Конспект урока литературного чтения Л. Н. Толстой Прыжок

ТЕМА: Л. Н. ТОЛСТОЙ
«ПРЫЖОК».
УМК «Планета знаний»
ЦЕЛИ: продолжить работу по развитию беглого и выразительного чтения; развивать устную речь учащихся, учить умению высказывать свои мысли, разрешать проблемные ситуации; формировать литературоведческие представления, обеспечивающие детям полноценное восприятие произведения, помочь постичь идею произведения через его форму, проникнуть в настроение произведения; учить понимать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте, работать с композиционными частями рассказа; дать почувствовать детям необыкновенную силу слова, развивать эмоциональный мир детей, учить читателей постигать внутреннее состояние человека через его внешнее проявление; помочь понять детям, как надо относиться к тем, кто любит их, дорожит ими; учить находить новые краски в знакомом произведении.

ОБОРУДОВАНИЕ:
- компьютер;
- выставка книг Л. Н. Толстого;
- модель корабля;
- индивидуальные листы с сюжетно – композиционным треугольником;
- два варианта тестов;
- портрет Л. Н. Толстого.











ХОД УРОКА.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Вот новый день и новый час,
Урок литературы новый.
Но старый друг у нас в гостях –
Мудрейший человек и мастер слова.
- О каком писателе эти слова – вы поймёте, послушав информацию о нём.

ПОВТОРЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О ЛЬВЕ НИКОЛАЕВИЧЕ ТОЛСТОМ.
Полное собрание сочинений этого писателя составляет 90 томов. Его книги, переведённые на разные языки, уже более 100 лет читают люди во всём мире. Вам ещё предстоит познакомиться с большей частью написанного великим писателем, но одна из его книг прекрасно известна даже самым маленьким читателям и тем, кто ещё не умеет читать. Это «Азбука».
(Лев Николаевич Толстой)
- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством этого великого писателя. Но сначала вспомните:
- Что вы знаете о Л. Н. Толстом? Что запомнили из уроков внеклассного чтения?

Слайд 1.
Ответы детей:
Лев Николаевич прожил 82 года.
Он умел разговаривать с детьми, знал множество сказок, историй.
Его с удовольствием слушали как родные внуки, так и крестьянские дети.
А рассказать он мог о многом, потому что Толстой очень многим интересовался и всю жизнь пополнял свои знания.

Толстому пришлось и в армии служить. Он воевал на Крымской войне и там же в окопах под пулями писал свои рассказы.

После войны он решил оставить службу, поселился в усадьбе Ясная Поляна и
занялся литературой.
В Ясной Поляне Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука».

Учитель: это была скорее всего энциклопедия в 4-х томах. Огромную работу проделал писатель, добиваясь того, чтобы, как он сам говорил, всё было «красиво», коротко, просто, и, главное - ясно. Поэтому его произведения так легко читаются и запоминаются. На уроках внеклассного чтения мы вспомнили много сказок, басен, рассказов Льва Николаевича Толстого. Сегодня мы продолжаем эту работу.

ВИКТОРИНА.
- Угадайте, из каких произведений эти строки.

Слайды 2-5.

«Одному человеку захотелось поглядеть зверей; он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение».
«Лев и собачка»

«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали в тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их».
«Косточка»

«Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку.
Своей не нашёл, взял старую отцовскую и пошёл в школу».
«Филиппок»

«Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь; и другой день и другую ночь».
«Лебеди»

«Народ собрался смотреть на то, как я полечу. Шар был готов. Он, подрагивая, рвался вверх на 4-х канатах».
«Рассказ аэронавта».

«Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря и вывел детей. Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с рыбой в когтях».
«Орёл»
«У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней, и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперёд, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами».
«Булька»

«Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался; а другой остался на дороге».
«Два товарища»

Слайд 6.

- О ЧЁМ ГОВОРИТ Л. Н. ТОЛСТОЙ В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ?
О сочувствии и помощи слабым;
о настоящей дружбе и смелости;
о необходимости учиться;
о жизни животных;
о защите слабых;
об уважении родителей;
о правдивости.

