Коммуникативные проблемы в общеобразовательном учреждении и пути их решения.



Коммуникативные проблемы в общеобразовательном учреждении и пути их решения.

Философский энциклопедический словарь определяет коммуникацию как общение, обмен мыслями, сведениями, идеями, то есть передачу того или иного содержания от одного сознания(коллективного или индивидуального) к другому. В настоящее время коммуникации в управлении занимают важное место в области научных знаний, связанной с практикой эффективного управления современной организацией. Обмен информацией включён во все основные виды деятельности организации, следовательно, если коммуникативные связи (как внутренние так и внешние) не существуют или не действуют, это отрицательно сказывается на функционировании всей организации.
Коммуникация считается успешной, если получатель информации понимает правильно смысл, вложенный отправителем.
Примеры негативных последствий.
- Разрыв коммуникаций приводит к нарушению сознания и деятельности человека. Если человек лишается социальных контактов, он сталкивается в своей практической и познавательной деятельности с рядом трудностей. Люди, которые проводят долгое время в одиночестве – отшельники, узники, жертвы кораблекрушения – отстают в развитии общества, психически неуравновешенны, склонны к самоубийству.
- Если коммуникации не налажены, от этого могут страдать межличностные отношения в коллективе.
Отсутствие устойчивой коммуникации между руководителем и подчиненными о планах и изменениях в планах приводит к бездействию персонала, потере инициативы сотрудников.
Коммуникативные проблемы в общеобразовательном учреждении возникают при восприятии информации получателем. Нередко у него появляется неправильная интерпретация информации, полученной от отправителя. Всегда в коллективе находятся педагогические работники, отвергающие новые идеи или ставящие их под сомнение. В результате возникает искажение восприятия и процесс обратной связи замедляется, что отражается на показателях деятельности общеобразовательного учреждения.
Для установления эффективности обратной связи необходимо контролировать понимание полученной информации и первые результаты действий подчиненных.
Пути решения проблем:
- Коммуникацию необходимо устанавливать с учетом прошлого опыта, долговременных интересов и целей организации.
- Учитывать потоки информации сверху вниз, снизу вверх и горизонтальные.
- Использовать взаимное консультирование между лицами на одном уровне, что увеличивает уверенность в собственных решениях.
- Поощрять участие всех сотрудников в потоке коммуникации, но поток информации должен передаваться в определенном направлении и последовательности, т.е. обеспечить управление информационными потоками.
- Проявлять постоянное внимание к процессам обмена информацией (встречи с подчиненными, обсуждение предстоящих перемен, отчеты по результатам контроля).
- Организовать систему обратных связей (опрос работников, система сбора предложений от педагогических работников).
- Использовать при передаче сообщений параллельно несколько каналов связи (письменную и устную речь).
- Использовать современные информационные технологии.
- Проводить анализ передаваемой информации.
- Планировать коммуникации, находить такие способы выражения своих мыслей, которые соответствуют уровню восприятия подчиненного.
- проводить мероприятия, направленные на приобретение коммуникативных навыков, умения вести спор, навыков делового разговора, излагать аргументы, анализировать и урегулировать конфликты, поддерживать контакты (деловые и ролевые игры, круглые столы, практикумы, тренинговые методики).