Рабочая программа курса внеурочной деятельности Хочу все знать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»








Рабочая программа
курса «Хочу всё знать» для 1В класса
(наименование курса, для какого класса)

2014-2015
( срок реализации программы)

Составлена на основе программы

Исследовательская деятельность младших школьников А.И.Савенков
___________________________ _________________
(наименование программы) (автор программы)


Никифорова Ольга Викторовна
(Ф,И,О, учителя (преподавателя), составившего рабочую программу



г. Черногорск
2014г.




·.Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Хочу всё знать» общеинтеллектуальной направленности для организации внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
-основной образовательной программой МБОУ «Лицей»;

Составлена на основе программы исследовательского обучения А.И.Савенкова. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Данная программа является актуальной, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Программа направлена на формирование умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы.
Программа предназначена для развития познавательной активности, любознательности, учит мыслить.
Программа повышает уровень знаний обучающихся по предметам и в области исследовательской деятельности.
Цель:  программа направлена на развитие познавательного интереса к познанию неизвестного в окружающем мире благодаря исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Развитие познавательных процессов в учебной деятельности.
Воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления. Участие в КВНах, викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, города, республики.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7- 11 лет.
Наполняемость групп: 12-15 человек.
Сроки реализации программы: 4 года
Содержание программы представлено 4 сквозными модулями: «Познавательные процессы», «Исследовательские умения», «Самостоятельная исследовательская практика», «Наблюдения, опыты и эксперименты».
Данный курс внеурочной деятельности проводится по выбору (желанию) родителей обучающихся.

·
·.Общая характеристика учебного курса
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, математикой)
Образовательная программа ориентирована на достижение результатов определенного уровня:
для 1-2-го класса – приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности;
для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;
для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного интеллектуального действия;

·
·
·.Описание места учебного курса в учебном плане
Программы рассчитана 4 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня. В
1 классе по 25 минут, 2-4 классах по 35 минут. Место проведения занятий – учебный кабинет, библиотека, музеи, выставки.

Количество часов по классам
Общее количество часов

1класс
2 класс
3 класс
4 класс


66
68
68
68
270


IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; – освоение эвристических приемов рассуждений; – формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; – развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; – формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
1 класс
Личностные
Метапредметные
Предметные

Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе) (Л1)
Самооценка (представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;) (Л2)
Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия;).(Л3)
Регулятивные УУД:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; (Р1)
умение действовать по плану и планировать свою деятельность (Р2)
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем; (Р3)
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной; (Р4)
основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем. (Р5)
Познавательные УУД:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); (П1)
синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов; (П2)
выбор оснований и критериев для сравнения; (П3)
классификации объектов; (П4)
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. (П5)
Коммуникативные УУД:
преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях; (К1)
понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; (К2)
ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения (К3)
уметь классифицировать;
уметь задавать вопросы;
уметь строить схемы, чертежи, рисунки;
уметь пользоваться справочниками;
уметь рассказать о эксперименте и опыте;
уметь проводить наблюдение и рассказывать о результатах.


2 класс
Личностные
Метапредметные
Предметные

Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе) (Л1)
Самооценка (представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием); (Л2)
Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью) Л3

Регулятивные УУД:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; Р1
умение действовать по плану и планировать свою деятельность; Р2
преодоление импульсивности, непроизвольности; Р3
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем; Р3
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем; Р4
форма выполнения учебных действий материальная/материализованная; речевая, умственная; Р5
степень развернутости (в полном составе операций или свернуто) Р6
Познавательные УУД:
подведение под понятия, выведение следствий; П1
установление причинно-следственных связей; П2
построение логической цепи рассуждений; П3
умение структурировать знания; П4
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; П5
смысловое чтение, извлечение информации; П6
определение основной и второстепенной информации П7
Коммуникативные УУД:
понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору; К1
учет разных мнений и умение обосновать собственное; К2
умение договариваться, находить общее решение К3
уметь работать с приборами для наблюдений;
уметь формулировать гипотезы;
уметь делать обобщения;
уметь задавать вопросы;
уметь выделять главное и второстепенное;
уметь составлять рассказ по заданному алгоритму;
уметь выбрать тему исследования;
уметь собирать материал по теме исследования

3 класс
Личностные
Метапредметные
Предметные

Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе)
Самооценка (представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