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ И ЛЬВЕ НИКОЛАЕВИЧЕ ТОЛСТОМ.
Слайд 7.
- Творчество этого гениального писателя – это прежде всего призыв к человечности, добру, правде. А начало всего этого – в родном краю писателя, в доме его родителей, находившемся в прекрасном месте со светлым названием Ясная Поляна. Туда мы и отправляемся на экскурсию.

Слайд 8.
- А вот и Ясная Поляна.
Мы идём по главной аллее.
Слайд 9.
Это дом Льва Николаевича. Сейчас это дом – музей. Его сохранили в неприкосновенном виде, и создаётся впечатление, что это жилой дом, а хозяин куда-то ненадолго отлучился.

Слайд 10.
- ТЕРРАСА – в летние месяцы вся жизнь Толстых переносилась сюда.

Слайд 11.
- ЗАЛ – СТОЛОВАЯ – самая большая комната в доме. Здесь проходили семейные праздники, концерты, ставились домашние спектакли.
Детские годы, проведённые в Ясной Поляне, - это самые счастливые и незабываемые в жизни писателя. В детстве Льву Николаевичу казалось, что все люди вокруг него добрые. Он мечтал найти «зелёную палочку». Это палочка волшебная, она сделала бы всех людей счастливыми.
Своё первое произведение Лев Николаевич написал в 7 лет для своих братьев и маленькой сестры. Это были 7 коротеньких рассказов о птицах.

Слайд 12.
- КАБИНЕТ – свидетель долгой и упорной работы над каждым произведением.
Жизнь этого человека была необычной. Он был графом. Кто знает, кто такой граф?
(Богатый человек, у которого есть слуги.)
Он был необычным графом. Он не хотел, чтобы люди на него работали, и сам шил себе сапоги, рубашки. Знал и крестьянский труд: умел косить, пахать. Лев Николаевич стыдился своего богатства, не хотел жить в роскоши, ведь по России в голоде, холоде и непосильном труде жил крестьянский народ. Он мучился, не зная как помочь бедным людям.

СЛАЙД 13.
- СПАЛЬНЯ – именно здесь ночью 28 октября 1910 года лев Николаевич принял решение остаток дней прожить в уединении и тишине. Поэтому он уезжает на юг. Он предполагал поселиться у кого-либо из знакомых крестьян. Но когда ехал в поезде, Толстой простудился, началось воспаление лёгких с высокой температурой, и на станции АСТАПОВО он вынужден был сойти с поезда. В 6 часов 05 минут утра 7 ноября Толстой умер.

Слайды 14, 15.
Станция Астапово находится у нас в Липецкой области, только её переименовали в станцию Лев Толстой, а большие станционные часы показывают одно время 6часов 05 минут – время, когда перестало биться сердце великого писателя.

Слайд 16.
- Это был самый мудрый русский писатель. И когда люди читают его книги, то они становятся умнее. Я уверена, что произведение, которое мы будем сегодня изучать, и вас тоже многому научит.

Слайд 17.
РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ.
1. Прогнозирование содержания.
- Мы начинаем работать с новым произведением. С ним вы знакомились дома. С чего вы начали свою работу?
(Читаем фамилию автора, читаем заголовок и рассматриваем иллюстрацию, если она есть.)
- Какие предположения вы сделали о содержании этого произведения?
(Высказывания детей.)
Какие предположения оправдались?

2. Словарная работа.
- Дома вы работали с таблицей слов в рабочей тетради. ( Задание: подбери синонимы и антонимы к словам: раззадориться (сноска в учебнике: горячность, азарт, запальчивость), взобраться, защищать, опомниться.)
- Что особенно произвело на вас впечатление во время чтения?
Слайд 18.
МОТИВАЦИЯ ЧТЕНИЯ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
- Как вы думаете, какие черты характера мальчика сыграли роль в том, что случилось: геройство, обидчивость, смелость, хвастовство, самолюбие, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему?
(Ответы детей)
- Мнения разделились. Поэтому, чтобы понять характер героя, отношение автора к нему, нужно проследить, как изображает автор его поступки, что и как он о нём говорит. Давайте перечитаем текст и разберёмся, а потом вернёмся к этому вопросу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем мы с тобою.

Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов обгоняй.

Поглядите, чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

Сядьте, дети, на песок,
Продолжаем наш урок.

Слайд 19.

РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ.
1 АБЗАЦ.
- Где происходят события?

Учитель
- Посмотрите на модель корабля. Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний.

- Почему весь народ был на палубе?
Учитель
- Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень пород дерева.
- Чем развлекались люди?
- Выделите слова, передающие поведение обезьяны.

- Как понять выражение «ещё больше расходилась»?
(Значит, ещё больше корчилась, кривлялась, прыгала)

- Как сказать по-другому, одним словом? Это слово встречалось в рабочей тетради.
(Раззадоривалась.)

- Как вы думаете, откуда на корабле обезьяна?
(Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её и взяли.)

2 АБЗАЦ.
- Сколько лет было мальчику?
- Что ещё мы узнаём о нём?
(Он был сыном капитана.)

У.- Если автор говорит об этом, значит это важно.
-
- Какие слова говорят о том, что действия обезьяны были очень быстрыми и неожиданными?
- А если употребить слово «сняла», как изменится смысл?

- Что такое «мачта»? Обратимся к словарю.
(Ученик читает толкование слова «мачта».)

Учитель
- Мачты в таких кораблях возвышались над палубой на 15-20 метров, то есть на высоту 5-8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось мно
·жество канатов, верёвочных лесенок (показываю на модели корабля).
- Как вели себя матросы? Прочитайте в рабочей тетради.

- Как повёл себя мальчик в первые минуты, оставшись без шляпы? Какие слова вы выделили?

- Как можно охарактеризовать состояние мальчика?
(Он растерялся)
- А если бы в этот момент мальчик вместе с матросами посмеялся над обезьяной и перестал на неё обращать внимание, как могли развиваться события дальше?
(Не было бы этого опасного события.)

3 АБЗАЦ.
- Что в это время делала обезьяна?

- А мальчик? Прочитайте в рабочей тетради.

- Значит, между «смеяться» и «сердиться» мальчик выбирает что?
(Сердиться.)
- Как вели себя люди на палубе? Прочитайте в рабочей тетради.

- Как это подействовало на мальчика? Выделите в рабочей тетради из абзаца нужные слова и выражения.

- Почему покраснел мальчик?

- Почему писатель написал, «не подошёл к мачте и полез наверх», а «бросился за обезьяной на мачту»?

- Какие черты характера проявились в этот момент?
( Обидчивость, самолюбие.)
- Да, ведь он был кем?
(Сыном капитана.)
Учитель
- А матросы, подчинённые отца, смеялись, как ему казалось, над ним.
- Как вы понимаете выражение «в одну минуту»?
- Выделите слова, передающие поведение обезьяны.

4 АБЗАЦ.
- Почему мальчик оказался на самом верху мачты?
(Обезьяна манила его, дразнила и лезла ещё выше; мальчика разобрал задор.)
- Что это значит?
- Что он крикнул обезьяне?
- Какие черты характера мальчика проявились?
(Желание всё сделать по-своему, т. е. упрямство.)

- Какие слова повторяет автор? Зачем?
(«В одну минуту». Чтобы показать, как быстро всё происходило.)
- Как обезьяна повесила шляпу на край последней перекладины?
- Ещё раз выделите слова, передающие поведение обезьяны.
- Почему мальчик не мог достать шляпу без опасности для жизни?
- Что сказано о расстоянии от мачты до конца перекладины, где висела шляпа?
(Аршина два.)
Аршин – старинная мера длины, чуть меньше метра.
Значит, какое расстояние было до шляпы?

5 - 6 АБЗАЦЫ.
- Какой опасности подвергал себя мальчик? Как об этом говорит автор?

- Наверное, он был очень смелый?
(Смелым этот поступок не назовёшь. Он даже не сразу заметил, что залез так высоко. В этот момент он рисковал жизнью попусту.)

