Родительское собрание Семейные традиции и способность ребёнка трудиться.


Кораблева О.А.Сценарий родительского собрания:
Семейные традиции и способность ребёнка трудиться.
 Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, 
это даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.
 К.Д.Ушинский.
Тема: Семейные традиции и способность ребёнка трудиться.
Цель: познакомить родителей с некоторыми подходами в воспитании в ребёнке способности трудиться.
Задачи:
Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье;
Объяснить родителям о необходимости сформировать у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.
Обратить внимание родителей на роль семьи в формировании личности ребёнка.
 Форма проведения: беседа.
Коротко о собрании: данное родительское собрание можно проводить в 4 классах, оно поможет родителям правильно организовать процесс воспитания и положительно повлияет на их отношение с детьми.
Вопросы для обсуждения:
Труд и его значение в жизни ребёнка;
Значение примера семьи в воспитании трудовых навыков ребёнка;
Трудовые усилия ребёнка и их оценка в семье.
Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями.
I. Подготовительный этап1. Написать сценарий родительского собрания. 2. Вклеить в дневники детей пригласительные билеты для родителей за 3-4 дня до начала собрания. 3. Провести анкетирование детей по проблеме собрания.                                                  
Анкета для детей 1. С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу? 2. Что тебе нравится больше всего из домашних дел? 3. Что тебе не нравится делать по дому? 4. Хвалят ли тебя за выполненную работу? 5. Если ты сделаешь что-то не так, тебя за это ругают? 6. Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать? 7. Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями? 8. Помогаешь ли ты дедушке и бабушке? 9. Как ты думаешь, домашние дела- это трудная работа? 10. Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?
II. Проведение собрания
1. ВступлениеДобрый вечер, уважаемые родители! Я рада, что вы сегодня пришли на родительское собрание. Надеюсь, что сегодня вы получите ответ на вопрос, который волнует каждого родителя. А именно: как можно формировать у ребенка потребность выполнения трудовых обязанностей в семье?
2. Но начнем мы с анализа учебных достижений учащихся нашего класса по предметам. 1) по математике ( родителям раздаются письменные работы за последний месяц) Называются фамилии и имена детей, которые успешно справляются с контрольными и самостоятельными работами по математике. Фамилии детей, которые получили удовлетворительные или неудовлетворительные отметки не называются. Называются фамилии детей, у которых наблюдается определенный прогресс в учебе. 2) по русскому языку по аналогии и т.д. 3.Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. ( Имена детей «зашифрованы» . У каждого родителя – листочек с номером. Учитель называет номер, а не фамилию того или иного ребенка) Далее классный руководитель делится наблюдениями о поведении детей: - на уроках - на переменах - в столовой. Называются номера детей, внешний вид которых не всегда соответствует требованиям учителя. 4. Психолого-педагогическое просвещение. -Сегодняшнее собрание посвящено проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Для начала проведем анкетирование.
Анкета для родителей1. Любит ли ваш ребенок трудиться? 2. Что он любит делать по дому? 3. Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью? 4. Как долго может трудиться ваш ребенок? 5. Работа выполняется увлеченно или неохотно? 6. Контролируете ли вы выполнение ребенком домашней работы? 7. Поощряете ли вы ребенка за выполненную домашнюю работу? 8. Наказываете ли вы ребенка, если он выполнил работу плохо? 9. Интересуетесь ли вы трудовым участием ребенка в жизни класса? 10. Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребенка в жизни класса и школы?
-Уважаемые родители! Это собрание мы посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности, часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?
Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку 6-8 часов. На закупку продуктов 6-8 часов,  на уборку квартиры 4-8 часов. Согласитесь, для того чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство любви к близким, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение делать все перечисленные дела быстро и качественно.
Учим ли мы этому своих детей, требуем ли мы от них выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?
Давайте обратимся к анализу ответов родителей и   детей на вопросы анкет.
                              
III. Анализ ситуаций по проблеме собрания:
 
Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что ребёнок мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.
В семье растут три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит…
В семье растёт девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует своё нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с охотой выполняет всё за внучку и даже обижается. Если мама даёт поручение дочке, а не ей.
Мама с восторгом рассказывает о том, что её дочка очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребёнка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведённый с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».
Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребёнка».
VI.  Продолжение выступления классного родителя
   - Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
      С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителем, сами – ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки – тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя. Проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не так просто. Сегодня не так просто. Проще будет тогда, когда ребёнок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.
Задача сегодняшнего собрания - показать вам, чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребёнка, и что ещё предстоит сделать.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей». Есть много разновидностей этой уродливой любви: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в начальной школе, актуальными они остаются и в старшем возрасте. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть.
 Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец, походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть детей на не хороший путь.
Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.
 
