, приоритетным становится вопрос о ценностях, формирующихся в условиях семейного социума. Важным становится вопрос о формировании у детей и молодежи семейных духовно-нравственных ценностей, как общей культуры в аспекте брачно-семейного поведения. Семейные духовно-нравственные ценности – это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного брачного и семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре народов России, обеспечивающие культурное и демографическое воспроизводство народов России, российского общества и государства.
Новые социально-экономические условия, социально-экономический и демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к осознанному родительству, формированию собственной семьи: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи. В исследованиях отечественных ученых установлено, что ценность семьи и семейных отношений у подрастающего поколения падает в связи с формированием у них новой системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», утрате семейных традиций и обычаев, нарушении семейного уклада, низком уровне представлений о базовой социально-психологической функции человека – родительстве (материнство или отцовство).
Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: нарушены процессы формирования у детей духовно-нравственной сферы; наблюдается духовно-нравственная некомпетентность, отсутствуют у подрастающего поколения четкие представления о пороке и добродетели, ответственности перед своей семьей, обществом, нацией и государством.    Нарушение процессов формирования духовно-нравственной сферы приводят к таким негативным последствиям в поведении детей и подростков, как проституция, наркомания, алкоголизм, криминал, гражданская пассивность, уход из семьи. В научной литературе отмечается, что современная семья утратила свои воспитательные функции, что приводит к вступлению в самостоятельную жизнь нравственно инфантильных и духовно-неполноценных молодых людей, что подрывает благосостояние, безопасность, стабильность российского общества.
Формы организации занятий: групповые занятия проходят в форме беседы, викторины, дискуссии, круглого стола, игры, просмотра фильмов, практических занятий, разыгрывания проблемных ситуаций.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость — это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.
В подавляющем большинстве случаев, интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов (Н. Г. Морозова), которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания — восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал.
Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено. Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.
Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти — запоминание, сохранение и воспроизведение — у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Слабость произвольного внимания проявляется в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.
Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых. Психологи (А. Д. Виноградова, Н. Л. Коломенский, Ж. И. Намазбаева и др.) указывают, что, в отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений.
Особенности организации обучающего процесса воспитанников с умственной отсталостью с особыми образовательными потребностями
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
Для воспитанников, обучающихся по данной программе свойственны следующие образовательные потребности:
Общие образовательные потребности:
• трудности взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми;
• нарушениями развития личности;
• меньшей скоростью приема и переработки сенсорной информации;
• недостатками словесного - опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов);
• недостатки развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации);
•замедленный темп психического развития в целом; повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью.
Специфические образовательные потребности:
-наглядно - действенный характер содержания образования;
-упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
-введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира; отработка средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
-специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
-необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики;
психических процессов обучающихся с умственной отсталостью;
-использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
-стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.

Данная программа предполагает обучение детей 14-17 лет и рассчитана на три года обучения из расчета 1 час в неделю.
Год обучения Возрастной диапазон Кол-во часов внеделю Кол-во учебных недель
недель Всего часов за учебный год
1 14-15 лет 1 35 35
2 15-16 лет 1 35 35
3 16-17лет и старше 1 35 35
Всего: 105 часов
105часов
Планируемый результат
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом. В результате освоения образовательной программы «Семейные ценности и традиции православной русской культуры» учащимися будут достигнуты следующие личностные результаты:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия ;- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- познакомить детей с историей развития института семьи и брака в России;
- познакомить с семейным укладом, традициями, обычаями, обрядами русской православной культуры;
- осознание нравственных норм брака в христианской культуре;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование готовности к самостоятельной жизни;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-познакомить с произведениями выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов, кинорежиссеров, посвященных теме семьи, родительства, гражданской позиции человека;
приобрести:
опыт продуктивного поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье;
определенный набор присвоенных семейных духовно-нравственных ценностей: любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда; свобода и равенство, достоинство, мир; мать (материнство), отец (отцовство);быть нацеленными:
на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности между членами семьи;
на официальный брак;
на рождение и воспитание детей в полной семье;
на ответственное выполнение родительской функции (материнства или отцовства);
выполнение основных бытовых обязанностей (ведение совместного хозяйства, создание семейного бюджета и т.п.);
на взаимосвязь с родительскими семьями, ориентацию на ценности семьи и рода;
демонстрировать:
уважение к родителям, другим членам семьи;
выполнение в родительской семье основных бытовых обязанностей;
готовность к созданию полной семьи, рождению и воспитанию детей.