- Как вели себя люди на палубе сначала? (Читаем в рабочей тетради)

- В какой момент изменилось отношение матросов к проделкам обезьяны и поведению мальчика? (Читаем в рабочей тетради.)

- Как автор передаёт состояние людей?
(Все замерли от страха.)

- Прочитайте последнее предложение 6 абзаца. Почему ему никто не помогал?

7 АБЗАЦ
- Какой момент был самым опасным?
(Когда кто-то ахнул от страха.)

- Что значит мальчик «опомниться»? (В рабочей тетради)
(Очнуться, прийти в себя, стать способным понимать.)

- Что понял мальчик?
( Именно в этот момент он понял, как высоко залез и в какой он теперь опасности.)

8 АБЗАЦ
Учитель
Переживания и мысли отца мальчика (капитана) Толстой не описал подробно. Но он написал о его поведении. Давайте прочитаем, как вёл себя капитан.
- Зачем в руках отца мальчика было ружьё?
(Чтобы охотиться на чаек.)
- Что сделал отец, чтобы спасти сына?
- Объясните фразу «тотчас прицелился».
( Очень быстро принял решение.)

- Почему отец-капитан требует чтобы мальчик прыгнул в воду, а не просто приказывает ему? Почему грозит застрелить его?
(Мальчик осознал, на какой высоте он стоит, не держась, следовало побудить его к прыжку в воду, испугав.)

- Почему капитан требовал, чтобы сын прыгнул именно в воду?
(Если мальчик упадёт в воду - у него есть шанс на спасение, если на палубу -
нет.)

- Какие черты характера капитана проявились в эту трудную минуту?
(Решительность, находчивость, сила духа. Он мог быстро принимать правильные решения в сложных ситуациях.)

Слайд 20.
- Обратите внимание, как мальчик прыгнул в воду?
- О чём это говорит?
(Что он умел прыгать в воду, что он не забыл в трудный момент, как это сделать правильно.)

Слайд 21.
9 АБЗАЦ.
- Найдите в этом абзаце сравнение.
- Что такое «пушечное ядро»?
- Почему 40 секунд показались всем очень долгими?
- А на самом деле 40 секунд это много или мало?
(Мало, но для такого момента много.)

10 АБЗАЦ
- Почему капитан закричал, убежал и заплакал, когда стало ясно, что мальчик спасён?
(Он пережил слишком сильное потрясение; он очень сильно испугался за сына; от счастья, что всё хорошо закончилось.)

- Сравните, как вёл себя капитан, когда увидел мальчика на верхушке мачты, и как, когда убедился, что сын вне опасности.

- Подумайте, как к такому человеку относились матросы? (Они его уважали.)
Учитель.
- А теперь, прежде чем вернуться к вопросу, на который мы пытались ответить в начале урока, давайте ещё раз перечитаем слова, которые характеризуют поведение мальчика и поведение обезьяны.

Слайд 22.
МАЛЬЧИК:
не знал, смеяться или сердиться;
пригрозил и крикнул;
покраснел, скинул куртку;
бросился за обезьяной;
взобрался по верёвке;
закричал и полез выше;
разобрал задор и он не отставал;
очень раззадорился;
бросил мачту и ступил на перекладину;
глянул вниз и зашатался.

Слайд 23.
ОБЕЗЬЯНА:
вертелась и забавляла всех;
корчилась, прыгала, делала смешные рожи,
передразнивала людей и ещё больше расходилась;
подпрыгнула и сорвала шляпу,
надела её и взобралась на мачту;
дразнила мальчика, делала ему рожи;
взобралась ещё выше;
подманила;
корчилась, показывала зубы и радовалась.
- Сравните их поведение.
(Оно похоже.)
- Как вы думаете, как автор относится к поступку мальчика?
(Он его осуждает.)
- За что?
(За то, что он – человек, вёл себя как обезьяна.)
Слайд 24.

- Какие черты характера мальчика сыграли роль в этом случае?
(Хвастовство, самолюбие, обидчивость, желание сделать всё по-своему.)

