Разработка урока Семейные ценности православной семьи


Урок
Семейные ценности православной семьи
презентация проекта
по основам православной культуры
в 4х классах
г.Ровеньки, СШ №3,
Луганская Народная Республика

Разработала: Завгородняя В.В.

2016 г.

Тема урока: Семейные ценности православной семьи.
Тип урока:
Урок усвоения новых знанийЦель урока :Образовательная цель:_- сформировать представление о христианской семье, ее ценностях и роли в жизни человека.
- раскрыть сущность православной семьи через христианские ценности.
- формирование понимания важности сохранения добрых отношений с близкими людьми.
- формирование представления о духовных составляющих христианской семьи.
Развивающая цель:
- формирование у детей потребности в совершенствовании своей внутренней культуры, основанной на православных традициях русского народа
-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Воспитательная цель:
- воспитание нравственного долга перед родителями и старшим поколением.
- воспитание уважительного отношения к семье и её традициям.
- Осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности.
Задачи:
Раскрыть понятие «семья», «семейные ценности»;
Ознакомить с традициями взаимоотношений в православной семье, опираясь на притчи ;
Дать представление о православной семье, как о ценности общества и о святых образах семейного благочестия (святые Петр и Феврония)
Планируемые результаты :Предметные
понимать смысл понятия «Семья», «Венчание», особенности семейных традиций в православной культуре. Метапредметные
исследовательские навыки, уметь работать с различными источниками, рассуждать, делать выводы, анализировать, проводить исследовательскую деятельность. Личностные
испытывать чувства доброжелательности, понимания и сопереживания своим родным; осознавать свою роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.Форма организации Урок Ресурсы Компьютер, экран, электронная презентация, учебник А.В.Бородина «Основы православной культуры», тетрадь, рисунки на тему «Моя семья», мультимедийная презентация «Святые Петр и Феврония», Закон Божий.
Ключевые понятия
Православие, православная семья, венчание, вера, надежда, святые Петр и Феврония.
Организационный момент
Актуализация опроных знаний.
Ход урока
Здравствуйте дети, добрый день уважаемые гости, сегодня мы проводим урок в рамках курса ОПК по теме «Семейные ценности православной семьи». Давайте вспомним, с чего мы начинаем урок. Итак:
СТИХОТВОРЕНИЕ
Как с кроватки свесим ногу,сразу скажем: «Слава Богу!» Перед тем, как подкрепиться,надо Богу помолиться. Перед делом говори:«Господи, благослови!» Чтобы Бог прибавил силы,скажем: «Господи помилуй!» Если кто-то рядом злится,надо за него молиться. Если будешь уступать,будет Ангел помогать. Ангел - это вестник Божий,тот, кто нам в добре поможет. Если что-то злое снится,надо сразу же креститься.
Если страшно, то проси:Матерь Божия, спаси!
Чтобы страх напасть не мог,скажем: «Да воскреснет Бог!» Перед сном произнесём:«Слава Боженьке за всё!»
Но а сейчас мы вспомним пройденный материал за 4 класс.
3. Мотивация
Блиц-опрос по теме «Православный календарь».
(На экране слайды с изображением даты и праздника)
- 7 января.
Какую вы видите дату?
Назовите праздник (Рождество Христово)
Кто такой Христос? (Сын Божий)
Какой сейчас год? И от какого дня мы отчисляем время? ( 2016 год от Рождества Христова)
Сколько лет прожил Христос? (33)
Назовите имя матери Иисуса Христа (Мария)
- 19 января
Какое событие произошло в этот день? (Крещение Христово)
Кто был крестителем Христа? ( Иоан Предтеча)
Где проходило таинство крещения? ( Река Иордан)
- 7 апреля
Какое событие произошло в этот день? ( Благовещение Пресвятой Богородицы)
Что значит Благовещение (Благая весть)
Кто принес Деве Марии благую весть? И какую? (Архангел Гавриил, о том, что она родит сына от Духа Святого)
Кого родила Дева Мария? (Иисуса Христа Господа Бога Нашего)
- Пасха
- Какой праздник праздников, торжество торжеств отмечается православными людьми всегда весной, но является переходящим? (Светлое Воскресение Христово, Пасха)
- Что означает слово Пасха? ( Избавление через Христа всего человечества от рабства дьяволу и дарование жизни и вечного блаженства)
- Троица
Какой праздник отмечает православный народ на пятидесятый день после Пасхи? (Троица)
Что значит Троица Святая? (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой)
-8 июля