Коммуникативные:
- умение слушать, понимать, учитывать мнение других; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);
- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Познавательные:
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- делать простейшие обобщения, сравнивать.
Регулятивные:
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач.
Оценка достижения воспитанниками с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения программ
Оценка достижения результатов воспитанниками предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Уровень усвоения материала выявляется в беседах,  выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний, можно применять анкетирование.
Материалы и оборудование, необходимые для реализации программы.
Наличие предметно-развивающей среды, созданной педагогом
отдельный кабинет
наглядные пособия, книги по изучаемой проблеме
разработка компьютерных презентаций к каждому занятию
игротека  
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как:
- партфолио воспитанника,
- участие в выставках, конкурсах и т.д,
- реализация творческих идей
- оценка достижений ребенка на занятии;
Диагностика оценки достижения личностных результатов проводится два раза в год: на начало и конец учебного года.
Критерии оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (оценка продвижения ребенка в овладении социальными(жизненными) компетенциями.
Программа системы оценки включает:
1) перечень личностных результатов, критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся;
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата (см. Таблица );
Таблица
Критерии Параметры оценки Индикаторы
1.Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; Сформированность представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении Умение адекватно оценивать свои возможности и силы (Различает «что я хочу» и «что я могу»).
Умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу точно описать возникшую проблему в области жизнеобеспечения
Умение понимать что можно и чего нельзя в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации
Овладение навыками самообслуживания
2.Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий
сформированность навыков коммуникации со сверстниками способность инициировать поддерживать коммуникацию со сверстниками
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
владение средствами коммуникации способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации
адекватность применения ритуалов социального взаимодействия способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации
3.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми Умение сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуация, соблюдение в повседневной жизни норм речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова).
Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками Участие в коллективной и групповой работе сверстников, с соблюдением в повседневной жизни норм коммуникации.
Умение в ситуации конфликта найти путь ненасильственного преодоления.
Умение учитывать другое мнение в совместной работе.
4.Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
Сформированность основ гражданской идентичности Осознание своей этнической и культурной принадлежности.
Любовь к своему краю, осознание своей национальности
5.Познакомить детей с историей развития института семьи и брака в России;
Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир Умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы.
Умение вести в любых проблемных ситуациях
6.Познакомить с семейным укладом, традициями, обычаями, обрядами русской православной культуры;
Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир С уважением относиться к разнообразию народных традиций.
Выстраивает отношения, общение со сверстниками несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов.
7.Формирование готовности к самостоятельной жизни Сформированность представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми Умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы.
Умение выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.8.Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Сформированность установки на здоровый и безопасный образ жизни
Сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям Ориентация на здоровый и безопасный образ жизни, соблюдение режима дня
Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях
Занятие творческим трудом или спортом.
Проявление бережного отношения к результатам своего и чужого труда
9. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
Сформированность этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Понимание ценности нравственных норм, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей
Проявление доброжелательности в отношении к другим людям, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям
3) систему бальной оценки личностных результатов
Таблица
Балл Характеристика продвижений
1 0 б Нет продвижения
2 1 б Минимальное продвижение
3 2 б Среднее продвижение
4 3 б Значительное продвижение
4) документ, в котором отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 1год (35часов).

Темы Название темы занятий Содержание Форма работы Кол-во часов
1. Жизнь – дар Божий
(сентябрь) 1Организация дискуссии «В чем смысл человеческой жизни?»
Работа в группах по теме «Читаем Асадова»
2Просмотр фильма «Семьи России» в номинации «Жизнь – дар Божий» (беседа по содержанию). Рассказ, беседа, просмотр фильма 2 часа
2. Понятие семьи
(сентябрь) 1Беседа с использованием компьютерной презентации. Организация дискуссии «Что значит «духовно-нравственная жизнь семьи»?»
2 Знакомство старшеклассников с жизнью семей Ярослава Мудрого, Аксаковых. Беседа с использованием ИКТ, круглый стол 2часа
3. Историческое развитие семьи и брака.
(октябрь) 1 Семейные ценности в Древней Руси.