- Кто же был виноват в том, что мальчик оказался в такой ситуации?
(Он сам и матросы. Они – взрослые люди и могли предвидеть эту ситуацию. )
- А обезьяна? Она же дразнила его.
(Обезьяна – животное, а мальчик – человек.
Он должен был думать над своими поступками.)

Слайд 25.

- Чему учит нас это произведение?
(Задумываться над своими поступками, не теряться в трудных ситуациях, вовремя справляться со своими чувствами. Этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья–то жизнь. В рассказе «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он бы упал на палубу и разбился.)

- А почему в конце произведения ничего не сказано об обезьяне?
(Она не главный герой, а причина случившегося.)
- А кто главный герой?
(Мальчик и его отец.)
- А почему капитан – тоже главный герой. Он появляется в конце произведения, а мы так много о нём говорим.
(Благодаря капитану всё хорошо закончилось, он показал пример,
как надо вести себя в сложных ситуациях.)
Учитель.
-Это необыкновенное умение Л. Н. Толстого одной - двумя фразами, даже несколькими словами, передать душевное состояние героя, его характер.
- Какая главная мысль этого произведения?
(Находчивость и самообладание – необходимые качества человека.)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
- К какому жанру относится это произведение.
(Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. В нём ничего не говорится ни о прошлой жизни героев, ни о будущей. Рассказывается только один случай из их жизни героев.)
- Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»?
(Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)

ГРУППОВАЯ РАБОТА.
Разделить рассказ на части, используя сюжетно – композиционный треугольник.
Слайд 26.
ПРОВЕРКА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
- С чего начинается треугольник?
(Начинается треугольник с вступления.)
- Как вы его отметили?
(Первый абзац.)
- Какое настроение у людей на корабле? (Этот вопрос ставлю к каждой части.)
- Что дальше?
(Начало действия, или завязка.)
- Сколько абзацев она занимает?
(Второй абзац.)
-Что происходит дальше?
(Дальше развиваются действия.)
- Сколько абзацев вы отметили?
(6 абзацев)
- Прочитайте последнее предложение.
- Что происходит на вершине нашего треугольника?
(Кульминация.)
- Что такое кульминация?
(Самое важное событие в рассказе.)
- Какая кульминация в нашем рассказе?
(Поступок капитана - 9 абзац.)
- Что дальше?
(Продолжает развиваться действие.)
- До какого момента?
(«Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать».)
- О чём мы ещё не сказали?
(Конец действия – развязка.)
- Прочитайте.
Слайд 27.

СРАВНИВАНИЕ ДВУХ МАЛЬЧИКОВ: ГЕРОЯ РАССКАЗА ТОЛСТОГО И ТЁМУ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГАРИНА–МИХАЙЛОВСКОГО «ТЁМА И ЖУЧКА».
Подумай:
почему они полезли за животными;
обдуманы ли были их поступки;
что чувствовал каждый из них, пока лез;
чем кончились для ребят эти происшествия;
какие качества мальчиков открылись в их действиях;
как ты относишься к этим героям.
Слайд 28.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: ТЕСТЫ.
- А теперь я хочу проверить, как каждый из вас усвоил содержание этого рассказа.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1. Дифференцированное задание в учебнике №7.
2. В рабочей тетради стр. 34 №5.

ИТОГ УРОКА.
- Назовите автора и произведение, которое мы изучали.

Слайд 29.
Большой, мудрый человек и гениальный писатель Лев Николаевич Толстой учит жизни, учит главным качествам любого человека, любого возраста и всякого времени не только многочисленными известными всему миру произведениями, но и всей своей жизнью: общением с людьми, отношением к труду, к миру природы, вещей.
Слайд 30.
«Толстой – великая русская душа, светоч, воссиявший на земле он стал для нас путеводной звездой».
(Р. Роллан.)


Литература
1. М. И. Байкова, Е. С. Гостимская. Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс. Москва: ВАКО 2004г.
2. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Тесты по литературному чтению 3 класс. Москва: АСТ Астрель.
3. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение» Э. Э. Кац. Москва: АСТ Астрель 2007.
4. С. В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. Москва: ВАКО 2006г.