Тест для родителей:  «Какой вы родитель?»
 Говорите ли вы ребёнку следующие фразы?
Сколько раз тебе повторять?
Посоветуйте мне, пожалуйста.
Не знаю, что бы я без тебя делала!
И в кого ты такой уродился?
Какие у тебя замечательные друзья!
Ну, на кого ты похож?!
Вот я в твоё время…
Ты моя опора и помощник!
Ну что за друзья у тебя?
О чём ты только думаешь?
Какой ты у меня умница?
А как ты считаешь сынок (доченька)?
У всех дети, как дети, а ты…
Какой ты у меня сообразительный! 
 
Правильные ответы:  1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 – «нет»
  2, 3, 5, 8, 11, 12, 14 – «да»
 
Результаты теста:
 
Если вы верно ответили практически на все вопросы, вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне уважает и любит вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
Если вы допустили 3-5 неверных ответа, вы не последовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств
Если вы допустили 6-10 неверных ответов, вам необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребёнка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
Если вы допустили 11-14 неправильных ответа, вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.
VII. Подведение итогов 
Памятка для родителей:
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит о помощи.
Поручения, которые, вы даёте ребёнку, должны соответствовать его возможностям.
Не говорите постоянно дома о том, что работа для вас наказание и каторга.
Будьте примером для ребёнка в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно.
Старайтесь следить за своей речью, не забывайте, что слова могут материализоваться.
Задание для родителей:
Рассказывайте детям о том, как ведётся учёт семейного бюджета.
Покажите ребёнку, где оплачивают квартирные счета.
Составьте с ним план уборки квартиры.
Научите его стирать собственное бельё.
Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.
Поделитесь секретами своего трудового детства.
Стройте взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания.
 VI. Рефлексия
Методика «Телеграмма»: родители на чистых бланках пишут телеграммы кому-либо, отражая в них свои впечатления и ощущения от проведённого родительского собрания.
Затем родители встают в круг и по очереди зачитывают свои телеграммы.
На данном собрании прозвучали такие телеграммы:
«Доченька! Теперь я тебя за всё буду хвалить, но прислушиваться к мнению старших и помогать родителям всё-таки надо! Мама»
Интересно. Поучительно. Старались решить проблему. Будем стараться и дойдём до цели.
Необходимо работать над трудолюбием ребёнка: научить и привить любовь к труду.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест «Умеете ли вы воспитывать детей?» 1) Есть ли у вашего ребенка детская комната? а) Да-5. б) Нет-1. 2) Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день? а) Да-5. б) Нет-1. 3) Терпеливы ли вы, когда ваш ребенок капризничает, плохо ест? а) Всегда-5. б) Иногда-3. в) Никогда-1. 4) Вы применяете телесные наказания? а) Часто-1. б) Иногда-3. в) Принципиально нет-5. 5) Умеете ли вы прощать ребенку шалости? а) Всегда-5. б) Иногда-3. в) Никогда-1. 6) Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок был с вами откровенен? а) Да-5. б) Иногда-3. в) Нет, не хочу-1. 7) По вашему мнению ваш ребенок послушен? а) Да-5. б) Иногда-3. в) Нет-1. 8) Если вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете ли причину запрета? а) Да, всегда-5. б) Иногда-3. в) Никогда-1. 9) Требуете ли вы от ребенка выполнения всех обязанностей, которые он, по вашему, должен выполнять? а) Всегда-5. б) Иногда-3. в) Нет-1. 10) Читаете ли вы специальную педагогическую литературу? а) Да-5. б) Иногда-3. в) Нет-1. ОТ 10 ДО 25 баллов. К сожалению, вы не очень внимательны к своему ребенку. Возможно, вы просто не знаете, что ему нужно, когда он капризничает или балуется. Не понимая причин, вы теряете терпение и реагируете неадекватно. Так нельзя относиться к своему ребенку. Будьте более внимательны и терпеливы в общении с ним. ОТ 24 ДО 37 баллов. Ваши взгляды на воспитание в принципе правильны. Хотя порой вас, что называется, заносит и тогда ни в чем не повинное дитя рискует пострадать. Право, стоит проявить больше заботы о ребенке, и он, пусть не сразу, обязательно отплатит вам взаимностью. Старайтесь управлять своими эмоциями и настроением во взаимоотношениях с ребенком. ОТ 38 ДО 50 баллов. Жмем вашу руку! Более чуткого педагога трудно сыскать. Порой это даже внушает тревогу: а о себе-то вы успеваете думать? Не забывайте и о себе, проявляйте чувство меры в общении с ребенком.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Памятка для учеников:   Как развить в себе желание трудиться.
 
Внуши себе, что твоя помощь порадует близких.
Приступая к делу, возьми себе в помощники песню.
Выполнив какую-то часть работы, оцени её и похвали самого себя.
Если немного устал, сделай небольшую зарядку для рук (глаз).
Обязательно постарайся закончить начатое дело и похвали себя.
Напиши родителям шутливую записку о сделанном, и пусть тебе ответят.
Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное – ты сумел преодолеть себя. Свою лень, своё нежелание. Значит ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя всё получится!