Регулятивные УУД:
преодоление импульсивности, непроизвольности; Р1
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Р2
умение адекватно воспринимать оценки и отметки; Р3
самостоятельное выполнение или в сотрудничестве; Р4
различение способа и результата действий; Р5
умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль Р5
Познавательные УУД:
построение логической цепи рассуждений; П1
выдвижение гипотез и их обоснование; П2
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; П3
знаково-символические моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов; П4
умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме П5
выбор эффективных способов решения задач; П6
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; П7
смысловое чтение, извлечение информации; П8
определение основной и второстепенной информации; П9
свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей; П10
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации П11
Коммуникативные УУД:
умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; К1
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; К2
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания К3
уметь выдвигать гипотезы;
уметь планировать проведение эксперименты;
уметь проводить опыты;
уметь проводить наблюдения;
уметь проводить анализ и синтез;
уметь отвечать на вопросы по теме исследования;
уметь делать выводы и умозаключения;
уметь давать определение понятиям;
уметь выбирать тему и составлять план исследования;
уметь составить доклад выступления;
уметь находить нужную информацию;


4 класс
Личностные
Метапредметные
Предметные

Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе)
Самооценка (представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

Регулятивные УУД:
умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; Р1
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности; Р2
умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль); Р3
адекватность и дифференцированность самооценки; Р4
умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха Р5
Познавательные УУД:
построение логической цепи рассуждений; П1
выдвижение гипотез и их обоснование; П2
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; П3
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; П4
смысловое чтение, извлечение информации; П5
определение основной и второстепенной информации; П6
свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей; П7
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; П8
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем П9
Коммуникативные УУД:
рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий, К1
способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; К2
умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности К3
уметь определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
выделять главное и второстепенное в собранном материале;
выделять из текста основные понятия и давать им определения;
классифицировать предметы, процессы, явления и события;
выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
ранжировать выдвигаемые идеи;
предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
делать выводы и умозаключения;
указывать пути дальнейшего изучения объекта;
презентовать свою работу.



V
·. Планируемые результаты освоения учебного курса
Выпускник научится:
Обучающийся будет знать:
основные особенности проведения исследований разных видов;
методы исследования;
правила выбора темы и объекта исследования;
основные логические операции, их отличительные особенности;
правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
выделять главное и второстепенное в собранном материале;
выделять из текста основные понятия и давать им определения;
классифицировать предметы, процессы, явления и события;
выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
ранжировать выдвигаемые идеи;
предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
делать выводы и умозаключения;
указывать пути дальнейшего изучения объекта;
презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно- практические задачи:
самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
работать в коллективе, группе;
презентовать работу общественности.
Выпускник получит возможность научиться:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать, проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов

Первый уровень результатов
(1 класс)
Второй уровень результатов
(2-3 класс)
Третий уровень результатов
(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения исследовательских задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской деятельности.
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода исследований, самостоятельном выборе тем, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных исследований по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации исследовательских работ, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали










V
·
·. Содержание учебного курса

Название модуля
Общее кол-во часов
Теоретических занятий
Практических занятий

1 год обучения


·
Познавательные процессы
20
8
12


·
·
Исследовательские умения
30
10
20


·
·
·
Наблюдения, опыты и эксперименты
12
5
7


·V
Самостоятельная исследовательская практика
4
1
3

2 год обучения


·
Познавательные процессы
20
6
14


·
·
Исследовательские умения
30
10
20


·
·
·
Наблюдения, опыты и эксперименты
12
4
8


·V
Самостоятельная исследовательская практика
6
2
4

3 год обучения


·
Познавательные процессы
15
6
9


·
·
Исследовательские умения
31
8
23


·
·
·
Наблюдения, опыты и эксперименты
12
4
8


·V
Самостоятельная исследовательская практика
10
3
7

4 год обучения


·
Познавательные процессы
15
5
10


·
·
Исследовательские умения
29
8
21


·
·
·
Наблюдения, опыты и эксперименты
12
4
8


·V
Самостоятельная исследовательская практика
12
3
9


V
·
·
·. Тематическое планирование

Модуль
Содержание
Виды деятельности
Планируемые результаты
Форма организации

1 класс






·
Познавательные процессы
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Где человек использует способность исследовать окружающий мир. Умеют ли животные исследовать мир?
Что такое научные исследования? Где и как используют результаты научных исследований? Знакомство с методами исследования.
Познакомиться с новыми понятиями.
Познакомиться с методами исследования.
Л1, Л2, Л3
Р1, Р3
П5
К1, К2, К3
Ф.орг.деятельности:
фронтальная,
индивидуальная, групповая;