Что это за дата? ( День почитания Святых Петра и Февронии. День Семьи, Любви и Верности)
Покровителями чего они являются? ( Семьи)
А еще этот праздник празднуется 19 сентября – (перенесение святых мощей Петра и Февронии) и вот в предверии этого дня мы с вами будем говорить о семье, расширим наши представления п понятии « семья».
переходим к основной теме урока.
4.Изучение нового материала
НА ЭКРАНЕ
День Семьи, Любви и Верности.
Разберем основные понятия нашей темы:
- Что такое семья?
-Что такое Любовь?
- Кто для православного человека олицетворение любви? Кто есть Любовь? (Бог-есть любовь)
- Как вы понимаете слово «Верность»?
А давайте вспомним, что всему народу завещал Иисус Христос, когда жил на земле? (Заповеди Божьи)
Сколько всего вы знаете заповедей? (10)
НА ЭКРАНЕ 10 ЗАПОВЕДЕЙ
А какая заповедь нам дана для скрепления Семьи, Любви и Верности? ( 5ая – Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле.)
- Почитать родителей – значит любить, не оскорблять ни словами, ни поступками, повиноваться им помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно в их болезни и старости, так же молиться за них Богу, как при жизни, так и после смерти. Грех непочтения к родителям есть великий.
А что такое грех дети? (плохие поступки дела, все то, что нас оскверняет)
Давайте вспомним, что предварительно мы разделили вас на 3 группы и у каждой было свое домашнее задание.
Итак, первая группа, вам было задание – подготовить православные притчи о семье. Вам слово.
(Дети рассказывают притчи, с каждой притчи выносят мораль, важные слова выписываются на доску)
ПРИТЧА 1
Сидели у колодца старик и три женщины, а рядом с ними играли три мальчика. Вот говорит первая: «У моего сына такой голос, что всякий заслушается». Вторая хвалится: «А мой такие фигуры может показывать – заглядишься». И только третья молчит. Обращается к ней старик: «Что же ты про своего сына не рассказываешь?». А она отвечает: «Да ничего в нем необычного нет». Вот набрали женщины полные ведра воды, и старик с ними встал. Слышат: первый мальчик поет, соловьем заливается. Второй вокруг них колесом ходит. И только третий подошел к матери, взял тяжелые ведра и понес домой. Спрашивают первые две женщины у старика: «Ну как тебе наши сыновья?». А тот отвечает: «А где же они? Я только одного сына вижу».
ПРИТЧА 2
Однажды учитель спросил у учеников: «Чья мама выполняет много работы?» Ребята начали рассказывать, что делают их мамы, пытаясь расхвалить их. И тут преподаватель спросил: «А как ваши мамы умудряются все это делать, ведь у них только 2 руки?» Ученики задумались, а учитель добавил: «Просто каждой матерью движет сила материнской любви. Именно это придает ей силу и могущество на Земле!»
ПРИТЧА 3
В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: «Любовь», «Терпение» и «Прощение». «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»
У второй группы было задание презентовать православные семейные традиции. (Венчание, крещение, совместные трапезы, семейный досуг, семейное увлечение)
(Дети презентуют традиции)
И третья группа – самая артистичная. Им было не менее творческое задание – инсценировать житие Святых Петра и Февронии – покровителей семьи.
(Инсценировка)
5. Закрепление материала
- Итак , ребята, сегодня мы говорили о таких важных, главных ценностях жизни как семья, любовь и верность.
Давайте сейчас поработаем в группах и каждая группа сплетет венок из тех добродетелей, которые необходимы для православной семьи. Перед вами лежат ромашки, а ромашка – это символ праздника, на которых написаны качества, как хорошие, так и плохие, важные и не очень. Ваша задача выбрать то, что вы считаете нужным.
(В каждую группу кладутся ромашки с качествами, которые не повторяются: радость, счастье, много денег, жадность, эгоизм, любовь и т.д)
(Дети плетут венки и вешают их на доску.
Пока дети работают, преподаватель вывешивает на доску кроссворд)
Ну и в завершении нашего урока, для закрепления материала наше с вами любимое занятие – кроссворд.
Сегодня все были очень активными, мы хорошо плодотворно поработали. И 6.домашнее задание:
задание будет, как всегда, творческим и познавательным:
- написать мини сочинение « Традиции моей семьи»
- составить вместе с родителями ваше родовое дерево.
Вывод урока:
Семья- это маленький ковчег, призванный ограждать детей от бед. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени и самостоятельного полета.
Всем Ангела хранителя!