Элективный курс Российская государственная символика


Пояснительная записка.
Особую значимость в этой связи приобретает обращение к государственной символике России. Ознакомление детей с символами своего государства традиционно является одним из элементов воспитания детей в духе патриотизма. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл. На основе знакомства с символикой происходит непосредственное прикосновение детей к отечественной истории. Одновременно этот материал является необходимым дополнением к курсам истории, обществознания, изучаемым в школе, поскольку современные символы РФ имеют давнюю и богатую историю.

Основные цели курса:

Изучение государственных символов России как части отечественной истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение многовековой жизни народов нашей страны.
Расширение кругозора учащихся
Формирование гуманистической направленности личности учащихся, приобщение к духовным ценностям, накопленным народами нашей страны за многовековую историю.
Воспитание патриотических чувств, формирование гражданина.

Задачи курса: изучить историю становления и развития государственных символов России; интегрировать полученные знания в курс истории, обществознания, краеведения, права; обучить школьников основам работы с историческими документами, применяя ранее полученные знания; способствовать формированию у обучающихся таких качеств личности как патриотизм, активная гражданская позиция, толерантность, социальная компетентность; оказать помощь в самореализации интеллектуальных, творческих, исследовательских и эстетических способностей обучающихся. Предполагаемые результаты изучения курса 1. Знание основных этапов истории становления и развития государственных символов России: флага, герба, гимна; интеграция полученных знаний в курс истории, обществознания, краеведения, права. 2. Умение анализировать исторические документы, связанные с символикой российского государства, давать им оценку, уметь высказывать свое мнение по содержанию курса. 3. Сформированность гражданской позиции школьника по отношению к государственной символике России, приобретение таких качеств как толерантность и социальная компетентность. 4. Реализация интеллектуальных, творческих, исследовательских и эстетических способностей через выполнение разнообразных заданий по выбору учащихся. Итоговая аттестация обучающихся осуществляется путем защиты реферата, проекта, компьютерной презентации или иной итоговой работы (по выбору обучающихся

Изменения, внесенный в рабочую программу:
Рабочая программа курса рассчитана на 17 часов. А по учебно – тематическому планированию по рекомендациям по организации предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях края. Под общей редакцией В.А. Аникеева г. Ставрополь, СКИПКРО, 2005 г. дается 12 часов, поэтому происходит увеличение часов следующих тем:

Название темы
Количество часов по рабочей программе
Количество часов по авторской программе

Тема 1
Государственный герб
4 ч


Тема 2
Государственный флаг
6 ч


Тема 3
Государственный Гимн
6 ч



Праздник «День государственных символов России»
1 ч



Итого:
17 ч
12 ч


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

ТЕМА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ

Урок 1. Государственный герб.
Содержание: Современный государственный герб РФ.
Что такое герб?
Урок 2.Государственный герб
Содержание: Составление части герба.
Версии о происхождении российского герба
Урок 3.Государственный герб
Содержание: Эволюция герба России в 16-19 вв.
Российский герб в эпоху Петра Великого.

Урок 4. Государственный герб
Содержание: Государственный герб России и Б.В. Кене
Советские гербы (1917 – 1993 гг.)
Герб новой России
.

ТЕМА 2. Государственный флаг.

Урок 5. Государственный флаг
Содержание: История флага.
Что изучает вексиллология?
Знамена Европы.

Урок 6. Государственный флаг
Содержание: Стяги Древней Руси.
Какую роль играли знамена?
Как выглядели русские средневековые знамена?
Знамена допетровской Руси

Урок 7. Государственный флаг
Содержание: Рождение российского флага
Петр Первый и знамена.
Андреевский флаг.

Урок 8. Государственный флаг
Содержание: Знамена 18 века
Государственные флаги России 19-начала 20вв.

Урок 9. Государственный флаг
Содержание: Обострение вопроса о государственном флаге в начале 20 в.
Победа красного знамени.

Урок 10. Государственный флаг
Содержание флаги советской эпохи
непростое возвращение трехцветного флага

ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН.

Урок 11. Государственный гимн.
Содержание: Что такое государственный гимн
История гимнов
Первые национальные гимны.

Урок 12. Государственный гимн.
Содержание: Гимны Руси
Преображенский марш

Урок 13. Государственный гимн.
Содержание: Гимн русского дворянства
Первый официальный гимн России «Боже, царя храни!»

Урок 14. Государственный гимн.
Содержание: Гимн русского дворянства
Первый официальный гимн России «Боже, царя храни!»

Урок 15. Государственный гимн.
Содержание: Неофициальные гимны России
Новый государственный гимн СССР (1 января 1944 г.)

Урок 16. Государственный гимн.
Содержание: Государственный гимн РФ
Порядок официального исполнения государственного гимна.

