Технологическая карта урока по теме Задачи на совместную работу


Технологическая карта урока. Математика, 5 класс, учитель Сивцева Р.О.
Тема: Задачи на совместную работу Тип урока: открытие новых знаний В теме: первый урок
Цель урока: Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия совместная работа в зависимости от объема работы, формирование умения «видеть» производительность и работу, приводить примеры задач, применять при выполнении действия дробей
Задачи урока: Образовательные Использовать приемы решения задач на совместную работу. Применение дробей к решению задач.
Развивающие Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную речь
Воспитательные Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству
Новые термины и понятия: Производительность труда, совместная работа, единица времени
Планируемый результат: УУД Личностные: решение задач на совместную работу, используют эквивалентные представления решения задач с дробными числами, обозначая работу единицей
Познавательные: выбирают и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней
Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Подготовка к изучению алгебры и физики Индивидуальная,
Фронтальная,
парная Учебник,
Раздаточный материал,
Компьютер,
Презентация,
Этап урока Время Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты Оценка результата деятельности ученика
Организационный
2 мин Включение учащихся в учебную деятельность Приветствую учащихся, сообщаю структуру урока
А начать урок я хочу словами французского философа и математика Рене Декарта:
«Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»
Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок
Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны
Актуализация знаний 5 мин Актуализация знаний, повторение умения находить части от целого и целого по его части, фиксирование индивидуальных затруднений, Чтобы узнать что-нибудь новое, надо вспомнить старые знания, которые пригодятся нам для открытия нового знания.
- Угадайте ключевое слово всех наших последних занятий. У меня есть две подсказки:
- с какими числами мы работали на том уроке?
– она может быть правильной или неправильной,
Это слово: ДРОБЬ
Организую индивидуальное повторение задач на дроби:
Слайд:3
1.Найдите 27 от 14; 1/7 от 49
2. Найдите число, если
1/3 которого 5,
3/7 которого 21
3. первая бригада может выполнить задание за 3 часа, а вторая бригада то же задание за 6 часов. За сколько часов это задание выполнят две бригады , если будут работать вместе ? Устно выполняют задания, закрепляют умение находить части от целого и целое по его части
Находят неизвестную задачу.
15
49 Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания
Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения Участие в устной работе
Создание проблемной ситуации 3 мин Обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия Давайте , выясним, как называются такие задачи .

-Как называются задачи. Где кто-то выполняет некоторые действия, работает?
-А как назвать задачи,где идёт речь о работе сразу нескольких объектах?
.
-Как вы считаете, в жизни встречаются такие ситуации? Приведите примеры. Какой вывод можно сделать?
.
-Итак, запишите тему сегодняшнего урока «Задачи на совместную работу».
Решаем 3 задачу. У кого какое предложение?
-Что у вас получилось? -Задачи на работу.
-Задачи на совместную работу
-Да. ( примеры приводят)
Вместе работа выполняется быстрее, легче, веселее
-Записывают тему урока в тетрадях
-Пытаются решить задачу
Дают варианты ответов Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия,
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение Понимают, что появляется новое математическое понятие и т.д., участвуют в диалоге, выводят правило сравнения обыкновенных дробей
Формулирование проблемы: тема и цель урока 3 мин Обсуждение необходимости введения нового знания -Почему ответы разные? В чём состоит затруднение?
-Тогда сформулируйте цель нашего урока.
Действительно, не всегда в задачах на совместную работу известен объём работы, или его невозможно выразить в каких-то единицах измерения. Например, построить дом, сделать домашнее задание, сделать уборку в квартире и т. д.
.
. -Мы не знаем объём работы
-Вывести алгоритм решения задач на совместную работу, где неизвестен объём работы
-Научиться решать задачи на совместную работу, где неизвестен объём работы
Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие, формулируют тему, цель,
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение Понимают, что появляется новое математическое понятие, участвуют в диалоге, учатся приводить примеры, записывают тему урока
Открытие нового знания 8 мин Знакомство и фиксирование определений Как же тогда можно обозначить всю целую выполненную работу?
Слайд 5. 6.7
-А чем тогда выразится скорость работы , часть работы за единицу времени , например за 1 час (производительность?)
