Использование современных педагогических технологий на уроках русского язык и литературы в процессе обучения и воспитания в коррекционном образовательном учреждении VIII вида.»


«Использование современных педагогических технологий на уроках русского язык и литературы в процессе обучения и воспитания в коррекционном образовательном учреждении VIII вида.»Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. одной из главных задач школы – воспитать поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Использование современных информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного и воспитательного процесса, индивидуализировать обучение детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Информационные технологии, являясь современным средством обучения, открывают неограниченные возможности для решения широкого круга задач. Наглядность – это важный довод использования современных информационных технологий, как в образовательном, так и в воспитательном процессе. Компьютер вызывает горячий интерес как у обучающихся, так и у педагогов. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведёт обучающихся к ожидаемому результату. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся. Именно поэтому информационные компьютерные технологии наиболее полно отвечают требованиям современного коррекционного образования. Современные технические средства позволяют создавать принципиально новые педагогические технологии, основанные на системном, деятельном, интерактивном подходах к коррекционному воздействию.
На некоторых этапах уроков (закрепление, повторение) практическая деятельность обучающихся организовывается средствами, включающими в себя задания, упражнения, тесты и дидактические игры, разработанные для детей с разным уровнем сформированности знаний и умений. При помощи слайдов, содержащих различные упражнения, проводится как индивидуальная, так и фронтальная самостоятельная работа обучающихся. Разработанные задания и упражнения (вводные, пробные, тренировочные, творческие, проблемные и контрольные) предусматривают их последовательное усложнение с учетом особенностей развития обучающихся. Совместное использование учебной презентации с интерактивной доской значительно расширяет диапазон включаемых в урок упражнений, заданий, игр, а также видов работы с ними.
На уроках чаще всего используются презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физкультминуток, а также при выполнении различных видов упражнений. В презентацию можно вставить и рисунки, и схемы, и таблицы, и тесты, и видео. Презентацию можно считать универсальной, по сравнению с другими ресурсами. Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Презентация должна быть доступной, без лишних спецэффектов, так как это будет отвлекать учеников от сосредоточении на теме урока, с тщательно подобранным и понятном обучающимся материалом, и в тоже время, она должна быть интересной, нести положительный эмоциональный заряд.  На уроках чтения и развития речи, требующих большего наглядного материала, презентации использую в качестве иллюстраций к произведениям. Также целесообразно применять их при знакомстве с биографией писателя. Презентации использую для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например), при написании изложений, сочинений. Большой плюс в применении ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) – при проведении сочинений по картине, т.к. можно посмотреть не только одну картину, а составить виртуальную экскурсию, рассмотреть отдельные фрагменты картины, сделать подборку стихотворений, музыкальных произведений, есть возможность послушать образец литературного чтения. Видеопросмотры на уроках особенно важны для повышения общей культуры учащихся, обучению их творческого самовыражения, формированию визуальной культуры. Они дают материал для дискуссий, различного рода сообщений, творческих работ, повышают мотивацию учащихся и активизируют их творчество, умение критического восприятия информации.
На уроках русского языка презентации могут быть использованы на всех этапах урока или на каком-то отдельном: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, как алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила, проверка и систематизация знаний, можно систематизировать знания с помощью схем и таблиц; при закреплении полученных знаний, также для проведения тестов, викторин. Благодаря презентациям удаётся сделать словарную работу интересной для обучающихся: возможность использования иллюстраций, фотографий, словарных статей, работа со словом (наблюдение над целостным написанием, выделение орфограмм, деление слова на слоги, наблюдение над морфемами, слово с «окошками»). Детям нравится, что словарные диктанты не похожи друг на друга. Использую картинный диктант, диктант по словарным статьям, запись слов с «окошечками», загадки, игру: «Исправь ошибку», а также возможность сразу же проверить работу самостоятельно – всё это способствует развитию у детей навыков самоконтроля, а это очень важно для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) на уроках русского языка способствует формированию более устойчивых знаний и умений, развитию познавательного интереса школьников с ОВЗ, закреплению навыков самостоятельной работы, повышению эффективности коррекционного обучения.
Информационные технологии должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами и методами обучения и воспитания, деятельностью учителя и обучающихся. Информационно–образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны улучшить работу педагога, помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой деятельности – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина,
востребованную личность. Главная цель учителя – это внутренний мир обучающихся, проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.
При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Деятельность учителя состоит в тщательном отборе материала, в определении дидактических функций, которые можно возложить на компьютер, в чёткой постановке учебных заданий и управлении процессом их выполнения. Учителю информатизация предоставляет возможность гибко управлять обучением и воспитанием, разнообразить способы предъявления учебной информации.
Компьютерные технологии для школьников с ограниченными возможностями здоровья приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. В современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе немыслим без применения новых компьютерных технологий.
Литература:
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация  детей   с   ОВЗ . Психологические основы М. Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
2. . Владимирова Л.П. "Современные информационно-коммуникационные и педагогические технологии в образовании". RELARN-2007.
3. Ганин Е.А. "Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей". "ИТО-2003".