Беседа с использованием компьютерной презентации.
2Игра «Путешествие во времени»: знакомство учащихся с некоторыми страницами из истории, раскрывающими развитие семейно-брачных отношений. Беседа, использование ИКТ, игровой вид деятельности 2 часа
4. Традиции русской семьи: мудрость народного воспитания.
(октябрь-2)
(ноябрь-1) 1Викторина «В мире русских пословиц».
2Знакомство детей со Святыми – покровителями семьи (Святая Екатерина и т.д.). Беседа.
3Традиции воспитания детей у русского народа. Беседа.
Рассказ, викторина, беседа
3 часа
5. Азбука семейной жизни.
(ноябрь-3)
(декабрь-3) 1Исторический взгляд на семью и брак.
2Особенности современной семьи, ее структура, динамика.
3Основные ценности семьи.
4Молодая семья: начало супружества
5Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат.
6Семейные мифы. Про это… и не только Рассказ, беседа
Рассказ, беседа, использование презентаций 6 часа
6. Личность , общество, семья.
(декабрь-1)
1Индивидуальные особенности человека. Самопознание, самовоспитание.
Характер. Темперамент. Рассказ, беседа
1 часа
7. Межличностные отношения юношества.
(январь-3)
(февраль-2) 1Общение - одна из основных потребностей человека.
2Культура, обычаи. Дружба, влюбленность. Любовь.
3Женственность, мужественность. Красота внешняя и внутренняя.
4Культура поведения влюбленных. О товариществе и дружбе.
5Любовь как высшее человеческое чувство.
Рассказ, беседа, круглый стол 5часов
8. Брак и семья.
(февраль-2)
(март-2) 1Готовность к браку. Свадьба. Гражданский Кодекс о семье.
2Семья как источник счастья.
3Особенности молодой семьи, её функции.
4Здоровье супругов и будущего потомства. Беседа, рассказ, использование ИКТ
4часов
9. Основы семейных отношений.
(март-2)
(апрель-4) 1Нравственные устои семьи. Планирование семьи...
2Семейный досуг.
3Семейные праздники.
4Бюджет семьи. Эстетика быта. 5Психологический климат семьи.
6Последствия нарушений, причины развала семейных отношений.
Рассказ, беседа, презентации с использованием ИКТ 6часов
10. Семья и дети.
(май-4) 1Воспитание детей в семье.
2Мать - главный зодчий человечества.
3Отец - опора семьи.
4Бабушки и дедушки.
Рассказ, беседа
4часов

Календарно-тематическое планирование. 2год (35 часов).

Темы Название темы занятий Содержание Форма работы Кол-во часов
1. Понятие семьи. 1.Что такое семья. 2.Значение семьи в жизни человека.
3.Место и роль ребёнка в семье.
4.Связи в семье: материальные, духовные, дружеские и др. 5. Родственники и родственные отношения. 6. Влияние семьи на формирование личности.
7.Здоровая и благополучная семья. Что она собой представляет? Рассказ, беседа, использование презентаций 7
2
Правила поведения в семье.
1. Ролевые, социальные функции членов семьи. 2. Правила поведения в семье, с родными и близкими людьми.
3. Значение каждого типа отношений и их влияние на характер ребенка, его последующую жизнь.
4. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье.
5. Представления людей о семейном счастье.
Рассказ, беседа, использование презентаций.
5
3 Образ будущей семьи. 1.Опыт родительской семьи: принятие или отторжение.
2. Причины создания. семьи.
3. Нравственная, материальная, физиологическая готовность человека к созданию семьи. 4.Советы доктора Спока (Познакомить ребят с некоторыми советами знаменитого педагога Бенджамина Спока.).
5. Условия вступления в брак.
6.Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые для семейной жизни.
7. Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнёру. 7
3. Нравственные качества человека. 1. Нравственные качества и жизненные умения девушки, важные для вступления в брак.
2. Нравственные качества и жизненные умения парня, вступающего в брак.
3. Речевая культура человека.
4. Этические основы общения.
5.Умение стильно одеваться, следить за внешностью.
6. Влюбленность и любовь. 6
4.
Этикет.
1. Что такое этикет? Почему необходимо знать правила этикета? 2. Гостевой этикет.
3. Дарить подарки – это искусство. Как правильно дарить и принимать подарки.