·
·
Исследовательские умения
Что такое суждение. Как высказывать суждение. Что такое классификация. Какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Знакомство с понятиями: схема, чертёж, график, формула. Что такое справочник, энциклопедия.
Классифицировать по различным признакам. моделировать, используя схемы, рисунки, чертежи.
Работать со справочной литературой.
Л1, Л2, Л3
Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
П4, П5
К1, К2, К3
Ф.орг. деятельности:
фронтальная,
индивидуальная, групповая


·
·
·
Наблюдения,
опыты

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Преимущества и недостатки наблюдения. Тренировка наблюдательности. Проведение экспериментов с доступными объектами. Проведение опытов.
Проводить наблюдения во время экскурсий. Практические работы с опытами.
Л1, Л2, Л3
Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
П1, П2, П3, П4,П5
К1, К2, К3
Ф.орг. деятельности:
фронтальная,
индивидуальная, групповая


·V
Сам-ая
практика
Проведение мини-исследования на экскурсии. Экспресс – исследование «Как люди собирают коллекции». Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов.
Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
Л1, Л2, Л3
Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
П1, П2, П3, П4,П5
К1, К2, К3
Ф.орг. деятельности:
фронтальная,
индивидуальная, групповая

2 класс


·
Познавательные процессы
Корректировка представлений об исследованиях и исследователях. Научные открытия в нашей жизни. Какие науки и какие области исследований известны.
Рассказывать по плану об исследователях и исследованиях.
Л1, Л2, Л3
Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
П1, П2, П3, П4,П5
К1, К2, К3
Ф.орг. деятельности:
фронтальная,
индивидуальная, групповая


·
·
Исследовательские умения
Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические занятия на анализ и синтез. Как давать определение понятиям.
Анализировать объект и явление. Проводить анализ и синтез различных объектов.
Л1, Л2, Л3
Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
П1, П2, П3, П4
К1, К2, К3
Ф.орг. деятельности:
фронтальная,
индивидуальная, групповая


·
·
·
Наблюдения, эксперименты
Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Научные открытия на основе наблюдений. Знакомство с приборами для наблюдений. Практические занятия на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Работать с доступными материалами для проведения эксперимента. Наблюдать и описывать результаты.
Л1, Л2, Л3
Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
П1, П2, П3, П4,П5
К1, К2, К3
Ф.орг. деятельности:
фронтальная,
индивидуальная, групповая


·V
Сам. практика
Что такое защита работы. Как правильно подготовить доклад. Как выбрать тему исследования. Коллективная игра-исследование.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).
Выбирать тему исследования.

Л1, Л2, Л3
Р1, Р2, Р4, Р5, Р6
П1, П2, П3, П4,П5, П6,П7
К1, К2, К3
Ф.орг. деятельности:
фронтальная,
индивидуальная, групповая

3 класс


·
Познавательные процессы
Знакомство с понятием «интуиция». Как интуиция помогает в исследовании. Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает выработать гипотезы.


Объяснять понятие «интуиция». Приводить примеры интуитивных решений. Выдвигать гипотезы.
Л1, Л2, Л3
Р1, Р2, Р3, Р4, Р5, Р6
П 1 – П 10
К1, К2, К3
Ф.орг.деятельности:
фронтальная,
индивидуальная, групповая


·
·
Исслед. умения
Практические занятия на анализ и синтез. Как выделить главное и второстепенное. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Коллективные игры-исследования.
Уметь работать с информацией. принимать участие в коллективных исследованиях.
Л1, Л2, Л3
Р1, Р2, Р3, Р4, Р5,Р6
П 1 – П10
К1, К2, К3
Ф.орг. деятельности:
фронтальная,
индивидуальная, групповая


·
·
·
Наблюдения, опыты и эксперименты
Наиболее интересные открытия, сделанные методом наблюдения. Работа с приборами, созданными для наблюдения. Проведение опытов.