Урок 17. Праздник
Содержание: «День государственных символов России» (итоговый урок)



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Как уже было сказано выше, в программе представлен краткий курс Российской государственной символики. Он состоит из 17 уроков. В нем содержится необходимый минимум сведений, который должны освоить ученики в ходе обучения.
Так как курс Российской государственной символики еще не включен в основную сетку преподавания, учитель может сам определять количество уроков по данной теме. Вариант преподавания курса учитель выбирает самостоятельно. Материал можно преподавать в качестве единого курса (краткого или полного). Но возможен вариант преподавания, когда на различных стадиях обучения в ходе проведения уроков истории, обществознания или дополнительных уроков, будет постепенно излагаться материал данного курса. Проверочная работа может быть проведена либо на отдельном занятии после изложения всего курса или при включении проверочных заданий в контрольные, иные проверочные работы к курсам истории, обществознания.
В целях повышения интереса к проблемам государственной символики можно рекомендовать учащимся самостоятельно подготовить краткие 5-10 минутные сообщения (во время изучения соответствующих эпох: Ивана III – о гербе, Алексея Михайловича – О флаге и др.)


ЛИТЕРАТУРА
Серов Б.Н. «Государственная символика»
- М: ВАКО, 2004 г.
Е.В. Пчелов «Государственная символика России: герб, флаг, гимн»,
Русское слово, 2002 г.
Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 в
М: ОЛМА-Пресс, Образование, 2003 г.
Федеральные законы о государственных символах России (документы)
Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе РФ» (25 декабря 2000 г)
Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации» (25 декабря 2000 г)
Федеральный конституционный закон «О Государственном гимне РФ» (25 декабря 2000 г)
Указ о Дне государственного флага РФ
Указ о Знамени Победы



Учебно-тематический план курса:
«Российская государственная символика: история и современность»».


Тема
занятия
Форма занятия
Объем учебной нагрузки
Форма контроля.
Результативность


Раздел I. Государственный герб (4часа)


1.
Государственный герб:
Современный государственный герб РФ.
Что такое герб?

Урок – практикум.
1ч.
Классификация гербов с применением компьютера.

2.
Государственный герб:
Составление части герба. Версии о происхождении российского герба

Работа в группах
1ч.


3.
Государственный герб:
Эволюция герба России в 16-19 вв. Российский герб в эпоху Петра Великого.

Групповая работа
1ч.
Анализ тестов

4.
Государственный герб:
Государственный герб России и Б.В. Кене. Советские гербы (1917 – 1993 гг.)
Герб новой России

Виртуальный урок
1ч.
Анализ тестов

Раздел II. Государственный флаг (6 часов)


5.
Государственный флаг:
История флага.
Что изучает вексиллология?
Знамена Европы.

Сообщения учащихся (задание на опережение)
1ч.
Рейтинговая оценка сообщений

6.
Государственный флаг:
Стяги Древней Руси.
Какую роль играли знамена?
Как выглядели русские средневековые знамена?
Знамена допетровской Руси

Групповая работа с разными поисковыми заданиями на общий результат
1ч.
Самооценка групп

7.
Государственный флаг:
Рождение российского флага
Петр Первый и знамена.
Андреевский флаг.

Исследовательская работа
1ч.
Составление конспекта

8.
Государственный флаг:
Знамена 18 века Государственные флаги России 19-начала 20вв.

Мозговой штурм
1ч.
Тренинг

9.
Государственный флаг:
Обострение вопроса о государственном флаге в начале 20 в.
Победа красного знамени.

Конференция
1ч.
Сообщения учащихся

10.
Государственный флаг:
Флаги советской эпохи непростое возвращение трехцветного флага

Исследовательская работа
1ч.
Конспект

Раздел III. Государственный гимн (6 часов)


11.
Государственный гимн:
Что такое государственный гимн
История гимнов
Первые национальные гимны.

Школьная лекция
1ч.


12.
Государственный гимн:
Гимны Руси
Преображенский марш.

Виртуальный урок
1ч.
Конспект

13.
Государственный гимн:
Гимн русского дворянства
Первый официальный гимн России «Боже, царя храни!»

Виртуальный урок
1ч.
Тестирование

14.
Государственный гимн:
Гимн русского дворянства
Первый официальный гимн России «Боже, царя храни!»



Практикум
1ч.







Тезисный план

15.

Государственный гимн:
Неофициальные гимны России Новый государственный гимн СССР (1 января 1944 г.)

Лекция
1ч.


16.
Государственный гимн:
Государственный гимн РФ. Порядок официального исполнения государственного гимна.

Лекция
1ч.


17.
«День государственных символов России» (итоговый урок)

Праздник
1ч.
















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415