4. Принятие решения о вступлении в брак.
5. Главные мотивы, необходимые для принятия этого решения. 6. Любовь и уважение – залог благополучной семьи.
7. А так ли обязательно регистрировать брак?
8. Как сообщить родителям о своем решении.
9. Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки)?
10. Почему родители могут быть против вашего брака?
11. Обобщающее занятие. Анкетирование.
Рассказ, беседа, круглый стол, показ презентаций, фильмов
11
Календарно-тематическое планирование. 3год (35часов).

Темы Название темы занятий Содержание Форма работы Количество часов
1. Первые шаги в жизни молодой семьи. 1.Привыкание к привычкам и особенностям характера партнера, уважение, терпимость.
2. Освоение новой социальной роли «муж».
3.Формирование чувства ответственности за жену, забота о ней. 4.Обеспечение материальных условий существования семьи. 5. Участие в домашних заботах.
6. Изменения, происходящие в жизни девушки.
7.Освоение новой социальной роли «жена». 8.Забота о муже, внимание и доброжелательность.
9. Ведение домашнего хозяйства.
10. Участие в материальном обеспечении семьи. Рассказ, беседа, просмотр презентаций 10
2. Материальные ценности семьи. 1. Понятие «экономика семьи». 2. Доходы семьи.
3. Расходы семьи.
4. Потребности семьи: естественные (питание, одежда, отдых и развлечения).
5. Практикум. Расчет бюджета семьи.
6. Потребности семьи : ложные (вещизм)..Рассказ, беседа, практическое занятие 6
3. Быт семьи. 1. Понятие «быт семьи».
2. Организация домашнего хозяйства. 3. Режим семьи.
4. Отдых и развлечения семьи.
5. Атмосфера семьи. Рассказ, беседа, дискуссия 5
4. Основы семейных отношений. 1. Нравственные правила взаимоотношений в семье: доброта в отношениях, взаимопонимание.
2. Этические основы общения.
3. Основные коммуникативные навыки. Рассказ, беседа 3
5. «Семейный конфликт». 1.Понятие «семейный конфликт». Что такое конфликт, конфликтная ситуация?
2. Причины и источники  конфликтов.
3. Анализ конфликтной ситуации.
4. Стратегия выхода из конфликтной ситуации. Правила поведения в конфликтной ситуации.
5. Мой выбор стратегии выхода из конфликтной ситуации.
6. Распад семьи, причины. 
7. Нравственное поведение в ситуации развода.
8. Знакомство с основными положениями закона о семье.
9. Способы осуществления развода, раздела имущества.
10. Неполные семьи, Забота государства о семье, о детях - сиротах.
11. В какой семье лучше ребёнку в полной или нет.Рассказ, беседа, дискуссии, круглого стола, игры, просмотр фильмов, практические занятия, разыгрывания проблемных ситуаций.11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Государыня императрица Александра Феодоровна Романова. Дивный свет. – М.: «Русский паломник», 2004.
Георгий (Шестун), игумен. Православная педагогика. Изд.4. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2010. (Часть третья «Православная семья»).
Домострой – М.: ОБРАЗ, 2007.
Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург, 2000.
Евмений, игумен. Аномалии родительской любви. Изд. 2-е. «Свет православия», 2008
Культура семьи: Учебное пособие. / Сост. Н.Г. Храмова, Г.Г. Алексеева, А.А. Сараева. – Кострома, 2005.
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 (урок 27. Христианская семья)Латышина Д. И. Традиции воспитания детей у русского народа. М.: «Школа Пресса», 2004.
Мы и наша семья: Книга для молодых супругов/ Сост. В.И.Зацепин, В.Д.Цимбалюк. – М.: Молодая гвардия, 1983.
Священник А. Гармаев. Культура семейных отношений. с. Решма: «Свет православия», 2002.
Скурат К. Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. – М.: «Покров», 2003.
Шугаев Илья, священник. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях. Изд. 5-е. – М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2007
Флоренская Т. А. Мир дома твоего: Этика и психология семейной жизни. – М.: «Школа-пресс», 1999.
Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учеб. Пособие для учащихся ст. классов / Сост. И.В. Гребенников, Л.С. Ковинько. – М.: Просвещение, 1987.
Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов.– М., 2000.
Янушкявичене О.Л. Духовное воспитание: история и современность. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2008.