Составлять план проведения опытов. Анализировать результаты опытов.
Л1, Л2, Л3
Р1, Р2, Р3, Р4, Р5, Р6
П 1 – П 10
К1, К2, К3
Деятельности:
фронтальная,
индивидуальная, групповая


·V
Самостоятельная
практика
Планирование собственного выступления. Подготовка доклада, схем, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.





Готовить выступление по теме исследования.
Л1, Л2, Л3
Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
П1, П2, П3, П4,П5
К1, К2, К3
Деятельности:
фронтальная,
индивидуальная, групповая

4 класс


·
Познав. процессы
Ассоциации и аналогии в научном поиске. Что означает выражение «умение видеть» проблему. Что такое проблема и как её выявляют.
Определять цели и задачи исследования.
Л1, Л2, Л3
Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
П1, П2, П3, П4,П5
К1, К2, К3
Деятельности:
фронтальная,
индивидуальная, групповая


·
·
Исслед. умения
Практические занятия развитие логического мышления. Практические занятия по тренировке умения задавать вопросы. Как классифицировать.
Решать логические цепочки. Классифицировать по различным признакам. составлять вопросы по тексту, выступлению. Структурировать тексты.
Л1, Л2, Л3
Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
П1, П2, П3, П4,П5
К1, К2, К3
Деятельности:
фронтальная,
индивидуальная, групповая


·
·
·
Наблюдения, опыты и эксперименты
Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования. Практические занятия на продуцирование гипотез и провокационных идей. Проведение опытов и экспериментов.
Сравнивать научный прогноз и предсказания. проводить опыты.
Л1, Л2, Л3
Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
П1, П2, П3, П4,П5
К1, К2, К3
Деятельности:
фронтальная,
индивидуальная, групповая


·V
Сам. практика
План выбора темы собственного исследования. Подготовка детских работ к публичному выступлению. Проведение исследований.
Проводить самостоятельно исследование. Оформлять папку исследователя. Презентовать свою работу.
Л1, Л2, Л3
Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
П1, П2, П3, П4,П5
К1, К2, К3
Деятельности:
фронтальная,
индивидуальная, групповая





























VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного курса

Используемая литература:

Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение: Владос, 1994.
Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку. - АСТ, Хранитель, Прайм-Еврознак, Харвест, 2008
Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2001
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: «Учебная литература», 2006 г..
Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005.
Интернет – ресурсы для реализации программы
Занимательные научные опыты для детей   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Познавательные опыты для детей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Жидкие» фокусы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Занимательные опыты на кухне [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Изучаем химию - ставим опыты вместе с детьми [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Изучаем животный мир - ставим опыты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Лабораторное оборудование

Оборудование
Кол-во
комплектов

1
Комплект цифрового измерительного оборудования для проведения естественно – научных экспериментов в начальной школе «Архимед»
1


Компьютерное и прикладное оборудование

  Оборудование

1
Персональный компьютер

2
Мультимедийный проектор

3
Сканер

4
Ксерокс

5
Принтер

6
Экран

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
         Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Источником информации являются материалы, имеющиеся в фондах библиотек, экскурсии.
   Теоретические задания помогают выполнить образовательную функцию. Формы их проведения разнообразны: игра, беседа, работа с  дополнительной литературой.
   Практические занятия позволяют реализовать воспитательную цель и развивать творческие способности учащихся. Виды практической деятельности: экскурсии, познавательные и интеллектуальные игры, викторины.
  Программа внеурочной деятельности включает в себя материал, позволяющий вести простейшие наблюдения в природе, самостоятельно работать с дополнительной литературой, устно описывать объекты природы, а также предусматривает поисковую работу, исследовательскую деятельность.
Формы организации внеурочной деятельности:
1. Индивидуальные
2. Групповые
3.Фронтальные
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,;
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Перечень материально-технических  средств, для реализации программы:
1. классная комната,
2. библиотека,
3.  наличие канцелярских принадлежностей,
4.  аудиоматериалы и видеотехника,
5.  компьютер,
6.  проектор,
7.  экран.
Система оценки планируемых результатов
В классах ведётся «Тетрадь моих достижений», куда дети записывают свои вопросы или «почемучки» и, стараются выдвинуть свою гипотезу, доказывающую  своё утверждение или  опровергая её.
Личностные результаты:
-самоопределение: «Лестница успеха»
-цветовая оценка результатов: «Светофорик»
-поощрительные наклейки, рисунки за достижения в учёбе: «Поляна успеха»,
Предметные результаты:
-участие в предметной неделе начальной школы,
-участие в викторинах, конкурсах по окружающему миру
       
Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться, на основе наблюдения учителем.


