Брейн-ринг по литературе для учащихся 6 классов. (по рассказу «Багульник» Ю.Я. Яковлев)


Брейн-ринг по литературе для учащихся 6 классов.
(по рассказу «Багульник» Ю.Я. Яковлев)
Брейн- ринг направлен на развитие познавательного интереса у учащихся к  предмету  литературы. Интеллектуальная игра  проводилась в целях:
1.Формирования у учащихся понятий о нормах русского литературного языка.
2.Умения применять учащимися  знаний о русском литературном языке в речевой практике.
3.Проверки у ребят умения анализировать художественные произведения с учетом их жанрово-родовой специфики.
4.Сплочения классных коллективов.
5. Выявления  талантливых, эрудированных учащихся.
Цель: обобщить и повторить сведения по рассказу «Багульник» Ю.Я. Яковлев
Оборудование: раздаточный материал, интерактивная доска.
Ход урока.
Организационный момент. Знакомство с правилами игры. Деление на три команды, выбор капитанов, названия команд. Работа с терминами: брэйн в переводе с английского – мозг, брейн – ринг – интеллектуальная игра.
Мероприятие было направлено на знание учащимися литературных произведений, авторов, истории литературного процесса в рамках школьного курса.
Цели: формировать у уч-ся  понятий о нормах русского литературного языка, умение применять знания о них в речевой практике; проверить у учащихся владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; приобщать уч-ся через изучение литературы к ценностям национальной и мировой культуры.
Проведение мероприятия:
Учитель: Уважаемые ребята! Мы сегодня с вами проведем брейн-ринг  по знанию нашего рассказа. Вы проявите свою эрудицию и смекалку. Итак, мы начинаем нашу игру.
Ведущий: Название, девиз  ваших команд, желательно, чтобы оно соответствовало нашему рассказу. За представление-1 балл каждой команде, за  оригинальность - дополнительный балл.
Игра «Брейн-ринг»
Команда №1
Название:
Девиз:
1.Заглавие отражает тему или основную мысль рассказа?
2.Назовите жанр произведения.
3.Какую задачу ставил перед собой автор.
4.Как относилась к герою учительница?5.Как собаки относятся к мальчикам?6.Каковы хозяева собак?
Игра «Брейн-ринг»
Команда №2
Название:
Девиз:
1.Заглавие отражает тему или основную мысль рассказа?
2.Назовите жанр произведения.
3.Какую задачу ставил перед собой автор.
4.Чем для Косты является звонок?5.Куда мчался Коста?6.Изменилось ли ваше отношение к Косте теперь?
Игра «Брейн-ринг»
Команда №3
Девиз:
Аргумет:
1.Заглавие отражает тему или основную мысль рассказа?
2.Назовите жанр произведения.
3.Какую задачу ставил перед собой автор.
4.Что меняется в главном герое до и после уроков?5.Можно ли считать Косту милосердным? Почему?
6. Подумайте, почему Косте так хорошо с собаками и почему он почти не находит общего языка с одноклассниками?
Подведение итогов. Награждение команды-победителя.
Вопросы:
1)Как относилась к герою учительница?2)Чем для Косты является звонок?3)Куда мчался Коста?4)Как собаки относятся к мальчикам?5)Каковы хозяева собак?6)Что меняется в главном герое до и после уроков?7)Можно ли считать Косту милосердным? Почему?
8.Изменилось ли ваше отношение к Косте теперь?
9.Учитель.  Подумайте, почему Косте так хорошо с собаками и почему он почти не находит общего языка с одноклассниками?
10.Заглавие отражает тему или основную мысль рассказа?
11.Назовите жанр произведения.
12.Какую задачу ставил перед собой автор.
Ответы:
1. С самого начала учительница наблюдает за странным мальчиком, который выделяется среди остальных. Он молчалив и застенчив, даже ответ у доски загоняет его в тупик. А странная история с веточками, которые благодаря Косте, сумели преобразится в прекрасный багульник, заставляет ее задуматься, а так ли прост этот на первый взгляд невзрачный мальчик, о жизни которого ничего не известно.  И вот во время слежки ей открывается удивительное увлечение мальчика, теперь она понимает все, и на душе у нее становится тепло,  видя все это, ей тоже хочется почувствовать это, то самое чувство, осознание того, что где-то тебя ждет существо, маленькое, но очень нуждающееся в твоей помощи, она чувствует близость себя и этого мальчика, который посвящает все свое время братьям нашим меньшим. Это особенно ярко показывает момент, где она ели сдерживается, чтобы не подойти и не погладить собачку. А после встречи на пристани, она наконец осазноет все важность дела, которое делает мальчик. ОНа испытывает чувство гордости, радости, сострадания, понимая и любви.
2. Звонок для Косты, это знак что пора в путь, ведь где-то там его ждут с нетерпением и трепетом. Это знак, призывающий его помочь тем созданиям, что не в силах помочь самим себе, это знак, который не дает ему забыть, что братьям нашим меньшим нельзя забывать, что мы все еще есть у них, люди которые их приручи.
 3.Коста мчится на помощь тем собакам, что попали в трудную ситуацию, чьи хозяева больше не могут подарить им свое тепло и заботу, а он может! И поэтому это так важно для него, и он никогда не пропустит дня, чтобы повидаться с ними, с той ей хозяин не может гулять, с тем кого хозяева позабыли, с той, чей хозяин тяжко болен и с тем чей хозяин больше не вернется.
4. Они рады встрече с Костой, они верят (Собаки разных пород, но все человеку, они преданы ему).
5. Есть хозяева любящие, ответственные. Просто они не в состоянии гулять со своими собаками из-за болезни или немощи. А есть и такие, кто, уехав, оставляет на балконе живое существо на произвол судьбы.
6. Быстрый, подвижный, чуткий, добрый, способный жертвовать успехами в учёбе, выносливый, проделывает огромный путь со своими питомцами).7.Милосердие – готовность помочь кому-нибудь и простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
8.Изменилось ли ваше отношение к Косте теперь?
( Да. Он нам нравится. Забыто первое впечатление, восхищаешься его добротой, чуткостью, умением быть самим собой, он милосердный. Такие люди нужны в любые времена, наше время тоже нуждается в таких людях. Мы понимаем: под школьным костюмом бьется сердце преданного друга.)9. Подумайте, почему Косте так хорошо с собаками и почему он почти не находит общего языка с одноклассниками?
( Может быть, собак, в отличие от некоторых людей, всё понимают без слов, не обманывают, не предают, ждут и тогда, когда это безнадежно.)
10.Заглавие отражает тему или основную мысль рассказа?
(Основную мысль).
11.Назовите жанр произведения. (рассказ)
12.Какую задачу ставил перед собой автор.
(Задача, которую решал автор в данном рассказе- показать отрицательные поступки людей и выразить симпатии к положительным. Для решения этой задачи АВТОР рисует особый случай, помогающий нам разглядеть в обычном мальчике огромное заботливое сердце ГЕРОЯ. Картина эта раскрывается в его поступках, о которых читателю сообщает АВТОР в роли рассказчика – повествователя.)