- Теперь решим задачу слайд 8
Составьте задачу по слайду 9.
Слайды 10.11
из предложенных шагов составьте алгоритм решения таких задач -Её можно обозначить единицей
- Частью.
Выходят к доске. Расставляют шаги алгоритма в правильном порядке
Учатся применять определения в процессе фронтальной и парной работы Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность
Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем Открывают новые определения и их применение
Первичное применение нового знания 7 мин Формирование навыка применения новых знаний Работа по учебнику
№ 957 в)
Учатся применять алгоритм в процессе парной работы Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу
Проговаривают алгоритм ; на конкретных примерах учатся их применять
Самостоятельная работа по закреплению изученного ранее 5 мин Обеспечение усвоения алгоритма решения задач на совместную работу Самостоятельная работа . Слайд
Взаимопроверка Слайд Самостоятельно работают
Обмениваются с заданиями и проверяют работы
( работа в парах) Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам
Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия
Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой Выполняют задание на сравнение обыкновенных дробей
рефлексия 3 мин Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какую задачу ставили?
Рефлексия: Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)
Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий
Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений Д\з1 мин Обсуждение домашнего задания Составить задачу и решить
№958, 961 1) Первая бригада может отремонтировать дорогу за 90 дней, а вторая – за 45 дней. За сколько дней могут отремонтировать дорогу обе бригады, работая вместе?
2) Через одни кран можно наполнить бак за 30 часов, а через другой – за 20 часов. За какое время наполнится бак, если включить оба крана.
3) Фрезеровщик может обработать партию деталей за 3 часа, а его ученик - за 6 часов. Успеют ли они обработать это количество деталей за 2 часа, если будут работать вместе?
4) Библиотеке нужно переплести книги. Одна мастерская может выполнить эту работу за 16 дней, вторая – за 24 дня, а третья - за 48 дней. В какой срок могут выполнить эту работу три мастерские, работая одновременно.
1) Первая бригада может отремонтировать дорогу за 90 дней, а вторая – за 45 дней. За сколько дней могут отремонтировать дорогу обе бригады, работая вместе?
2) Через одни кран можно наполнить бак за 30 часов, а через другой – за 20 часов. За какое время наполнится бак, если включить оба крана.
3) Фрезеровщик может обработать партию деталей за 3 часа, а его ученик - за 6 часов. Успеют ли они обработать это количество деталей за 2 часа, если будут работать вместе?
4) Библиотеке нужно переплести книги. Одна мастерская может выполнить эту работу за 16 дней, вторая – за 24 дня, а третья - за 48 дней. В какой срок могут выполнить эту работу три мастерские, работая одновременно.
1) Первая бригада может отремонтировать дорогу за 90 дней, а вторая – за 45 дней. За сколько дней могут отремонтировать дорогу обе бригады, работая вместе?
2) Через одни кран можно наполнить бак за 30 часов, а через другой – за 20 часов. За какое время наполнится бак, если включить оба крана.
3) Фрезеровщик может обработать партию деталей за 3 часа, а его ученик - за 6 часов. Успеют ли они обработать это количество деталей за 2 часа, если будут работать вместе?
4) Библиотеке нужно переплести книги. Одна мастерская может выполнить эту работу за 16 дней, вторая – за 24 дня, а третья - за 48 дней. В какой срок могут выполнить эту работу три мастерские, работая одновременно.
1) Первая бригада может отремонтировать дорогу за 90 дней, а вторая – за 45 дней. За сколько дней могут отремонтировать дорогу обе бригады, работая вместе?
2) Через одни кран можно наполнить бак за 30 часов, а через другой – за 20 часов. За какое время наполнится бак, если включить оба крана.
3) Фрезеровщик может обработать партию деталей за 3 часа, а его ученик - за 6 часов. Успеют ли они обработать это количество деталей за 2 часа, если будут работать вместе?
4) Библиотеке нужно переплести книги. Одна мастерская может выполнить эту работу за 16 дней, вторая – за 24 дня, а третья - за 48 дней. В какой срок могут выполнить эту работу три мастерские, работая одновременно.