Метапредметные результаты


Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД


1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности










Календарно – тематическое планирование курса «Хочу всё знать» на 2013-2014г.

Название темы
Кол-во ч
Дата
Фактич


Раскрытые и нераскрытые тайны природы.
1
05.09.13



Что такое исследование и кто такие исследователи?
1
06.09.13



Как задавать вопросы?
1
12.09.13



Океаны и моря
1
13.09.13



Какой остров самый большой?
1
19.09.13



Пустыни на карте
1
20.09.13



Игра – исследование «Самые высокие горы в Хакасии, России, мире»
1
26.09.13



Наблюдение и наблюдатели
1
27.09.13



Такие разные облака
1
03.10.13



Великолепие полярного сияния
1
04.10.13



Вулканы
1
10.10.13



Подземный мир
1
11.10.13



Учимся выделять главное и второстепенное
1
17.10.13



Кто самый чуткий и зоркий?
1
18.10.13



Таёжные хищники. Кто они?
1
24.10.13



Кто сильнее: лев или тигр?
1
25.10.13



Какие бывают медведи?
1
31.10.13



Почему клёст выводит своих птенцов зимой?
1
14.11.13



Почему павлин распускает хвост?
1
15.11.13



Лесные певцы
1
21.11.13



Почему кукушка бросает птенцов?
1
22.11.13



Самые-самые среди птиц
1
28.11.13



Что такое гипотеза? Учимся выдвигать гипотезы.
1
29.11.13



Почему страус прячет голову в песок?
1
05.12.13



Интеллектуальная Игра «Лес чудес»
1
06.12.13



Кто такой Дед Мороз?
1
12.12.13



Чем отличается Дед Мороз от Санта Клауса?
1
13.12.13



Как празднуют Новый год в других странах?
1
19.12.13



Почему снег белый?
1
20.12.13



Проект «Цветные льдинки»
1
26.12.13



Проект «Снег и лёд»
1
27.12.13



Учимся выделять главное и второстепенное
1
16.01.14



Проект. Кто самый чуткий и зоркий?
1
17.01.14



Проект. Таёжные хищники. Кто они?
1
23.01.14



Проект. Кто сильнее: лев или тигр?
1
24.01.14



Проект. Зачем животным хвост?
1
30.01.14



Зачем кошке усы?
1
31.01.14



Как правильно делать выводы из наблюдений?
1
06.02.14



Кто относится к насекомым?
1
07.02.14



Чем питается бабочка?
1
20.02.14



Бабочки – путешественники.
1
21.02.14



Как пауки плетут свою паутину?
1
27.02.14



Почему божью коровку так назвали?
1
28.02.14



Хлебное дерево. Железное дерево
1
06.03.14



Растения - хищники
1
07.03.14



Живые барометры
1
13.03.14



Игра «Эрудиты царства растений»
1
14.03.14



Что такое анаграммы?
1
20.03.14



Что такое шарады?
1
21.03.14



Что такое метаграммы?
1
03.04.14



Азбука и алфавит
1
04.04.14



Занимательные головоломки по русскому языку.
1
10.04.14



Числовые лабиринты
1
11.04



Задачи с недостающими и лишними данными.
1
17.04



Задачи с несколькими решениями.
1
18.04



Задачи-смекалки, задачи-шутки.
1
24.04



Волшебные (магические квадраты) и волшебная таблица.
1
25.04



Игры со спичками.
1
08.05



Математические головоломки
1
15.05



КВН “Считай, смекай, отгадывай”.
1
16.05



Что такое опыт и эксперимент. Какие бывают эксперименты?
1
22.05



Как спланировать эксперимент?
1
23.05



Проведение эксперимента с бумагой
1
29.05



Проведение эксперимента с водой
1
30.05



Проведение эксперимента со светом
1




Опыт «Невидимые чернила»
1




Опыт «Радуга в стакане»
1




Игра «Эрудит»
1



Итого:
66 часов













Рекомендована Утверждаю
методическим объединением Директор МБОУ «Лицей"
учителей начальных классов ___________/С.М.Малюченко
Протокол № от «__» _____ 2014 «___» _____________ 2014




¬ђ Заголовок 215